Цели:
- познакомить учащихся с биографией П.Бажова (кратко), дать понятие “сказ”, “иллюстрация”;
- развивать: пространственное и образное мышление; умение использовать средства художественной выразительности: высокий и низкий горизонт, выделение главного в рисунке; умение выражать свое отношение к изображаемому через цвет; воображение, фантазию;
- формировать навыки работы с красками;
- воспитывать творческое отношение к заданию;
- объединить в коллективной (групповой) работе творческие усилия по созданию проекта иллюстрации и воплощение ее в жизнь.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации художников, книги автора, готовая обложка будущей “книги”, на столах отрывки из сказа, которые учащиеся будут иллюстрировать.
На уроке используются: презентация с краткой биографией П.Бажова; видеофильм, основанный на иллюстрациях художников-иллюстраторов: Е.Попковой, Т.Шеваревой, М.Федоровской, Б.Игнатьева, Ю.Лышко, А.Коковкина.
І. Орг. момент
ІІ. Постановка темы и цели
Беседа
(слайды 1 и 2) 15 января 1879 года в городе Сысертский завод на Урале в семье Петра Васильевича и Августы Степановны Бажёвых (так писалась тогда фамилия этой семьи) родился сын Павел. Отец Павла – потомственный уральский рабочий, горнозаводской мастер, мать – кружевница в “рукодельной мастерской”.
(слайды 3 и 4) Детство будущего писателя прошло среди уральских мастеровых людей. Павел был способным и любознательным учеником. Родители, люди небогатые, все же нашли возможность продолжить обучение сына в Екатеринбурге, в духовной семинарии. В 14 лет Павел поступает в Пермскую духовную семинарию, где учится 6 лет. Оканчивает семинарию третьим учеником по сумме баллов.
(слайд 5) После окончания семинарии Бажов поступил работать учителем. Одновременно с учительской работой Павел Петрович много занимается изучением фольклора и этнографии, истории родного уральского края.
(слайд 6) Книгу сказов – знаменитую “Малахитовую шкатулку” - Бажов создал, когда ему было уже 60 лет. Сборник включал в себя 14 сказов.
(слайд 7) Павел Бажов любил в детстве слушать старых горняков, и лучшим рассказчиком был Василий Андреевич Хмелинин: в сказах он выведен под именем деда Слышко.
(слайд 8) Сказы “Малахитовой шкатулки” были представлены читателю как истории дедушки Слышко.
- Что такое сказ? Чем он отличается от сказки или рассказа? (Сказ – устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу)
(слайды 9 и 10) Действие всех сказов Павла Бажова происходят в горах и лесах Урала.
Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Однажды великан растянул его, пояс лег через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
“Урал” по-башкирски – “пояс”. Длина его 2500 километров.
Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.
(слайд 11) На Урале родилось слово “самоцветы”. Так называют драгоценные камни. Урал родина малахита, орлеца. Мрамора, яшмы и других цветных камней.
(слайд 12) В память о писателе в Екатеринбурге открыли дом-музей Бажова.
(слайд 13) В Москве есть улица Бажова, а рядом с бажовской - Малахитовая; на ВВЦ можно видеть фонтан “Каменный цветок”. На театральной сцене поставлены спектакли; сняты художественные фильмы и мультфильмы, в т.ч. “Серебряное копытце”, которое мы будем с вами сегодня иллюстрировать.
(слайд 14 - демонстрация видеофильма, выполненного с использованием иллюстраций к сказу “Серебряное копытце”)
- Видеофильм составлен на основе иллюстраций художников к произведению “Серебряное копытце”.
- Что такое иллюстрация?
Иллюстрация – вид книжной графики, ее основа. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике.
Иллюстрация к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателя.
Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были И.Билибин, Э.Лисицкий, А.Пахомов, Е.Чарушин, В.Конашевич и др.
Итак, работать мы сегодня будем в технике “коллаж”.
(слайд 15)
- Вспомним, что это за вид работы. (наклеивание каких-либо материалов на готовую основу)
(слайды 16-20)
Работать вы сегодня будете в группах и выступите в качестве художников-иллюстраторов. Каждая группа получит свой отрывок из сказа “Серебряное копытце”, который и будет выполнять.
ІІІ. Работа в группах
- Что называется “коллаж”?
- Какова работа в технике коллаж? (подбираем вырезки с учетом перспективы: большая по размеру – внизу листа; меньшая – выше на листе)
- В иллюстрациях к данному произведению в основе лежит или пейзаж, или интерьер. Если пейзаж – как работаем над ним? Если интерьер – как работаем над интерьером? (разбор)
- После того, как мы написали фон (в цвете), мы приклеиваем вырезки. Распределяем еще раз, как выгоднее будут смотреться герои, и только тогда приклеиваем к основе.
- При работе используем палитру.
ІV. Подведение итогов. Составление книги.