Цели:
- Познакомить с ролью приставок, основными правилами правописания приставок.
- Формировать умение применять на практике правила правописания приставок.
- Развивать орфографическую зоркость, логику, познавательную активность, внимание, память, речь, творческую фантазию.
Оборудование: проектор, презентация. Раздаточный материал: рабочие листки, тест.
Ход урока
1. Орг.момент
- покажите жестами ваше настроение.
2. Актуализация знаний.
- придумайте однокоренные слова с корнем –уч- и садитесь.
(ученик, учитель, учиться, ученый, учащийся ...)
Вывод: почему слова однокоренные?
3. Постановка цели.
- сегодня продолжим учиться подбирать и распознавать однокоренные слова, познакомимся с новой частью слова. (слайд 1)
4. чистописание.
- но сначала проведем такую игру “Я умею писать лучше всех”.
- для этого проведем гимнастику для пальчиков.
- Для написания расшифруйте такую фразу.
Зрб сб н нс. (Заруби себе на носу). (слайд 2)
- Объясните, что она обозначает.
- Запишем комментируя , выделяя все орфограммы.
5. Объяснение нового.
а) Фронтальная работа.
Комментированное письмо.
- Подберите к слову -заруби- однокоренные слова.
(поруби, наруби, сруби, отруби, выруби, подруби, переруби....)
- Выделите корень.
- Что изменялось в этих словах? (начало слова)
- Часть слова, которая стоит перед корнем – приставка.
- Для чего она нам служит? (образовывали однокоренные слова)
Вывод:
- Что же такое приставка?
Я начну, а вы продолжите.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов. (слайд 3)
б) Работа по учебнику стр.
- выделим приставки в данных словах.
6. Закрепление.
а) Устная работа.
- Я прочитала у одного ученика вот такой стишок. (слайд 4)
Я хадил сегодня в лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз.
- Исправьте ошибки. Объясните написание.
- Найдите слова с приставками. Докажите.
Б) Письмо по памяти.
- Запишите это четверостишее по памяти. Выделяя орфограммы и приставки.
В) Самопроверка. (слайд 4)
- Проверьте и поставьте себе оценку.
Г) Релаксация
- Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я называю приставку, а вы говорите, что надо сделать.
- в (включить) - пере (переключить) - вы (выключить)
Вывод: какой вывод вы можете сделать?
- Приставка имеет свой смысл и служит для образования новых слов.
Д) Работа в группах.
Жеребьёвка ответственных в каждой группе.
1 группа – доверяю
2 группа – доверяю, но проверяю
3 группа – проверяю
1 группа
Пере- За- При- В- До- - ходить
Под- От- По- На- Вы-
2 группа
Пере- Из- При- Раз- До- - водить
Под- От- По- На- Вы-
3 группа
Пере- Из- При- Раз- До- - учить
Под- От- По- На- Вы-
Проверка.
Отчитываются руководители групп.
Вывод: какие приставки запомнили? (слайд 5)
Памятка
Состоит из одной буквы о-, в-, с-, у- Из двух букв С гласной -а- на-, за-, С гласной -о- По-, со-, до-, во-, от-, об- Другие Вы-, вз-, из-, ис-, Из трех букв С гласной –о- Обо-, под-, воз- С гласной –а- Над-, раз-, И другие При-, пре-, изо- Из четырех букв Пере-, подо-,
Гимнастика для глаз. (слайд 6,7,8)
е) Различие приставок и предлогов. Устная работа
- Многие приставки очень дружат с предлогами. Как отличить предлог от приставки?
(между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово)
Игра
Хлопни всего разок,
Если в слове есть предлог.
А приставку услыхали –
Хором все ее назвали.
В саду вырос цветок необычайной красоты. Ранним летним утром он распустился. От него распространялся великолепный запах.
7. Рефлексия.
а) Заполните рабочие листки у вас на столах. Приложение 1. (Слайд 9)
б) Тест. Приложение 2.
А теперь я узнаю, как вы усвоили новую информацию.
Найдите верное продолжение к утверждению и выпишите букву.
в) Проверка. (слайд 10)
г) Релаксация.
Составьте из данных фигур выражение лица и покажите свое настроение.