Цели урока:
Образовательные:
- закрепить умение делить слова на слоги;
- закрепить умение выделять ударный слог в слове;
- закрепить умение выделять гласные в слове.
Развивающие:
- развивать фонематический слух через определение слогов в слове и выделение ударного слога;
- развивать мыслительные операции – обобщение через игру “Рассади животных”;
- развивать память через игру “Собери слово”;
- развивать чувства ритма и словарный запас через придумывание чистоговорок;
- развивать мелкую моторику через составление слогов из палочек.
Воспитывать:
- воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование: палочки в коробочке, сигнальные карточки с цифрами, поезд с животными, слова с пропущенными слогами, парашютисты со слогами, морской котик и мячики со слогами, зеркала на каждого.
Ход занятия
I. Организационный момент
– Сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из двух слогов.
II. Артикуляционная гимнастика
– Чтобы нам хорошо поработать мы с вами подготовим наши органы речи. Взяли зеркала.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (Упражнение “Лопаточка”)
Язык иголочкой потом потянем тонким острием. (Упражнение “Иголочка”)
А потом пойдем гулять, по ступенечкам шагать. (Язык перешагивает через зубы)
По ступенькам пошагал, на качели побежал. (Упражнение “Качели”)
Вверх взлетел он смело…. Но пора за дело.
Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор. (Упражнение “Заборчик”)
Гвозди, молоток и клещи – нужные в работе вещи.
Молоток стучит “ТУК-ТУК!” Языку он лучший друг. (Упражнение “Автомат”)
Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать. (Упражнение “Маляр”)
Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.
Он с лошадкой погуляет. (Упражнение “Лошадка”)
И грибов насобирает. (Упражнение “Гармошка”)
Погоняет он в футбол и забьёт в ворота гол.
Очень сложная задача – загонять в ворота мячик. (Упражнение “Футбол”)
Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой. (Упражнение “Горка”)
Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк.
III. Пальчиковая гимнастика
– Что мы сейчас с вами подготовили к работе?
– А теперь нужно подготовить к работе наши пальчики. Взяли палочки в коробочке. Сложите из палочек букву К, рядом с ней букву А.
– Прочитайте что получилось? (КА)
– Придумайте с этим слогом слово, состоящее из двух слогов. (каша, Катя, канат, калач)
– А сейчас превратите букву К в букву Ж, а букву А в букву У.
– Какой слог получился? (ЖУ)
– Придумайте с этим слогом слово, состоящее из двух слогов ( жуки, журнал, журавль)
– Молодцы! Хорошо позанимались и подготовили пальчики к работе.
IV. Сообщение темы занятия.
– Сегодня на занятии мы с вами будем делить слова на слоги, выделять ударный слог и выделять гласные в слове.
V. Развитие фонематического слуха
– Возьмите сигнальные карточки и я посмотрю как вы умеете определять количество слогов в слове.
Логопед называет слова, ученики поднимают карточки с цифрами 1, 2, 3 определяя количество слогов в словах.
КОТ, САМОЛЕТ, МАЛИНА, КАША, СУП, ЛОЖКА, СОСКА, ВОРОНА.
– Молодцы!
VI. Деление слов на слоги
1. Рассади пассажиров.
– Посмотрите на картинку и скажите, кто это? (КОРОВА)
– Кто еще изображен на картинках? (КОЗА, КОТ, ГУСЬ, УТКА, КУРИЦА)
– На какие две группы можно разделить этих зверей? (Птицы и животные)
– Птицы и животные решили отправиться в путешествие на поезде и купили билеты. Давайте рассадим пассажиров. В 1 вагоне поедут пассажиры, в названии которых один слог, во 2 вагоне , в названии которых два слога, в 3 вагоне пассажиры, в названии которых три слога.
Ученики рассаживают пассажиров.
– Почему в слове КОТ один слог? (ученики объясняют: сколько в слове гласных столько и слогов)
Аналогичная работа со всеми словами.
– Ребята, скажите, что помогло правильно рассадить всех пассажиров.
– Верно, мы всегда помним правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
– Если об этом будем помнить, то поможете парашютистам приземлиться на свое место.
2. Найди нужный слог
– Для этого нужно прочитать слово и догадаться какой парашютист (слог) должен туда приземлиться. Постараемся слова запомнить.
– Скажите, почему в слове машина слышим Ы, а пишем И? Какое есть правило?
– На какой слог падает ударение? Какие гласные в этом слове.
Логопед закрывает слова.
– А сейчас вы должны вспомнить на какие слова приземлялись парашютисты.
– Начертите схемы к данным словам.
БЕРЕЗА, СОСНА, МАШИНА, ДОМИК, САМОЛЕТ, КРАПИВА.
Проверка.
Физминутка
Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы ножками потопаем: топ-топ-топ.
Качаем головой: так-так-так.
Мы руки поднимаем, мы руки отпускам.
На месте мы бегом и сядем тихо-тихо.
3. Собери слово
– Посмотрите на картинку на ней изображен ТИККО.
– Понятно, что это за животное?
– А как узнать, что это за животное?
– Правильно, нужно переставить слоги. Мы ведь знаем правило: Слоги в словах должны стоять в правильном порядке. Так кто это?
– Верно это морской котик. Его так назвали, потому что он живет в холодной морской воде. Морские котики очень умные, поэтому они выступают в цирке. Вот и мы сейчас вместе с морским котиком поиграем с мячиками, на которых написаны слоги. Эти слоги нужно составить в правильном порядке, чтобы получились слова.
СНЕ-ЖИН-КА | МО-ЛО-КО | БЕ-ГЕ-МОТ |
БА-НАН | ЖИ-РАФ |
– Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните гласные и самостоятельно поставьте ударение.
– Поверим как вы поставили ударение и какие гласные подчеркнули.
– Молодцы! Все выполнили работу правильно.
4. Развитие чувства ритма
– А теперь мы немного посочиняем. Я задам вам слог, а вы должны будете придумать к нему рифму.
СА-СА-СА– ……………………….(колбаса, оса)
ШКА-ШКА-ШКА-…………………..(кошка, мышка, букашка)
ЦО-ЦО-ЦО-………………….(лицо, яйцо)
– Молодцы! Хорошие рифмы придумали!
VII. Итог занятия.
Мы сегодня делили слова на слоги. Скажите, как узнать сколько в слове слогов?