"Оператор повторения. Циклы". 9-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока:

  • Познакомить с новыми понятиями “цикл”, “ переменные цикла”, “тело цикла” и подвести учащихся к понятию о существовании различных видов циклических структур в программировании.
  • Cоздать условия для развития познавательного интереса и логического мышления учащихся через анализ условия задач, возникающих на практике.

Цели, ориентированные на развитие личности ребёнка:

  • развивать личностное отношение к учебным предметам;
  • создавать условия для развития умения высказывать своё мнение, аргументировать его,
  • повышать самооценку учеников.

Задачи урока:

Образовательные:

  • активизировать деятельность учащихся по повторению изученного ранее материала,
  • определить и объяснить понятие цикла, показать построение алгоритма с использованием циклических структур,
  • организовать практическую работу учащихся на компьютере.

Воспитательные:

  • организовать на уроке атмосферу сотрудничества и свободу высказываний,
  • повышение мотивации учащихся путем использования игрового изложения материала,
  • интерес к предмету через применение компьютерных технологий.

Развивающие:

  • организовать исследовательскую деятельность учащихся в рамках урока,
  • провести интеграцию информатики с предметами естественно-географического цикла,
  • развить логическое мышление, воображение, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Оборудование урока: презентация, учебники, тетради по информатике.

Участники: учащиеся 9 класса, учитель.

Ход урока

1. Актуализация деятельности учащихся.

Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с эпиграфа

Проблемы никогда нельзя разрешить с тем же образом мыслей, который их породил.
А. Эйнштейн.

Я думаю, сегодня нам все удастся и мы узнаем много нового и интересного.

Вопросы к учащимся:

  1. С какими алгоритмическими структурами мы знакомы?
  2. Что такое линейный алгоритм?
  3. Что такое ветвление?
  4. Какие ветвления бывают?
  5. Как выглядит структура ветвления?

2. Активизация умственной деятельности

Давайте поиграем...

Я задумаю целое число от 1 до 100, а вы постараетесь его отгадать. Например: мною загадано число 17. Кто-либо из вас называет число. После первого ответа, если число не отгадано, возникает неопределенность действий. Возникает проблема - что же делать дальше? - Нужно вернуться назад и назвать новое число. И так продолжать несколько раз до того, пока не отгадаем число.

3. Исследовательская работа учащихся.

Учитель обозначает проблему: какие задачи мы можем решить, организуя неоднократный повтор действий. (Здесь могут появиться самые разные ответы. В ходе диспута принимаются возможные варианты. Это могут быть различные задачи, где несколько раз производятся вычисления по одной формуле и многое другое).

Вопросы к учащимся:

  1. Назовите явления природы, в которых происходит повтор действий?
  2. Как происходит смена времен года?
  3. Как происходит смена дня и ночи?
  4. Как происходит фотосинтез?
  5. Как происходит круговорот воды в природе?
  6. Как происходит жизнь растений?
  7. Какой повтор действий происходит в вашей жизни?
  8. Расскажите о режиме дня.

— Какие образы, впечатления, ассоциации у вас вызывает слово "цикл"? (Высказывания учеников).

— Попробуйте сформулировать определение цикла на основе того, что мы только что услышали. (Высказывания учеников).

Цикл, дословно с греческого – круг. Какие действия можно назвать циклом? (Высказывания учеников).

— Итак, цикл – повторяющееся действие. А может действие повторяться бесконечно? (Высказывания учеников).

— Итак, цикл – повторяющееся действие + условие.

Можно вспомнить сказки – дед тянул репку, позвал бабку, позвал внучку, позвал Жучку и т.д. Какое действие? Тянул. Какое условие? Пока не вытянул. Другие примеры циклов.

— А теперь вспомните "семь раз отмерь – один раз отрежь". Какое условие? (Высказывания учеников).

— Да, здесь считаем. Для счёта надо задать начало и конец – от .. и до .. (Высказывания учеников).

— Начинать можно с "0", с "1", да и вообще с чего угодно! Как Робинзон Крузо считал дни? (Ставил зарубки).

А начал он с какого числа? (С того, когда попал на остров).

4. Изучение нового материала

Алгоритм циклической структуры – это алгоритм, в котором предусмотрено неоднократное выполнение одной и той же последовательности действий.

На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз.

Многократное повторение последовательности действий называется циклом, а многократно повторяющиеся действия – телом цикла.

Применение циклов демонстрирует главное преимущество компьютера перед человеком – выполнение большого числа действий за короткое время. Ведь даже весьма короткий циклический алгоритм, составить который не так уж долго, при исполнении может потребовать выполнения нескольких сотен действий, с которыми компьютер справится намного быстрее, чем человек.

Существует три формы циклов: цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием. Каждая форма имеет стандартное описание на языке схем, а также соответствующий оператор алгоритмического языка.

Определение 1. Цикл с параметром – это цикл, в котором тело цикла выполняется заранее известное количество раз, т.е. известен диапазон изменения параметра. Параметр – это переменная целого типа, которая либо увеличивается, либо уменьшается на единицу.

Цикл реализуется следующим образом:

1) параметру присваивается начальное значение;

2) если значение входит в заданный диапазон, то выполняется тело цикла, параметр изменяется на единицу и выполняется пункт 2;

3) если значение не входит в заданный диапазон, то выполнение цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла может не выполниться ни разу, если начальное и конечное значение цикла образуют пустой диапазон.

Общий вид команды:

for параметр:= начальное значение to конечное значение do тело цикла; ( цикл с шагом +1).

Непустой диапазон будет в том случае, если начальное значение < конечного значения

for параметр:= начальное значение downto конечное значение do тело цикла; (цикл с шагом -1).

Непустой диапазон будет в том случае, если начальное значение > конечного значения

Определение 2. Цикл с предусловием – это цикл, в котором тело цикла выполняется только в случае выполнения условия. Если условие становится неверным, то работа цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла может не выполниться ни разу, если условие цикла сразу задано неверным.

Общий вид команды: while условие do тело цикла;

Определение 3. Цикл с постусловием – это цикл, в котором тело цикла выполняется до тех пор, пока условие, заданное после тела цикла не станет верным. Если условие становится верным, то работа цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла обязательно выполниться хотя бы один раз, даже если условие цикла сразу задано верным.

Общий вид команды: repeat тело цикла until условие ;

Правила оформления циклов в программе Паскаль

Правило 1. Выполнять одну и ту же последовательность команд, в которых есть изменяющийся на единицу параметр.

Правило 2. Циклы ”while” и ”repeat” применяются для записи любой задачи, в которой есть повторяющиеся действия.

Правило 3. Запись команды повторения, в которой параметр увеличивается на единицу:

а) for i : = iнач to iкон do команда;

б) for i : = iнач to iкон do begin команды end;

в) i := iнач ; while i <= iкон do begin команды; i := i + 1; end;

г) i := iнач; repeat команды; i := i + 1; until i > iкон;

Правило 4. Запись команды повторения, в которой параметр уменьшается на единицу:

а) for i : = iнач downto iкон do команда;

б) for i : = iнач downto iкон do begin команды end;

в) i := iнач ; while i >= iкон do begin команды; i := i - 1; end;

г) i := iнач; repeat команды; i := i - 1; until i < iкон;

Правило 5. Если тело цикла в цикле for или в цикле while состоит из нескольких команд (больше одной), то тело цикла должно быть обозначено begin – end.

5. Итог урока

– Итак, мы познакомились с циклами, важнейшей составной частью большинства программ. Мы выяснили, что циклическое действие, которое он выполняет, будет конечным, если существует условие, при выполнении (или невыполнении) которого цикл должен завершиться. Ограничение может быть и по числу повторений цикла. Цикл в программе при каждом новом повторении выполняет действие, которое хотя бы немного отличается о предыдущего.

Завершим мы тему “Циклы” решением задач на следующем уроке. В каждой задаче вначале нужно придумать алгоритм, а затем написать программу.

6. Домашнее задание. Выучить записи в тетради, правила записи циклов.