Многообразие птиц. Птицы Московской и Смоленской областей

Разделы: Биология


Цель: обобщить знания о среде обитания и приспособленности птиц к ней; показать, что в ходе эволюции у птиц разных видов выработались сходные приспособления к выживанию в сходных местах обитания; продолжить формирование умений и навыков работы с текстом.

Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

Проверку можно провести в виде нескольких тестов

1. Движению птиц вперёд способствуют ... перья:

а) хвостовые;

б) пуховые;

в) щетинковидные;

г) маховые.

2. Сложный крестец птиц образован сращением следующих отделов позвоночника:

а) поясничного, крестцового и части хвостового;

б) поясничного и копчикового;

в) грудного и поясничного;

г) крестцового, хвостового и грудного.

3. В скелете птицы цевка образуется в результате срастания:

а) костей запястья;

б) костей пястья;

в) костей предплюсны и плюсны;

г) фаланг пальцев.

4. Птицы могут откладывать крупные яйца, т.к.:

а) имеют открытый таз;

б) не имеют таза;

в) яйца покрыты эластичной оболочкой;

г) откладывают по одному яйцу.

5. К выводковым птицам относится:

а) голубь;

б) дятел;

в) лебедь;

г) попугай.

6. Большой круг кровообращения начинается и заканчивается соответственно в:

а) левом предсердии, левом желудочке;

б) левом желудочке, правом предсердии;

в) правом желудочке, левом предсердии;

г) правом предсердии, правом желудочке.

Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Птицы – самый многочисленный класс наземных позвоночных животных. Оно насчитывает около 8600 современных видов. Их объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые и Типичные птицы.

Надотряд Типичные птицы объединяет 24 отряда, куда входит большинство современных видов птиц. В основном это летающие птицы, поэтому у них хорошо выражены приспособления к полёту. Распространены птицы по всему земному шару. В России встречаются представители 18 отрядов и 720 видов. Они принадлежат к различным экологическим группам.

Учащиеся выступают с сообщениями о птицах с использованием презентации.

  • Птицы леса: дрозды (слайд 50), вертишейка (слайд), бормотушка (слайд 16), буроголовая гаичка (пухляк) (слайд 18).
  • Водоплавающие птицы: белолобый гусь (слайд 9).
  • Птицы побережий водоёмов и болот: аист (слайд 4), бекас (слайд 7), большая выпь (слайд 11), большой веретенник (слайд 14).

Формулировка выводов и их обсуждение.

Домашнее задание: параграф 49, вопросы в конце параграфа, сообщение “Происхождение птиц”.

Презентация.