Цель: обобщить знания о среде обитания и приспособленности птиц к ней; показать, что в ходе эволюции у птиц разных видов выработались сходные приспособления к выживанию в сходных местах обитания; продолжить формирование умений и навыков работы с текстом.
Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
Проверку можно провести в виде нескольких тестов
1. Движению птиц вперёд способствуют ... перья:
а) хвостовые;
б) пуховые;
в) щетинковидные;
г) маховые.
2. Сложный крестец птиц образован сращением следующих отделов позвоночника:
а) поясничного, крестцового и части хвостового;
б) поясничного и копчикового;
в) грудного и поясничного;
г) крестцового, хвостового и грудного.
3. В скелете птицы цевка образуется в результате срастания:
а) костей запястья;
б) костей пястья;
в) костей предплюсны и плюсны;
г) фаланг пальцев.
4. Птицы могут откладывать крупные яйца, т.к.:
а) имеют открытый таз;
б) не имеют таза;
в) яйца покрыты эластичной оболочкой;
г) откладывают по одному яйцу.
5. К выводковым птицам относится:
а) голубь;
б) дятел;
в) лебедь;
г) попугай.
6. Большой круг кровообращения начинается и заканчивается соответственно в:
а) левом предсердии, левом желудочке;
б) левом желудочке, правом предсердии;
в) правом желудочке, левом предсердии;
г) правом предсердии, правом желудочке.
Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Птицы – самый многочисленный класс наземных позвоночных животных. Оно насчитывает около 8600 современных видов. Их объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые и Типичные птицы.
Надотряд Типичные птицы объединяет 24 отряда, куда входит большинство современных видов птиц. В основном это летающие птицы, поэтому у них хорошо выражены приспособления к полёту. Распространены птицы по всему земному шару. В России встречаются представители 18 отрядов и 720 видов. Они принадлежат к различным экологическим группам.
Учащиеся выступают с сообщениями о птицах с использованием презентации.
- Птицы леса: дрозды (слайд 50), вертишейка (слайд), бормотушка (слайд 16), буроголовая гаичка (пухляк) (слайд 18).
- Водоплавающие птицы: белолобый гусь (слайд 9).
- Птицы побережий водоёмов и болот: аист (слайд 4), бекас (слайд 7), большая выпь (слайд 11), большой веретенник (слайд 14).
Формулировка выводов и их обсуждение.
Домашнее задание: параграф 49, вопросы в конце параграфа, сообщение “Происхождение птиц”.