Карта инновационного педагогического опыта

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


1. Формальные параметры (Приложение 1)

2. Содержательные параметры

2.1 Актуальность педагогического опыта.

Отличительные для конца XX – начала XXI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – всё более явно ориентирует его на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Решить такую проблему возможно с помощью инновационных технологий в образовании.

Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования, которое ориентировано не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования выступает понятие “компетенция”.

Инновационный опыт “Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии” актуален и востребован в реальной педагогической практике, так как он направлен на решение главных задач, которые стоят перед современной школой - формирование у обучающихся не только целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и раскрытие их способностей, а также воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способной самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации, то есть на формирование ключевых компетенций, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. При всем при этом, английский язык выступает как среда формирования ключевых компетенций и является инструментом общекультурного развития обучающегося.

2.2 Содержательная форма представления педагогического опыта

Тема инновационного педагогического опыта: “Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии”.

Форма: практико-ориентированный проект.

Участники: педагог, обучающиеся 2–11 классов. Сроки реализации: долгосрочный.

Сущность инновационного педагогического опыта и его практическая значимость заключаются в формировании ключевых компетенций у обучающихся на уроках английского языка. Современные образовательные технологии, используемые автором в процессе преподавания английского языка, являются средством достижения поставленной цели. В проекте продемонстрировано то, какие технологии, по мнению автора, оказывают наибольшее влияние на формирование тех или иных компетенций.

Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития её качеств, уяснения общечеловеческих принципов бытия. Уроки английского языка – благодатная почва для этого. Для развития данной компетенции широкие возможности даёт проблемное обучение.

Технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности (далее по тексту КИМ) является мощным средством формирования у обучающихся учебно-познавательной компетенции. Главной целью технологии КИМ является управление процессом усвоения учеником культуры, в ходе которого развиваются его внутренние потребности, способности, сознание. Коллектив становится внешним механизмом развития личности. Обучение осуществляется в деятельностном режиме, а это один из принципов преподавания иностранного языка в развивающих технологиях. Главное в развитии способностей – научить системе деятельностей: исследовательской, проектировочной, организационной, исполнительской, рефлексивной. Это обеспечивается технологией учебного процесса, который состоит из трёх пространств: целевого, поискового, рефлексивного.

Для того, чтобы подготовить школьников к жизни в современном обществе в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий у обучающихся происходит формирование информационной компетенции на уроках английского языка с использованием ИКТ.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции является целью обучения иностранному языку. Одним из эффективных средств формирования данной компетенции является метод проектов, который автор использует в своей педагогической практике. Предлагаются различные методы, приёмы и формы работы для формирования ключевых компетенций на уроках английского языка.

Иностранный язык является инструментом общекультурного развития человека, поэтому, изучая английский язык, обучающиеся приобщаются к диалогу культур. Сами уроки английского языка и предложенные автором формы работы становятся средой формирования общекультурной компетенции.

Ролевая игра – удачный метод формирования социально-трудовой компетенции. Личность обучающегося, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом компетенции личностного самосовершенствования. Создавая тот или иной урок, автор продумывает такие ситуации, которые дают возможность развивать внутреннюю культуру ребёнка, его правильное мировоззрение. Уроки английского языка являются благодатной почвой для формирования данной компетенции.

Инновационный опыт носит комплексный и системный характер, соответствует общепедагогическим требованиям.

2.3 Инновационная направленность педагогического опыта

Если обратиться к “вызовам времени”, к тем социальным запросам, которые выдвигаются реалиями современной жизни и школьной практики, то можно увидеть, что данный опыт имеет инновационную направленность. В настоящий момент, а ещё более – в ближайшем будущем – востребован выпускник школы, обладающий качественными и системными знаниями, широким спектром разнообразных умений, креативно мыслящий, умеющий находить нестандартные решения для преодоления противоречий и трудностей, способный к активной реализации личностного потенциала. Обучающиеся вовлечены в учебные проекты, творческие занятия на уроках английского языка, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу Новизной данного ИПО является целенаправленная деятельность педагога по формированию ключевых компетенций у обучающихся на уроках английского языка средствами инновационных развивающих технологий.

В своей работе автор использует метод проектов, который является одним из эффективных способов формирования и развития личности обучающихся, отличным способом формирования коммуникативной компетенции. (Приложение 2)

Использование ИКТ на уроках английского языка является важным условием формирования информационной компетенции обучающихся. . (Приложение 3)

До 2009 года автор проекта работал в МБОУ “Менделеевская СОШ” Карагайского района Пермского края. В течение трёх лет с 2006 по 2009 годы принимала участие в реализации федерального эксперимента по внедрению технологии КИМ в образовательном процессе под руководством Мамаевой Е.Е., кандидата педагогических наук, доцента кафедры пед. инноваций и технологий ПОИПКРО по теме “Реализация преемственности развивающего обучения в школе II ступени через использование рефлексивной технологии саморазвития человека” (Приложение 4).

Использование элементов проблемного обучения на уроках английского языка позволяет формировать у обучающихся ценностно-смысловые компетенции. Ролевая игра – один из методов формирования социально-трудовой компетенции. Преподавание английского языка даёт широкие возможности для формирования компетенции личностного самосовершенствования.

Новизна ИПО заключается ещё и в том, что при организации обучения английскому языку, используя инновационные технологии, изменяется функция учителя. Учитель представлен в роли консультанта, который не просто преподносит готовые знания, а создаёт условия для активной деятельности обучающихся, который помогает, консультирует, направляет, побуждает, то есть стимулирует, инициирует и поощряет саморазвитие и самовоспитание.

2.4 Методологическая база педагогического опыта

Принципы, положенные в основу ИПО (Приложение 5)

Понятийно-терминологический аппарат (Приложение 6)

Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С., Хуторского А.В., а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся во мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

2.5 Педагогическая целесообразность педагогического опыта

Педагогическая целесообразность ИПО заключается в построении образовательной среды для формирования основных ключевых образовательных компетенций у обучающихся.

Принципиальное отличие концепции компетентностного подхода в образовании от имеющейся ранее предметно-ориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно - практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.

В качестве одного из решений поставленной задачи является включение в структуру образовательного стандарта общепредметного содержания образования. (Приложение 7)

Цель: обеспечить формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка с использованием возможностей современных образовательных технологий.

Задачи:

  • мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности в процессе изучения английского языка для развития способностей и реализации своих интересов в учении;
  • приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • развивать навыки самоорганизации в процессе обучения иностранному языку;
  • воспитывать толерантность к иноязычной культуре.

Основное внимание уделяется использованию современных образовательных технологий. (Приложение 8).

2.6 Психологическая целесообразность педагогического опыта

Автор знает индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, учитывает их в своей деятельности, тем самым создаёт благоприятную психологическую обстановку на уроках, что способствует успешному усвоению материала и сохранению здоровья детей. (Приложение 9)

2.7 Социальная направленность педагогического опыта

ИПО “Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии” направлен на повышение престижа образования и самообразования обучающихся и всех участников, вовлечённых в реализацию проекта. Технологии, используемые в ходе проекта, информационно-коммуникационная, технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности, метод проектов, технология проблемного обучения позволяют участникам работать индивидуально, самостоятельно, коллективно, в малых и больших группах. Кроме формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций, развиваются и творческие способности и возможности всех участников образовательного процесса.

Организованный педагогом образовательный процесс не только создаёт условия для развития способностей обучающихся, но и соответствует их базовым потребностям, что, в свою очередь, способствует сохранению их здоровья  (Приложение 10).

Данный ИПО даёт возможность и педагогу постоянного заниматься самообразованием, самосовершенствованием, саморазвитием. Педагог развивает у себя такие инвариантные управленческие способности, как исследовательские (контролирующие): постановка целей, сравнение, выделение общего, различного, главного, обобщение, осознание и доказательство позиции себе и другим; проектировочные (постановка цели решения проблемы, коррекция управленческих и исполнительных целей, принятие решения, подбор средств реализации, способов управления, контроль, коррекция); технологические (организация целевого пространства, определение способов деятельности, подбор средств, прогнозирование результата, организация продуктивного, рефлексивного пространства и т.д.); коммуникативные и рефлексивные.

2.8 Воспроизводимость педагогического опыта

На основе данного опыта проводятся открытые уроки, мастер классы. Педагогический опыт распространяется на муниципальном, региональном, федеральном уровнях (Приложение 11)

Необходимые условия реализации инновационного опыта.

Данный педагогический опыт может быть воспроизведён на уровне любого образовательного учреждения.

Кадровые ресурсы: учитель любой квалификационной категории.

Материально-технические ресурсы:

  • реализация данного опыта не требует больших материальных затрат. Необходимы:
  • УМК по английскому языку, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию; дополнительная и методическая литература;
  • при отсутствии лингафонного или хорошо оборудованного кабинета английского языка, можно воспользоваться классной комнатой;
  • желательно, чтобы была мультимедийная установка: экран, проектор, компьютеры для обучающихся, но в случае отсутствия перечисленных ресурсов, можно обойтись одним компьютером для учителя;
  • магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе (желательно, но не обязательно);
  • CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями учебного и музыкального материалов.

2.9 Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.

3. Результативные параметры

3.1 Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Эффективность педагогического опыта по теме “Компетентностный подход к обучению английского языка средствами инновационных технологий” отражена в результатах деятельности педагога. Показателями сформированности ключевых компетенций у обучающихся являются предметные способности (результаты по успеваемости, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня), метапредметные способности и показатели личностного развития обучающихся. (Приложение 12)

3.2 Распространение педагогического опыта. (Приложение 13)

3.3 Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. (Приложение 14)

3.4 Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и обучающихся (воспитанников) в осуществлении педагогического опыта (Приложение 14).

3.5 Публикация педагогического опыта в печати.

Поскольку тема опыта достаточно обширная, то распространение его проходило не в комплексе, а отражались отдельные составляющие опыта:

Всероссийский фестиваль педагогических идей Открытый урок, построенный на использовании ИКТ: Урок-праздник в начальной школе “Добро пожаловать в волшебный мир английского языка!” https://urok.1sept.ru/articles/589053/

Статья “Способы разрешения школьных конфликтов” https://urok.1sept.ru/articles/589109/, “Учимся общаться!”, классный час в 5 классе (в технологии КИМ); https://urok.1sept.ru/articles/589111/.Урок - смотр знаний в 4 классе по теме “Я люблю английский язык!” (с использованием ИКТ) https://urok.1sept.ru/articles/605624/. Общероссийский конкурс “Презентация к уроку” (в рамках Всероссийского фестиваля “Открытый урок” 2010-2011 г.г.– диплом лауреата; 2011–2012 г.г. – диплом победителя – в рамках использования ИКТ в деятельности педагога.

Идёт подготовка материалов данного инновационного педагогического опыта для его размещения на сайт ММЦ Октябрьского района и на сайт МКОУ “Шеркальская СОШ”