Учебник: Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова – География. Начальный курс. – М., Дрофа, 2010.
Цель: сформировать общее представление о Мировом океане и его частях.
Задачи:
1. Изучить основные понятия “залив”, “пролив”, “полуостров”, “остров”, “архипелаг”, “море”, “окраинное и внутреннее море”
2. В игровой форме закрепить знания о мировом круговороте воды
3. Продолжить формирование навыков работы с картой, учебником
4. Продолжить формирование экологического сознания учащихся
Оборудование: электронная доска, карты, атласы, учебники, раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Все готовы? Присаживайтесь, начинаем наше занятие.
2. Повторение домашнего задания (слайд 1 с темой прошлого урока)
На прошлом уроке вы познакомились с еще одной оболочкой нашей планеты - с гидросферой. Давайте вспомним, что вы изучили об этой оболочке.
Предлагаю двум ученикам выйти к доске и выполнить небольшое задание: расположить выданные карточки (Рисунок 1, 2, 3, 4, 5) с изображениями на доске так, чтобы получился круговорот воды в природе. Всем остальным предлагаю разгадать небольшой кроссворд, который лежит на ваших партах для того, чтобы узнать тему нашего нового урока. (Приложение 1) Задания проверяются.
В итоге в кроссворде получается словосочетание МИРОВОЙ ОКЕАН (слайд 2) Давайте с вами в тетрадях запишем сегодняшнее число и тему урока. Наша цель - сформировать общее представление о Мировом океане и его частях (цель проговаривается устно учителем).
3. Объяснение нового материала
Откройте ваши атласы на странице “Карта океанов”. Давайте познакомимся с ней. Что мы видим на этой карте? (океаны, материки, течения). Познакомимся с легендой карты (основные элементы) и масштабом. Каков масштаб вашей карты? (2500 км в 1 см), а какой именной масштаб будет на карте на доске? (1:20000000 в 1 см 200 км). Т.е эта карта специально предназначена для изучения Мирового океана, она - наш помощник в изучении темы. А теперь давайте найдем на этой карте Мировой океан. (его нет) Верно, потому что... (Мировой океан это сумма всей воды на Земле) Молодцы!
Ребята, на этом уроке я предлагаю вам совершить путешествие на корабле (демонстрируется модель кораблика с магнитом), где каждый из вас будет капитаном. С помощью наших атласов и контурных карт, а также знаний, мы докажем, что Мировой океан – это действительно единая водная система (открывается запись на доске “Доказать, что...”).
Мы отплываем!
Открываем наши бортовые журналы: их четыре – тетрадь, чтобы вести наблюдение, контурные карты, чтобы наносить наш маршрут, атлас, чтобы ориентироваться в Мировом океане и книга – источник знаний. Итак, мы отправляемся в путешествие из порта с координатами (слайд 3) 68 сш 37 вд. Определите, что это за порт? (Мурманск) Верно! Наносим город и подписываем его на карте (вызывается один человек, который крепит на карту слово “Мурманск”). Посмотрите внимательно – город расположен на необычной части суши, которая омывается водой с трех сторон. Как она называется? (слайд 3.Кольский полуостров) Делаем первую запись в бортовой журнал. Ищем в учебниках на странице 71 определение полуострова и записываем в тетрадь. И вот перед нами виднеется узкая полоса воды, которая ведет нас в неизведаные просторы. Что это за водное пространство, на берегу которого стоит Мурманск? (слайд 3.Кольский залив) А что такое залив? Давайте найдем следующее определение в учебнике на странице 72 и запишем его. И теперь, через Кольский залив мы попадаем в (слайд 3) Баренцево море. На странице 72 давайте найдем и выпишем определение моря и каких видов оно бывает.
Следующий ученик выводит корабль в море и отвечает, какой это вид моря и почему (окраинное, потому что море далеко от основного берега).
Баренцево море принадлежит бассейну какого океана? (СЛО) Верно, молодцы! Путешествие продолжается! Мы двигаемся на запад и видим вдалеке маленькие участки суши, окруженные водой. Это Англия и знаменитый Лондон. Ребята, скажите, а как называются участки суши, со всех сторон окруженные водой? (остров) Есть ли отдельное определение близко расположенных островов? (да, архипелаг) Это значит – еще одна запись в бортовой журнал! И не забудьте нанести наш путь на контурные карты. (страница 71 учеб)
4. Физкультминутка (Слайд 5-7) сопровождается музыкой
Неожиданно нас застала в море непогода! Срочно всем на палубу!
А)
Что-то шумно стало дети,
Откуда же здесь взялся ветер?
А это – буря, шторм, беда!
Плывем. И нас спасет вода! (все “плывут”)
Б)
Облака закрыли путь.
Нужно хорошо подуть! (дети дуют)
В)
К солнышку потянем руки,
И не будет больше скуки! (учащиеся поднимают руки вверх)
Вот буря успокоилась, а мы нас урок настроились!
5. Продолжение урока
Мы с вами спаслись от шторма и держим путь через самый протяженный океан Какой? (Атлантический) Верно. Проплывая мимо берегов Африки (ученик ведет корабль на карте, дублируем в контурные карты) мы стали свидетелями трагичного зрелища (слайд 8) – огромные киты выбрасываются на побережье. Причиной их гибели оказался предмет, хорошо знакомый нам в быту. Что это? (пакет полиэтиленовый) Почему он привел к гибели? (задохнулись) Откуда в океане взялся полиэтилен? (люди мусорят) Что еще является опасностью для морских обитателей от танкеров?(слайд 9) (разлив нефти) Как можно решить эту трагедию? (варианты учеников) С невыразимой грустью мы покидаем это побережье, давая себе слово, что будем бережно относиться к Мировому океану.
Наш корабль продолжает путь, и мы огибаем самый жаркий континент с юга около Антарктиды через “морские ворота” и движемся между Африкой и огромным островом рядом с материком. Что это за участок Мирового океана? (Пролив) Откроем учебник и найдем определение на странице 73, выпишем его. Через этот пролив мы попадаем в самый теплый океан (Индийский) (вызываем ученика к кораблику) и, пересекая его, мы плутаем в скоплении островов (назовите острова и нанесите их на карту). И вот наш путь лежит через воды самого большого океана (Тихий) к порту нашей огромной родины с координатами (слайд 10) Что это за порт? (Владивосток) (ученик доводит кораблик до порта) Молодцы! Отлично!
Вот мы с вами и приплыли! Отсюда мы с вами полетим до Москвы, а оттуда до дома, в Мурманск. Путешествие подходит к концу. И, пока мы с вами будем ожидать самолет, посмотрите на свои записи в бортовых журналах. Вы видите, какой путь мы с вами проделали? Скажите, а мог наш корабль нас напрямик довезти до Мурманска? (да, через Берингов пролив и СЛО) А мы с вами доказали, что Мировой океан это единая система? (да) Согласна с вами, раз мы с вами смогли проплыть в водах 4 океанов и вернулись домой, то мы доказали – Мировой океан существует.
6. Закрепление
(слайд 11) И, чтобы скрасить время ожидания в аэропорту, предлагаю вам самостоятельно нанести на контурную карту предложенные виды водных объектов с помощью атласов.
7. Домашнее задание (слайд 12)
Параграф 24, выписываем определения
Дополнительное задание: нанести на контурную карту подробный водный маршрут из Лондона в Токио (Япония)
8. Итоги
Выставляют оценки самым активным детям.
Мы с задачей справились?
А тема вам понравилась?
Спасибо вам за работу! Мне было приятно поработать с вами!