"Плетение «Чи»". Методическое пособие для уроков технологии и декоративно-прикладного искусства в 4–6-х классах

Разделы: Технология, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


I. Введение

Работу в технике плетения “ЧИ” предлагается выполнить на уроках технологии и декоративно-прикладного искусства в 4-6 классах. На выполнение работы отводится 32 часа (2 часа в неделю), т. е. полугодие. Этапы работы делятся на подготовительный — сбор материалов для выполнения эскизного ряда, подготовку и сбор материалов для практической работы и непосредственно выполнение работы в материале.

Важным моментом является мотивация учащихся к творческой деятельности. Существует мнение, что желание сделать какую-либо работу возникает, если мы видим подобную, выполненную твоими ровесниками, поразившую тебя красотой и изысканностью. Поэтому презентация, с которой начинаются наши уроки или родительские собрания наглядно демонстрирует, то к чему в конечном итоге приведут этапы нашей работы, каким образом подготовить все необходимые материалы. И уж если подобную работу выполнил твой ровесник, то нет сомнений, что у тебя все получится не хуже, и руки сами тянутся к таким интересным приспособлениям и радужным ниткам мулине.

Особенностью работы в материале является то, что все они выполнены по собственным эскизам учащихся. И поэтому, работу на уроках ДПИ можно разбить на этапы – это сбор материалов для выполнения эскизов будущей работы, выполнение эскизного ряда, подготовка приспособлений и материалов для плетения, и непосредственно сам этап работы в материале.

II. Создание работы в технике “ЧИ”

2.1. Историческая справка

Историческая справка. “ЧИ” – один из древнейших видов плетения. Чий - циновка, сплетенная из стеблей травы чий (отсюда и название) или камыша. Плетение издавна распространено у народов Средней Азии, казахов. Искусно сплетенные циновки широко применялись для украшения стен юрты. В хозяйстве казахов - на них сушили молочные продукты, раскладывали и сортировали шерсть, в нее заворачивали шерсть в процессе валяния войлока, служили они и ширмой для разграничения жизненного пространства юрты. Узорными циновками оборачивали основание юрты для украшения стен и сохранения тепла внутри жилища.

В прошлом чий также широко использовался в изобразительном искусстве у народов Центральной Азии. Неотъемлемой частью кыргызского народного творчества являются циновки, изготовляющиеся из стеблей чия, оплетенных цветной шерстью. Чий, представляет собой высокую жесткую степную траву, стебли которой идут на изготовление циновок с узором или без узора. Изделия из чия широко используются в повседневной жизни сельского населения. Циновку из чия ставят при ветре как заслон возле очага. Её расстилают под войлочные ковры, оберегая их от сырости и порчи. Циновка из чия опоясывает всё юрту, утепляет и украшает её.

В настоящее время техника чий сохранилась в национальном и современном изобразительном искусстве. Мастерицы выбирают эскиз и делают разметку элементов узора. Затем каждый стебель отдельно оплетается шерстью различных цветов, и соединяются между собой.

Немалый интерес техника плетения представляет и для нас. Изучив технологию и приемы плетения, ученики с удовольствием выполняют работы в технике плетения “ЧИ”, создавая декоративные композиции для украшения интерьера. Прежде чем приступить к выполнению работы в материале, самостоятельно разрабатывают эскизы на модульной сетке, продумывая заданные темы, цветовые сочетания. Затем выбирают необходимые материалы и приспособления.

2.2. Материалы для выполнения эскизов для работы в технике плетения “ЧИ”

  • Папка с файлами для эскизов.
  • Художественные открытки, репродукции работ художников.
  • Бумага формата А-4. Ученическая тетрадь в клетку используется как модульная сетка для эскиза.
  • Простые карандаши мягкости “ТМ”, “М”.
  • Цветные карандаши, количество цветов в наборе 18-24.
  • Ластик.

2.3. Материалы для выполнения практической работы в технике плетения “ЧИ”

Нитки мулине обычные и меланжевые, это нитки высокого качества, имеют приятный блеск и достаточную прочность. Цвет ниток подбираем в соответствии с выполненным эскизом

  • Модули - деревянные рейки, прямоугольного сечения 0,4 х 0,8 см., количество просчитываем по эскизу, выполненному на модульной сетке.
  • Клей-карандаш для закрепления модулей на картоне и для оформления работы.
  • Небольшие острые ножницы для обрезания ниток. Ножницы средней длины с загнутыми концами, считаются универсальными в работе.
  • Картон для закрепления модулей. Формат картона А-4
  • Рамочка для оформления работы.

2.4. Инструктаж по правилам безопасной работы на уроках технологии и ДПИ

Обязательным условием успешной работы является соблюдение всех правил безопасной работы на уроках и во время подготовки к ним. Все приспособления, инструменты и материалы должны храниться и использоваться должным образом, с соблюдением всех правил. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Работая с модулями - деревянными рейками, прямоугольного сечения, возникает опасность поранить руки занозами, поэтому и здесь, надо быть внимательными и аккуратными. Во время работы на столе необходимо поддерживать идеальный порядок. Пользуясь ножницами, не отвлекаться на посторонние разговоры, передавая кому-либо, держать их за закрытые лезвия, кольцами вперед. Хранить ножницы в специальном чехле. Нитки мулине можно хранить в специальном приспособлении, это может быть шкатулка или косметичка, таким образом, нитки не запутаются, и мы предохраним их от загрязнения. Немаловажно умение оказать первую помощь при возможном возникновении необходимости в этом. Для этого в каждом кабинете находится аптечка с необходимым набором медикаментов.

2.5. Технологическая последовательность выполнения работы в технике “ЧИ”

1. Выполнение линейного эскиза в миниатюре на модульной сетке (это может быть ученическая тетрадь в клетку, или дети самостоятельно вычерчивают модульную сетку)

2. Увеличение эскиза до заданного формата, это обычно формат А-4

3. Выполнение эскиза в цвете

4. Нумерация цветного эскиза на модульной сетке. На этом этапе учащиеся определяют: направление (вертикальное или горизонтальное) расположение модулей, и в соответствии с этим расположение нумерации модулей.

5. Перенос эскиза на модули и нумерация модулей в соответствии с эскизом. Каждый модуль поочередно прикладывается к эскизу, в соответствии с нумерацией. И все цветовые нюансы аккуратно переносятся на модуль при помощи тонко заточенного карандаша.

6. Тщательно подбираются по цвету нитки мулине. Красивы в работе меланжевые нити.

7. Навивание и закрепление ниток на модули выполняется в соответствии с цветом эскиза (нить в шесть сложений). Нить располагаем вдоль модуля на обратной стороне и, придерживая, начинаем навивать. Нить закрепляется каждым последующим витком, и она как бы “сама себя держит” на модуле. Подобным образом закрепляем нити при необходимости смены цвета, предусмотренного эскизом. Эта маленькая “хитрость” помогает сделать более аккуратно эти этапы работы. Клей-карандаш используем, закрепляя нить на конце модуля.

8. Закрепление модулей на картоне. Для этого этапа работы понадобится клей — карандаш, картон чуть большего формата работы. Клеем промазываем картон. Готовые модули поочередно наклеиваем на картон, согласно эскизу.

9. Оформление работы в паспарту и рамочку. Оформленную таким образом работу можно использовать для оформления интерьера детской комнаты и в качестве подарка для друзей.

III. Список используемой литературы

  1. Журналы “Художественный совет” №48 2006г., №1 2003г.
  2. Журнал “Вокруг Света”, №10 (2577) , октябрь 1988г.
  3. “Все о технике цвет”, Арт-родник , 2002г.
  4. Одноралов Н.В. “Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве”, М., изд. “Просвещение”, 1988г.
  5. Яшухин А.П. Живопись: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2003 “Преподавание черчения и изобразит. Искусства”. – М.: Просвещение, 1985
  6. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности №2109 “Черчение, изобразительное искусство и труд”. –М: Просвещение, 1986
  7. Маргарита Максимова. “Дизайнерские идеи для дома и дачи”.- М. Эксмо. 2006
  8. Элис Уэстчейт. “Уютный дом”.- М.БМИ АО 2001
  9. Дюмина Г.Б. “Фигурки из бисера”.- АСТ Астрель. М.,2000
  10. Лындина Ю. Бисер. Техника “Кирпичный стежок”. Культура и традиции.- Ярославль. 2001.
  11. Махмутова Х. Краткие сведения по цветоведению.-М.,1976
  12. Измайлов Ч. “Психология цветного зрения”- М., 1998
  13. Толковый словарь русского языка Кузнецова.
  14. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940

Адреса сайтов по теме

  1. www.carandash.ru/
  2. www.sims.ru/
  3. www.artservice.ru/
  4. www.peredvizhnik.ru/