Педагогическое наследие Преподобного Сергия Радонежского: интеграция урочной и внеурочной деятельности средствами искусства. Работа с картиной

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


“Подобно тому как через слова, которые мы слышим ушами, мы также понимаем и духовное,
так и через телесное созерцание приходим к созерцанию духовному”.
Преподобный Иоанн Дамаскин [6]

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века “Образование: скрытое сокровище” Ж.Делором сформулировано “4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть”. Это высказывание можно считать основополагающим для понимания процессов, происходящих в системе образования.

На IX съезде православных законоучителей Екатеринбургской митрополии сопоставляя смысл духовного образования со смыслом светского образования, Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий в своём докладе заметил: “...если в светском образовании слово “реформа” несёт скорее отрицательный смысл, некий отрицательный заряд, воспринимается обществом как очередная волна разрушений, то, напротив, реформа духовного образования призвана укрепить нашу стойкость в сохранении православного Предания” и далее: “...мы должны стремиться уравновесить сложившиеся за столетия традиции православного образования и диктуемые временем инновации... Только достижение необходимого баланса между традиционным и новым позволит нам сохранить наследие...” [5] – вот путь, который позволяет адекватно сохранять традиции классического образования и переосмысливать их в соответствии с современными требованиями.

Подтверждает мысль о переосмыслении традиционного классического опыта Иеромонах Иероним (Миронов), говоря о воспитании: “Одним из ключевых понятий в педагогике является “воспитание”, которое неоднозначно трактовалось на протяжении истории и в настоящее время требует своего осмысления и определения в новом социокультурном контексте”. [5]

Далее он в своём докладе выделяет педагогические идеи, описанные Каруниным Е.А. в своей диссертации “Педагогическое наследие Сергия Радонежского”, которые являются неотъемлемой частью духовно-нравственного наследия Преподобного Сергия Радонежского и могут быть эффективно реализованы в наше время:

  • идея преемственности, реализуемая в ходе преподавания отечественной истории, родного языка и литературы, в процессе приобщения учащихся к культурно-историческому наследию прошлого;
  • идея целостного и комплексного воспитания, реализуемая в процессе развития всех сущностных сил человека, всех сфер составляющих его естество (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, физической);
  • идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой ( данная идея реализуется в процессе приобщения учащихся к миру природы, к лучшим образцам литературы, музыки, живописи);
  • идея непрерывности воспитания, реализуемая через взаимосвязь классно-урочной работы школьников с их внеклассной и внешкольной деятельностью;
  • идея общинного (соборного) единения, реализуемая в процессе перерастания ученического коллектива в воспитательное содружество, основанное на гармонии личного и общественного и способствующее духовно-нравственному взаимообогащению школьников;
  • идея бескорыстного служения обществу, Родине, ориентирующая учащихся на формирование социально-полезных качеств (трудолюбие, умение работать в коллективе, упорство в овладении знаниями, умениями, навыками), на выработку стремления активно участвовать в жизни общества, в деле созидания государства. [5]

Согласимся с выводами Каруниным Е.А.: “Соотнося идеи Преподобного Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, мы утверждаем мысль о том, что наследие русского подвижника имеет вневременное значение, поскольку выражает в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, являющуюся нравственным ориентиром для тех, кто идет по пути совершенствования, стремясь к постижению идеалов добра, любви, жертвенности – всего, что составляет основу духовной культуры человечества...” [3]

“Известно, что никогда природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства. Уже телесный рост идёт быстро и сильно, а ещё больше душевное развитие...” [4], поэтому “непрерывность педагогического процесса, являясь важным критерием успешной и результативной деятельности учителей, родителей, кружководов, есть прямое продолжение того пути нравственного совершенствования, по которому шесть столетий назад вел своих учеников Преподобный Сергий Радонежский. Своей подвижнической жизнью, представляющей ровное, безостановочное движение к Высшему Идеалу, Преподобный Сергий явил яркое доказательство того, что непрерывность в деле воспитания есть одно из важнейших условий духовно-нравственного роста человека, залог его гармоничного, всестороннего развития.” [3]

Таким образом, идеи преемственности, непрерывности обучения и воспитания остаются актуальными и сейчас. На уровне государства созданы условия для реализации современных задач и идей педагогического наследия прп. Сергия Радонежского. Это документы, принятые на уровне государства, новации в педагогической науке и технологии обучения. Реформа образования не противоречит, а подтверждает актуальность и современность идей прп. Сергия: обучение и духовно-нравственное воспитание в непрерывной интегративной деятельности.

Благоприятные условия для решения задач преемственности создаёт интеграция урочной и внеурочной деятельности. Средством такой интеграции является работа с картиной.

При работе с картиной создаются условия для формирования предметных и метапредметных результатов. Работа с картиной позволяет создать условия для развития “сущностных сил” учащихся. Дошкольники получают возможность постепенного перехода от игровой деятельности к учебной, преодолеть тот барьер, который существует на сегодняшний день при переходе на начальную ступень обучения, осуществить преемственность в обучении и воспитании, и всё это – в деятельности, что соответствует требованиям ФГОС.

Дошкольники достаточно развиты. Например, они умеют рассматривать картинки, составлять рассказ по предложенной последовательности картинок, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между событиями, изображёнными на картинках и т.п.

Эти метапредметные умения формировались у детей в игровой деятельности. В школе меняется ситуация, дети вынуждены подчиняться правилам, которые формируют волевую сферу и помогают стать детям учащимися. При правильно выстроенном учебном процессе педагог умело чередует игровую деятельность с учебной, но игра становится дидактической.

Работа с картинами (изображениями) в определённой технологии, которая используется во внеурочной деятельности предмета “Образ и мысль”, позволяет решить задачи преемственности, интеграции, непрерывности воспитания, целостности и комплексности воспитания, развития всех сфер человека, а так же задачи духовно-нравственного воспитания учащихся средствами живописи.

Анализ статей о духовно-нравственном воспитании и развитии учащихся позволяет сделать вывод о том, что “в последние годы определяется тенденция восстановления традиций нравственно-духовного воспитания в России. Основными средствами духовно-нравственного развития как воспитания является создание (проектирование) духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности.”[2]

Из пояснительной записки программы внеурочной деятельности “Образ и мысль” становится очевидна ценность искусства в контексте духовно-нравственного развития и воспитания учащихся: “очевиден педагогический потенциал искусства, его возможность влияния на мировоззрение школьника, создание посредством искусства условий присвоения и индивидуализации ценностей различных культур. Кроме того, искусство, в силу своей многомерности, может быть и наиболее подходящим с педагогической точки зрения фактором формирования самостоятельности и креативности мышления с самого раннего возраста. Процесс общения с произведениями изобразительного искусства – сложное переплетение зрительной информации с воображением, логического и рационального – с эмоциями, фантазии – со здравым смыслом.” [1]

Идеи воспитания искусством пронизывают всю земную жизнь Преподобного. Именно возможность соприкоснуться с искусством, раскрыть его содержание, представленное шедеврами русской традиции, является важным условием воспитания подрастающего поколения, его духовного развития.

Фасилитарная технология, которая применяется при работе с картинами, позволяет выстроить систему работы с картиной (изображением) на любом уроке в деятельностной парадигме, т.е. в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации стандарта: “Цель программы “Образ и мысль” – создание условий для развития личности ребенка в процессе формирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства. Предметом курса учебных занятий по программе “Образ и мысль” является не искусство само по себе, а личность ребенка, развивающаяся в процессе общения с искусством. В фокусе внимания программы – глубинные личностные изменения, которые происходят в детях под воздействием общения с искусством”.[1]

Обращаясь к духовному педагогическому наследию Преподобного Сергия Радонежского, обратим внимание на роль искусства в воспитании подрастающего поколения. Приведём фрагмент диссертации Карунина Е.А. “Педагогическое наследие Сергия Радонежского”: “Из жизнеописания Преподобного Сергия мы узнаем о том, насколько высокого оценивал подвижник воспитательную роль искусства: читая “Житие Сергия”, мы не раз видим, как тихий, смиренный старец благословляет учеников на иконопись и книгописание, как он вместе с другими иноками поет церковные песнопения, как дает наставления монахам, отправляющимся в Византию, чтобы на лучших образцах учиться иконописному и литературному мастерству.

Преподобный Сергий полагал, что искусство, в котором человек прославляет высшие ценности и добродетели, обладает великой поучительной силой: оно дает людям зримые ориентиры, к которым необходимо стремиться, пробуждает в их душах высокие помыслы, способствует искоренению пагубных страстей...

Ориентируя учащихся на лучшие образцы человеческой культуры, преподаватели должны прививать воспитанникам мысль о том, что сущность подлинного творчества всегда определяется неразрывным единством трех понятий: Истина, Добро, Красота; школьникам необходимо усвоить, что Красота без Истины или без Добра – не Красота, а только красивость, производящая обманчивое впечатление и являющаяся не истинным, а ложным идеалом. Несомненно, что именно такое представление о творчестве, об искусстве было у Преподобного Сергия Радонежского.” [3]

Приведём фрагмент урока “Молитва”, как пример интеграции урочной и внеурочной деятельности, который можно использовать не только на уроках “Светской этики”, “Православной культуры”, “Мировых религий: я в мире людей”, но и на уроках Закона Божия в воскресных школах:

“Учитель предлагает детям рассмотреть изображения и сказать, что на них происходит, и аргументировать свой ответ:

№ 1. Обедают, сидят за столом, видны тарелки, супница, кувшин, продукты.

№ 2. Смотрят на водоём, наблюдают, как плавают кораблики, здесь бортик, кораблики, волны.

№ 3. Рисует, краски, альбом, увлёкся, сосредоточился, рисует аккуратно.

№ 4. Молится, стоит перед подсвечником, поставила свечу, смотрит на икону, сосредоточилась, крестится. Она в церкви.

№ 5. Это отрок, он молится, он не в церкви, но он тоже сосредоточен, руки сложил, он серьёзный. Убрал хлыст.

№ 6. Он тоже молится, но находится не в церкви, он смотрит на небеса и там тучи разошлись и свет, он на войне, упал на колени, потому что сильно молится и крестится.

№ 7. Ребята молятся, они все со свечами, они стоят не на причастие или исповедь, это другой момент службы, может чтение Евангелие, они сосредоточены, не разговаривают, серьёзные, внимательные, может даже на празднике Пасхи, в храме темно и дети спокойные и радостные, они вместе, соборно молятся.

Далее учитель предлагает определить, что же такое молитва и ведёт урок в соответствии с темой и целью:

Дети: молитва – это обращение ума и сердца к Богу, прошение Господа о чём-то (о спасении, о здоровьи, о помощи, или славословие Господа, или благодарение)...”

Обобщая вышесказанное, определим “основные направления реализации педагогических идей Сергия Радонежского, которые могут быть сформулированы следующим образом:

- провозглашение духовно-нравственного воспитания центральной задачей педагогической работы в школе;

- тесная взаимосвязь между классно-урочной, внеклассной и внешкольной формами педагогической работы;

- комплексное использование идей и принципов духовного наследия Сергия Радонежского в учебной и во внеурочной деятельности педагогов и учащихся.” [3]

Таким образом, рассмотрев современные тенденции образования и воспитания, приходим к выводу о своевременности обращения внимания на классический традиционный опыт духовно-нравственного воспитания, сложившийся ещё в 14-15 веках, выраженного в педагогических идеях прп. Сергия Радонежского.

Мы видим, что интегрируя внеурочную и урочную деятельность, мы решаем задачи преемственности, непрерывности, целостности воспитания и обучения. Внеурочная деятельность помогает разнообразить уроки, именно она несёт идеи соборного единения, гармонизирует духовное состояние человека с окружающим миром.

Литература.

  1. Ванюшкина Л.М. и др. “Образ и мысль”: учебная программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Институт развития регионального образования Свердловской области
  2. Данилюк А.Я., А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, “Просвещение”, 2009
  3. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского: Диссертация кандидата педагогических наук. М., 2000
  4. Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология Учебное пособие. Электронный ресурс // http://do.gendocs.ru/docs/index-274194.html?page=3#6692925
  5. Сборник докладов IX съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии, 2013
  6. Энциклопедия изречений. Электронный ресурс //
  7. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pravoslavnaya_entsiklopediya_071-all.shtml#1