Цели:
- развивать потребность общения с природой, умение видеть и ценить её красоту;
- расширить представления о зимующих птицах посредством частично-поисковой деятельности;
- овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране зимующих птиц;
- привитие любви и бережного отношение к птицам;
- воспитание милосердия, умения сопереживать, чувствовать боль другого, помогать близким, через оказание помощи пернатым друзьям;
- привлечение внимания к вопросу охраны птиц общественности через совместную работу учащихся с родителями;
- развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование – мультимедиапроектор, экран или интерактивная доска, компьютер.
Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Ход занятия
Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ежегодные перелеты птиц. Это явление в жизни природы действительно замечательно. С наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах и на полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых летом мы не видели. А весной исчезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и почему вернулись к нам?
Птицы, совершающие такие путешествия, называются перелетными.
Птицы, которые остаются зимовать в России или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими птицами.
О пернатых друзьях, чаще всего мы не заботимся. А ведь им нужна наша помощь, особенно в зимнее время. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им пережить тяжелую пору.
Сегодня мы с вами поиграем в игру, в ходе которой мы с вами узнаем, чем питаются птицы в зимнее время, о том, какие птицы зимуют в Белгородской области, об их повадках и способах выживания в это время года.
Слайд №4
Категория “Кто живёт рядом”
Вы должны назвать птицу по звучанию её голоса и изображению.
Слайд №5
Клёст, синица, воробей
Правильный ответ – синица.
Слайд №6
Сорока, клёст, ворона
Правильный ответ – сорока.
Слайд №7
Скворец, галка, воробей
Правильный ответ – воробей.
Слайд №8
Жаворонок, овсянка, воробей
Правильный ответ – овсянка.
Наиболее многочисленный вид из всех овсянок, обитающих в средней полосе России. Осенью сотенные стаи птиц кочуют по полям, дорогам и деревенским угодьям. Любят овсянки посещать скотные дворы, фермы и зернотока. При наличии кормов птицы остаются на зиму, образуя смешанные стаи с воробьями. Большая часть птиц, всё же откочёвывает в места с более мягким климатом.
Слайд №9
Сойка, щегол, свиристель
Правильный ответ – сойка.
Слайд №10
Категория “Загадки”
В категории “Загадки” можно узнать, какие птицы зимуют рядом с нами.
Слайд №11
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка —
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Слайд №12
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым —
Кле! кле! кле!
Поет со свистом. (Клёст)
Слайд №13
Розовое брюшко,
Хохолок на макушке. (Свиристель)
Слайд №14
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
(В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (Воробей)
Слайд №15
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто? ... (Сорока)
Слайд №16
Категория “Птичья столовая”
В этой категории мы узнаем, что птицам страшнее - голод или холод, соберём семечки в кормушку и накормим птиц в игре.
Слайд №20
Категория “Что ты знаешь о зимующих птицах” поможет определить, знаем ли мы о повадках птиц. В категории 3 вопроса.
Слайд №21
Какая птица с наступлением сумерек в сильные морозы ныряет с высоких ветвей в снежные сугробы и засыпает под снегом как под пуховым одеялом?
Правильный ответ – рябчик.
Слайд №22
О какой птице можно сказать “чудо-радуга” над рекой? Она появляется с наступлением зимы у незамерзающих рек и ловит рыбу в прозрачной, ледяной воде.
Правильный ответ – зимородок.
Слайд №23
Птица, которая выводит птенцов в лютые морозы.
Правильный ответ – клёст.
Категория “Угадай, о ком я”?
Видеовопросы.
Утро... В пробуждающейся от зимнего сна березовой роще то и дело раздается частая барабанная дробь неустанного труженика:
Правильный ответ – дятел.
Вот кругом все бело. Вдруг мелькнула птичка: грудка лимонно-желтая, а посередине черный галстук. Спинка зеленная, щечки белоснежные. На головке бархатная шапочка. Ну просто красавица!
Правильный ответ – синичка.
Какие из пернатых делают осенью запасы?
Правильный ответ – сойка, синичка, поползень.
Эта птичка запасает на зиму корм! И желуди, и орехи, и крылатки клена - все запихивает в трещины щели на стволах. Упорно трудится целую осень до самого декабря. Правильный ответ – поползень.
Эти птицы румяные любители зимних порош да метелей. Они нередко садятся на снег, купаются в нем. От слова " снег" птице название пошло. И неспроста они вестники зимы.
Летом они живут в дремучих северных лесах, там они выводят птенцов, а осенью, с наступлением первых заморозков прилетают к нам, клюют сочные ягоды рябины, боярышника, шиповника, облепихи и летят дальше на юг.
Правильный ответ – снегири.
Ну и красавицы! Ни весной, ни летом я таких не встречал!'*- сказал сын.
- И ни встретишь, - ответил отец, - Зажгут "ночные морозы багряным огнем гроздья рябин – они тут как тут, к нам из дальних сибирских лесов по ягоды прилетят.
Правильный ответ – свиристели..
А почему свиристели?
- Неспроста. Видно от пастушьей свирели птицам название пошло. Давай-ка пойдем в сад, и послушаем".
"Свирь - свирь свирь".- пронеслось в тишине.)
Итог.
Не страшна зима птицам, если есть корм! Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зёрна. А этот корм искать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки, Ведь в стайке как? Нашёл один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут.
И всё же многие птицы нередко голодают. Помочь пережить им это трудное время сможем мы.
Ребята, вы должны запомнить одно важное правило - корм для птиц должен быть в кормушках, а бросать его на мерзлую землю или снег нельзя! Как вы думаете, почему? (Он промерзает на снегу и земле, птицы поедая замерзший корм, ещё больше замерзают. А это может привести к летальному исходу...)
Так давайте все вместе возьмёмся за дело: смастерим кормушки, повесим их около дома и будем подкармливать птиц! Птицы будут благодарны нам. Весной они заведут трель, а летом спасут урожай от насекомых!
Литература
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 год (электронное пособие)
- Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск- на- Амуре: Агора, 2005.
- Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.
- Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М., 2005.