“Нельзя пробудить чувство Родины без
восприятия, переживания окружающего
мира. Пусть в сердце малыша на всю
жизнь останутся воспоминания о маленьком
уголке далекого детства. Пусть с этим уголком
связывается образ великой Родины”.
В.А.Сухомлинский
Цели:
- закрепить пройденный материал, при этом продолжить формирование умения обучающихся грамотно производить вычисления; используя различные типы заданий; проверить отработку навыков умножения десятичных дробей на натуральные числа;
- развивать умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность;
- привить любовь к малой природе, используя краеведческий материал.
- повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.
Структура урока:
- мотивационная беседа с последующей постановкой цели;
- актуализация опорных знаний;
- решение задач на краеведческом материале;
- самостоятельная работа “восстанови карту”
- подведение итогов урока;
Мотивационная беседа. (Слайд 1)
Добрый день, ребята! сегодняшний урок во многом станет для вас уроком – развития, мы отработаем умение умножать десятичные дроби на натуральные числа, поговорим о природе родного края и я надеюсь, что “математика”, для вас станет ещё более интересным и нужным предметом.
Итак, все готовы? Тогда - в путь!
Актуализация знаний: (Слайд 2)
1 | 1,7+1,5=3,2 | Чтобы сложить (вычесть)
десятичные дроби, нужно: 1)уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; 2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; 3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую; 4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. |
2 | 7-2,6=4,4 | |
3 | 21,3*3=63,9 | Сформулировать правило умножение десятичных дробей на натуральное число. |
4 | 2,54*10=25,4 | |
5 | 1,2 | Увеличить 0,3 в 4 раза |
6 | 1,7 кг | В 5 коробок разложили печенье по 0,34 кг в каждой. Сколько всего печенья? |
7 | 5,2 см | Найти периметр квадрата, если его сторона равна 1,3 см. |
8 | Вычислить устно | 374,65*1 = 374,65 |
9 | Расставить порядок действия. Вычислить устно | ( 12,3+7,4-0,2945) * 0 +1,5 = 6 Свойство умножения на 0. Свойства деления на нуль: а : 0 – нельзя, 0 : а = 0 |
Расшифруйте по ответам слово, которое получилось (Заполярье).
Не случайно я зашифровала это слово. Мы с вами жители Мурманской области, которая почти полностью расположена за полярным кругом.
Я предлагаю сегодня поговорить о природе нашего края, а именно о реках и озерах.
Работать на уроке будем в рабочих листах. (Приложение 1)
(Слайд 4.Во время рассказа учителя, иллюстрации меняются автоматически до появления карты Мурманской области.)
Трудно найти в России такую местность, где было бы сосредоточено столько естественных водоемов, как в нашей Мурманской области. Когда пролетаешь на самолете над просторами Кольского полуострова, всюду видишь лазурно - синие или темно – серые пятна озер, голубые ниточки бесчисленных рек и ручьёв.
(Слайд 5)
Здесь более 109254 озер площадью более 10 га 181,1 тыс. га водохранилищ, 917,9 тыс. га озер.
18 209 рек длиной более 100 м (в бассейне каждой крупной реки — множество озер, например в бассейне р. Умбы — более 4 тыс.). Общая протяженность русел рек превышает 50 600 км.
Решение задач на краеведческом материале.
Реки, озера и водохранилища нашей области богаты рыбой, их насчитывается более 34 видов. Для вылова рыб используют 5,6 тыс га площади речных русел, в 32 раза больше используются водохранилища и в 164 раза больше – озера.
(Слайд 6)
Задача 1: Какую площадь водохранилищ и озёр используют для вылова рыбы.
(Слайд 7, обратить внимание, что не указана длина реки Варзуга)
Реки: Реки относятся к бассейну Белого и Баренцева морей. Некоторые из них имеют длину более 200 км: Поной ( 425,7 км), Варзуга (265,2 км), Тулома (230,3 км), Стрельна (213 км), Иоканьга (203 км).
Средняя температура вода в реках не больше 13 – 15о С. Вода в реках прозрачная, чистая.
Почти все реки имеют меридиональное направление течения и только одна крупная река — Поной несёт свои воды с запада на восток.
Многие реки Мурманской области относительно мелководны, с большим количеством камней, быстрым течением и разнообразными порогами.
Реки замерзают к концу ноября, только на порожистых участках ледостав запаздывает на 1,5 – 2 месяца, а мощные пороги не замерзают всю зиму. Зимой реки на одних участках не замерзают, а на других промерзают до дна. Вода вытесняется льдом и течет по его поверхности. В сильные морозы она замерзает, а донный лед начинает таять, и поверхностный лед остается висеть. Такие торосы часты на реках Кольского полуострова.
(Слайд 8)
Задача 2: Длина рек Поной и Варзуга вместе в 3 раза больше, чем длина реки Тулома. Вычислите длину реки Варзуга, если длина реки Поной – 425,7 км, а Туломы - 230,3 км.
1
( км) длина рек Поной и Варзуга вместе
2)
(км)
Ответ: длина реки Варзуга 265,2 км. (Слайд 9)
(Слайд 10)
Озёра: По количеству озёр наша область занимает одно из первых мест на территории России.
Самые крупные озёра:
- Имандра – 875 кв. км (67 м)
- Умбозеро – 422 кв. км (115 м)
- Ловозеро – 234 кв. км (36 м)
Толщина льда около 1 м, но у истоков рек, на участках интенсивного выхода подземных вод, в местах притока теплых вод ледяной покров может быть тонким или сменяться полыньями. Об этом всегда надо помнить, отправляясь на лыжные прогулки по озёрам.
На острове Кильдин находится удивительный памятник природы – озеро Могильное. Оно уникально тем, что состоит из нескольких слоев воды, каждый из которых имеет свой состав вода, животной и растительный мир.
(Слайд 11) (текст слайда у каждого ученика в рабочем листе)
Феноменальный водоем невелик: 560 метров в длину и не более 280 метров в ширину. Вода в Могильном обычная, пресная. Но только сверху. В том-то и секрет озера, что оно похоже на пирог с несколькими слоями начинки. Учёные выяснили, что в Могильном пять слоев воды. Каждый из них имеет своих постоянных обитателей: поверхностный первый слой воды опреснен, глубина его составляет около 5 м, глубинный – около 4,5 м, отравлен сероводородом и жизни в нем нет. А в промежуточном, который состоит ещё из 3 слоев по 2,4 м каждый, соленый и насыщенный кислородом слой ,в нем обитают морские животные и растения. Вот такое необычное и удивительное озеро!
Задание: выберите из текста нужную информацию, чтобы найти глубину озера Могильное.
поверхностный 5 м глубинный 4,5 м промежуточном 3 по 2,4 м
3*2,4 = 7,2 (м)
5+4,5+7,2 = 16,7(м) Ответ: 16,7 м
(Слайд 12. Физминутка)
(Слайд 13)
Самостоятельная работа “восстанови карту”:
Выполнив правильно работу, вы получите еще сведения об озёрах нашей области и сможете нанести их на карту.
(Слайд 14)
На карте уже отмечены реки о которых сегодня мы с вами говорили, , а вы допишите названия озер. Для этого вы должны на карте найти число, соответствующее ответу в вашем примере и по таблице найти название озера и вписать его в карту.
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | 6,34.9 =57,06 | 1 | 5,23.8 = 41,84 |
2 | 8,362.3 = 25,086 | 2 | 7,432.4 = 29,728 |
3 | 41,56.7 =290,92 | 3 | 23,75.7 = 166,25 |
4 | 0,037.14 = 0,518 | 4 | 0,028.13 =0,364 |
5 | 0,00067.19 = 0,01273 | 5 | 0,00076.18 =0,01368 |
Расшифровка:
- Пример 1 – Имандра
- Пример 2 – Ловозеро
- Пример 3 – Умбозеро
- Пример 4 – Ковозеро
- Пример 5 – Нотозеро
(Слайды 15-20. Озера нашего города.)
5) Подведение итогов урока.