Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах
Преобладание в обществе тенденций к экономической, политической, культурной, информационной интеграции диктует необходимость формирования у кадет целостной картины мира. Актуален вопрос об интеграции мирового сообщества в целом. При этом особый приоритет приобретает способность взаимодействующих сторон к взаимопониманию и диалогу. Но для взаимопонимания и ведения диалога недостаточно одной доброй воли, необходимо знание культурно-исторических явлений, реалий и традиций партнера.
В целом проблема открытости к диалогу, взаимопониманию, толерантности приобретает в современном мире глобальный характер.
Одним из практических путей решения проблемы диалога и взаимопонимания в современном мире является знакомство с культурно - историческим опытом других народов, формирование у кадет межкультурной коммуникативной компетенции в процессе среднего образования.
Слабая связь изучаемых предметов друг с другом препятствует органичному восприятию окружающего мира. Одним из путей решения данной проблемы является применение интегративного подхода в обучении.
Идея интегрированного обучения появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.
Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов и взглядов, а, следовательно, формированию новой модели обучения, ориентированной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с учетом их склонностей и способностей, позволило развить идею интегрированного обучения.
В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей.
Психологи, изучающие процесс обучения полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях.
На элементарном уровне большинство учащихся мыслят конкретно и обучение должно быть основано на объектах, поддающихся опознанию, а не на абстрактных идеях.
Изучение того, что происходит с такими объектами, не может быть ограничено рамками одной дисциплины.
При обучении дети не следуют тому же логическому порядку, по которому строится научная дисциплина. В силу этого, при интеграции более активно, чем в рамках традиционных предметов, развиваются способности к критическому мышлению и использованию методики научного исследования при решении проблем современной жизни, повышается мотивация обучения.
Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:
- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
- способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
- способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
- способствуют развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков;
- позволяют систематизировать знания;
- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
- обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
- формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда;
- способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, тат как требуют от него владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Проанализировав опыт проведения интегрированных уроков преподавателей Оренбургского президентского кадетского училища, мы пришли к выводу, чтоинтегрированные уроки не очередная модная компания, а динамично развивающееся направление,опирающееся на тенденции развития всего общества.
“Рост научных знаний, - отмечал В.В. Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам”. У нас возникло желание синтезировать два разных предмета – музыку и английский язык для создания условий способствующих формированию знаний культурно-исторических явлений народов мира.
Межпредметная интеграция позволяет решить следующие задачи:
- повысить мотивациюк изучению предметов за счет нестандартной формы урока;
- преподнести учебный материал, используемый в данных дисциплинах в совокупности и взаимосвязи;
- показать межпредметные связи и их применение на практике.
При обучении иностранному языку различные виды речевой деятельности могут выступать как целью, так и средством обучения. Путем установления связи между иностранным языком и предметом из другой области (в данном случае – музыки) достигается лучшее усвоение материала в обеих дисциплинах.
Кроме того, считаем целесообразным внедрить на интегрированном уроке метод драматизации, благодаря которым наряду с развитием художественных способностей и коммуникативных навыков происходит систематизация полученных знаний.
Вашему вниманию предложена разработка интегрированного урока “музыка - английский язык”. Урок был апробирован 13 ноября 2012 года в 5 “Б” классе.
Список литературы.
- Абдулин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учебн. заведенй / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева.- М.: Академия, 2004. – 336 с.
- В мире искусств. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетики, педагогике и психологии искусства / сост. Т. К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев. – М., 2001. – 334 с.
- Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно – методич. Пособ / Т. А. Затямина – 2-изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства).
- Зеня Л.Я. О разработке интегрированного курса для углубленного изучения ИЯ. ИЯШ №2, 1991.
- Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2007.
- Шепель Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение языку. ИЯШ №1, 1990.