Класс: 7
Тип урока: урок изучения нового материала, обобщение и систематизация знаний (сочетание устного и письменного контроля знаний).
Форма урока: урок-игра “За шестью печатями”
Формы познавательной деятельности: групповая и индивидуальная
Средства: фотографии и рисунки земноводных, презентация, ресурсы Интернет, учебник, протоколы команд, листы самоконтроля и рефлексии.
Цель урока:
- Создать организационные и содержательные условия для систематизации знаний по теме “Класс Земноводные” и развития отношения учащихся к окружающей природе;
- Содействовать углублению представлений о многообразии, строении и роли земноводных в природе и жизни человека;
- Проверить усвоение биологических понятий и овладение смысловым содержанием, не вызывая у учеников волнения и дискомфорта, развивать умение работать в группе.
Цели обучения (планируемые результаты):
Личностные | Ученики научатся доказывать свою точку зрения, строить рассуждения, анализировать, делать выводы; будут уметь правильно оценивать свою работу и работу своих товарищей, быть честным и справедливым |
Метапредметные | Ученики научатся видеть проблему, давать определения понятиям, классифицировать биологические объекты |
Предметные | Ученики научатся
|
Условные обозначения УУД:
- познавательные – П
- коммуникативные - К
- регулятивные – Р
Технологическая карта урока
Основные этапы | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (УУД) | ||
1. Организационный (1 мин) |
Приветствует класс, проверяет
готовность к уроку (слайд 1) |
К: Занимают места в группах. | |
2.Актуализация (2 мин) |
Актуализировать жизненный опыт учащихся, который станет предметом анализа | Вопрос: Ребята, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? | П: Выдвигают гипотезы и обосновывают их. |
3. Целеполагание (2 мин) |
Создание проблемной ситуации. Формулировка познавательной цели | Вопрос: А все ли вы знаете о
земноводных? Комментарии: Оказывается далеко не все, точнее очень мало! Попробуйте сами сформулировать цель нашего урока. Цель урока: углубить представления о многообразии, строении и роли земноводных в природе и жизни человека; (слайд 2) Комментарии: Урок будет традиционно проходить в виде игры, и за каждый конкурс вы будете получать баллы, сумма которых выявит победителя! (слайд 3,таблица на доске, приложение 1) Вам предстоит вскрыть шесть печатей, за каждой из которых скрывается какая-то тайна (это 6 конкурсов). И в конце урока мы будем знать о земноводных чуточку больше, чем сейчас. В ходе игры вас будут ожидать сюрпризы и заслуженные награды – хорошие оценки. Желаю всем удачи и победы! |
П: формулирование проблемы, выделение и формулирование цели. |
4.Актуализа-ция, проверка домашнего
задания (5 мин) |
Создать условия для развития познавательной активности учитывая индивидуальные особенности учеников | Каждая команда заранее подготовила
эмблему и девиз своей команды в соответствии с
выбранной темой. Конкурс 1. Представление команды (домашнее задание) – 3 балла. Учитель оценивает работу команд; баллы заносятся в протокол. |
Группы ребят по очереди представляют
свои команды. К: Учатся работать в группах, распределять роли |
5. Опрос (8 мин) |
Проверить усвоение биологических понятий и владение их смысловым содержанием | Загадка 1 (слайд 4, приложение
2) В следующем конкурсе зашифрованы понятия, характеризующие этих животных. Конкурс 2. “Слова-перевёртыши” (слайд 5, приложение 3) Вопрос: Какие термины зашифрованы в этих словах? – 1 балл за каждый термин. (1 мин.) Учитель открывает слайд 6 презентации (приложение 4) и оценивает работу команд; баллы заносятся в протокол. Конкурс 3. “Ромашка” (приложение 5) Задание: Каждая команда должна ответить на 2 вопроса по очереди. Кто первым отгадает загадку 2 (слайд 7, приложение 2) , тот первым и начинает игру. За каждый правильный ответ – 3 балла. Учитель оценивает работу команд; баллы заносятся в протокол. |
П: воспроизведение терминов, основных понятий; К: распределение ролей в группе и способов взаимодействия
П:Построение высказывания в устной форме, ответы на вопросы конкурса. |
6. Изучение нового материала (10 мин) |
Ученики будут знать представителей
класса Земноводные; Будут уметь выявлять причинно-следственные связи между условиями обитания и особенностями строения и жизнедеятельности земноводных |
Капитаны приглашаются к доске для 4-го
конкурса. Загадка 3 (слайд 8, приложение 2). Комментарии:Оказывается не все земноводные ведут себя так, как героиня этой загадки. Да и выглядят иначе. Конкурс 4. Конкурс капитанов “Убери лишнее” Задание: Капитаны должны убрать из своей колонки две лишних картинки, подобрать для оставшихся название, объяснить свой выбор. Конкурс оценивается в 3 балла. В это время оставшиеся без капитанов команды участвуют в 5-м конкурсе. Конкурс 5. “Включи логику” (слайд 9, приложение 9) Задание: Используя знания, полученные на предыдущих уроках, решите задачу. Цена правильного ответа – 3 балла. На обдумывание – 1 минута. Проверка: Заслушиваются ответы команд и сравниваются с эталоном (слайды 10-13, 27-30, приложение 7) Учитель оценивает работу команд; баллы заносятся в протокол. |
Капитаны команд выходят к доске,
отгадывают загадку
П: Капитаны команд определяют и классифицируют земноводных по рисункам и фотографиям на основании критериев. П: Решая задачи ребята устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений. К: Инициативное сотрудничество для решения задачи. Р: Учащиеся сличают способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отличий |
7. Валеологическая пауза (1 мин) |
Снятие мышечного напряжения при сидячей работе, активизация умственной деятельности | Комментарии: Прежде чем продолжить игру, давайте немного разомнёмся (слайд 14, приложение 10) | К: Один ученик показывает упражнения, остальные за ним повторяют. |
8. Изучение нового материала
(продолжение) (7 мин) |
Ученики будут использовать информационные ресурсы для подготовки проектов о разнообразии земноводных, их охране; характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека. |
Комментарии: Проверим теперь, как
справились со своей задачей капитаны. Задание: Сравните ответы с эталоном и сами оцените их. (слайды 15-18, приложение 9) Учитель заносит баллы в протокол. Комментарии: Каждая команда заранее получила задание на заданную тему. Результат мы сейчас увидим. Конкурс 6. Конкурс презентаций. Цена задания –2 балла. (слайды 19-22) |
П: Капитаны доказывают свою точку
зрения, делают выводы. Р:Остальные учащиеся оценивают работу капитанов. П: (опережающее задание) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств; К: Сообщение учащихся по ходу презентаций – владение монологической формой речи |
9. Контроль и оценка знаний и умений (6 мин) |
Выявление уровня усвоения знаний и умений | Комментарии: Теперь вам предстоит
доказать, что время, потраченное на игру, не
прошло даром. Если вы успешно ответите на вопросы
теста, значит, цель нашего урока достигнута. Тест. (слайд 23, раздаточный материал-приложение 11) Задание: Теперь поменяйтесь с соседом тестами и проверьте его выполнение. Оценитепо эталону (слайд 24, приложение 11). Капитаны выставят оценки в оценочный лист. |
Учащиеся отвечают на вопросы теста (да – нет) письменно в своих листах (приложение 13). Р: Самоконтроль и самопроверка |
10. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин) |
Воспитывать правильную самооценку и оценку деятельности товарищей, деловые качества, необходимые для работы в группах | Комментарии: Давайте подведём
итоги. Шесть печатей открыты. Как вы считаете, мы
достигли цели, которую поставили в начале урока?
Я думаю, что вы согласитесь со мной: мы не кросс на
уроке бежали, а получали знания, поэтому то, о чем
нам не хватило времени узнать, вы прочитаете дома
в параграф 39. Вам еще о многом предстоит узнать
самостоятельно. В этом вам помогут книги (выставка
дополнительной литературы), справочники и
Интернет. Свои выводы и впечатления об уроке пожалуйста запишите в табличку “Рефлексия”. (слайд 25, приложение 12) “Я” - как чувствовал себя в процессе учения, с каким настроением работал, доволен ли собой. “Мы” - насколько мне комфортно работалось в группе, я помогал товарищам – они помогали мне (чего было больше), были ли у меня затруднения при работе в группе. “Дело”-я достиг цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики, просто интересен, в чём я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы. Комментарии: Оценки я сообщу на следующем уроке. Спасибо за урок. |
Р: Учащиеся оценивают себя в
процессе деятельности Капитаны сдают оценочные листы. |
Примечания: 1.Оценочные листы заполняют капитаны с учетом требований в них. 2. Аналогичные игры я провожу два раза в четверть после окончания крупных тем. Это четвертая игра, поэтому протокол под номером 4. 3. Обязательным условием является появление в каждой игре нового конкурса, либо усложнение требований к существующим. В данной игре такими условиями являются:
|