«День юного садовника». Внеклассное мероприятие, посвященное Всемирному дню экологических знаний – 15 апреля

Разделы: Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Пояснительная записка

Цель проведения настоящего внеклассного мероприятия – воспитание у школьников 10 – 14 лет интереса к декоративному растениеводству и ландшафтному проектированию через их знакомство с образцами ландшафтной архитектуры, изучение некоторых понятий растениеводства и садоводства в игровой форме.

Достижение поставленной цели педагогом, несомненно, имеет практическую значимость для школьников – участвуя в подобном внеклассном мероприятии, они узнают о существовании профессий агронома, садовника и т. д., возможно, в дальнейшем они обучатся одной из них. Знакомство с прекрасными образцами ландшафтной архитектуры России и Европы побудит школьников благоустраивать территории собственных школ, домов и т.д.

Задачи внеклассного мероприятии:

1) обучающая: познакомить школьников с понятиями ландшафта, ландшафтного проектирования, некоторыми специальными понятиями декоративного растениеводства и ландшафтного дизайна, разнообразием декоративных растений;

2) развивающая: развивать у школьников произвольные внимание и память, воображение, связную речь;

3) воспитательная: воспитывать у школьников бережное отношение к живой природе и окружающей среде (в т. ч. антропогенной), воспитывать любознательность; формировать умения сотрудничества, стремление к взаимопомощи.

Сценарий внеклассного мероприятия “День юного садовника” с приложениями – наглядными пособиями - фотоальбомом “Стили и элементы ландшафтного дизайна парков, садов и скверов Санкт-Петербурга и его пригородов”, виртуальный мастер-классом “Живые камни”, кроссвордом “Во саду ли, в огороде”, виртуальная викториной “Юный садовник” - возможно использовать в СОШ для проведения тематических праздников, а также в учреждения дополнительного образования детей при реализации образовательных программ по декоративному цветоводству и ландшафтному дизайну. Отдельные элементы сценария (мастер-класс “Живые камни”, викторина “День юного садовника”) использовались автором и для внеклассных, досуговых занятий со школьниками с ОВЗ.

Сценарий

Присутствуют:

Ведущий.

Помощники ведущего (2 человека).

Жюри (3 человека).

Руководители команд – участниц (3 человека).

Участник (до 15 человек, 10 – 14 лет).

 Оборудование:

Для выполнения домашнего задания (выдаётся за 3 недели до проведения мероприятия):

  • Фотоальбом “Стили и элементы ландшафтного дизайна парков, садов и скверов Санкт-Петербурга и его пригородов” , автор – составитель Кононова О. С. - 3 экземпляра.
  • План описания цветника по его эскизу – 3 экземпляра.
  • Для проведения мероприятия:
  • Виртуальная викторина “Юный садовник”.
  • Виртуальный мастер-класс “Живые камни”.
  • Принадлежности для росписи камней.
  • Фен – 3 шт.
  • Разрезные карточки с фотографиями садовых растений – 4 шт.
  • Кроссворд “Во саду ли, в огороде” - 4 экземпляра.
  • Луковицы гиацинтов, мускари, нарциссов – по 3 шт.
  • ПК, медиа-проектор, экран.

Помещение для проведения праздника украшено изображениями цветников, садовых растений, флористическими композициями из живых, срезанных и засушенных растений (возможна организация выставки творчества класса, детского объединения).

Действует выставка справочной литературы по декоративному растениеводству и ландшафтному дизайну (см. “Список рекомендуемой литературы”).

По предварительной договорённости с участниками праздник завершается чаепитием, где ведущий предлагает гостям угадать, какие фрукты, ягоды, травы добавлены в чай и т. п., продолжая тему сада и огорода.

Ход мероприятия

1. Приветствие участников.

Ведущий:

- Здравствуйте, гости праздника “День юного садовника”! Сегодня в разных странах отмечается Всемирный день экологических знаний. Экология – наука о взаимосвязях живых организмов и среды их обитания. Их дома; ведь слово “экос” в переводе с древнегреческого языка и означает “дом”.

Сад – постоянная и, возможно, прекраснейшая часть дома человека, выражение его стремлений, привязанностей, отражение связи разных поколений его семьи. Китайская народная мудрость гласит: “Надейся – и ты будешь счастлив несколько часов; заведи семью – и ты будешь счастлив годы; посади сад – и ты будешь счастлив всю жизнь!” Англичане говорят: “Сад расцветает в тени садовника”. И сегодня здесь собрались юные садовники, чтобы показать свои знания о растениях, ландшафтах, поделиться друг с другом новыми идеями! Приветствуйте команды:

1.________________________________________________________________.

2.________________________________________________________________.

3.________________________________________________________________.

и т. д.

Выступления команд оценит жюри:

1.________________________________________________________________.

2.________________________________________________________________.

3. ________________________________________________________________.

2. Представление домашнего задания.

Ведущий:

- Сейчас каждая команда представит эскиз цветника для школьного участка. Жюри оценит выполнение домашнего задания – от 1 до 5 очков.

Далее команды демонстрируют эскизы цветников, подготовленные заранее. Выступление осуществляется по плану, также выданному каждой команде с домашним заданием:

1. Тип цветника (клумба, рабатка, альпинарий и т. д.), его стиль (регулярный, пейзажный, стиль кантри и т. д.). Причины выбора типа и стиля цветника для школьного участка.

2. Характеристика расположения цветника (солнечное, затенённое и т. д.).

3. Ассортимент растений цветника, их требования к условиям выращивания.

4. Малые архитектурные формы, садовые аксессуары, дополняющие цветник (если они необходимы).

5. Агротехнические мероприятия, необходимые для создания цветника (выращивание рассады цветочно-декоративных культур, высадка рассады в открытый грунт, полив, подкормка, рыхление, прополка и т. д.)

Ведущий:

- Я прошу жюри огласить оценки команд. Все юные садовники выполнили домашнее задание тщательно и, конечно, выполняя его, узнали новые садовые растения, элементы ландшафтного дизайна сада, познакомились с образцами садов и парков мира. Что запомнилось навсегда? Мы узнаем, ответив на вопросы викторины “Юный садовник”!

3. Викторина “Юный садовник”.

Ведущий проводит викторину “Юный садовник” с помощью электронной презентации 1 (прилагается). При выполнении заданий, требующих обращения к справочной литературе, рассматривания растений и т. д., помощники ведущего раздают командам книги и журналы и т. п.

Ведущий:

- Итак, знания – обязательная составляющая успеха юного садовника! Но не единственная! Фантазия, смелость в осуществлении творческих идей, стремление учиться новому украшают любого садовника. Садовник – мастер на все руки – он и почву вскопает, и цветочную рассаду вырастит, и цветник прополет, и... сам смастерит для него декоративные элементы. Что же можно сделать для сада за 30 – 35 мин. здесь, в помещении? Сегодня мы сделаем “живые камни”. Внимание на экран.

4. Мастер-класс “Живые камни”.

Ведущий проводит мастер-класс “Живые камни” с помощью электронной презентации 2; помощники ведущего оказывают командам помощь в выборе камней и трафаретов для росписи, красок, кистей, в сушке готовых изделий феном. Каждая команда за отведённое время имеет возможность создать любое количество работ. Жюри оценивает каждую работу от 1 до 3 баллов в зависимости от аккуратности их выполнения, проявления фантазии автора. После праздника команды забирают свои работы для украшения будущих цветников.

5. Подведение итогов.

Ведущий:

- Каждая творческая работа неповторима! Перед жюри стоит сложная задача оценить каждую команду по достоинству. Пока жюри подводит итоги соревнования, мы разгадаем кроссворд “Во саду ли, в огороде” А чтобы его разгадать, необходимо объединиться в 3 команды...

Ведущий раздаёт гостям фрагменты разрезных карточек. Собрав их, школьники из разных команд объединяются в новые команды и разгадывают кроссворд (Приложение). Когда с заданием справятся все команды, ведущий называет верные ответы, и школьники самостоятельно проверяют себя.

Ведущий:

- Я уверен, что сегодня вы приобрели новые экологические знания – знания о саде. А сейчас – слово жюри.

Председатель жюри оглашает итоги соревнования, награждает все команды – участницы мероприятии, благодарит их за знания и сплочённость.

Ведущий:

- До новых встреч, юные садовники!

Список рекомендуемой литературы.

  1. Воронов В. А. Ландшафтный дизайн/ В. А. Воронов. – М.: Аст; Астрель, 2006. – 270 с.
  2. Голосова Е. В. Сад в японском стиле/ Е. В. Голосова. – М.: Фитон+, 2003. – 176 с.
  3. Козлова Л. Н. Ландшафтная архитектура/ Л. Н. Козлова. – Красноярск, СибГТУ, 2003. – 120 с.
  4. Кочарян К. С. Чудо-сад своими руками/ К. С. Кочарян. – М.: Аст-пресс, 2005. – 288 с.
  5. Марковский Ю. Б. Строим каменистую горку/ Ю. Б. Марковский. – М.: Фитон+, 2007. – 32 с.
  6. Ландшафтный дизайн от А до Я. – М.: Олма-пресс, 2007. – 320 с.
  7. Максимова М. В., Кузьмина М. А., Кузьмина Н. Ю. Любимый сад для увлечённых/ М. В. Максимова, М. А. Кузьмина, Н. Ю. Кузьмина. – М.: Эксмо, 2007. – 64 с.
  8. Садовый дизайн /Сост. Ю. Попов, В. Молодов. – М.: Ниола – 21-й век. 2004. – 352 с.
  9. Хессайон Д. Г. Всё о клумбовых растениях/ Д. Г. Хессайон. – М.: Кладезь-букс. 2007. – 144 с.
  10. Хессайон Д.Г. Всё о цветах в вашем саду/ Д. Г. Хессайон. - М.: Кладезь-Букс, 2005. - 236 с. (И другие книги данного автора по проблемам растениеводства и аранжировки цветов).
  11. Цингер А. В. Занимательная ботаника/ А. В. Цингер. – М.: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2008. – 306 с.
  12. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология/ Под ред. М. Аксёновой, Г. Вильчека. – М.: Аванта+; Астрель, 2007. – 672 с.

Журналы “В мире растений”, “Маленький садовник”, “Садовник”, “Цветок”, “Цветочный клуб”.