Тип урока: урок комплексного применение знаний.
Цели урока.
Образовательные.
- Систематизация знаний по теме "действия с десятичными дробями".
- Повторение и закрепление приобретённых знаний.
- Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.
- Демонстрация тесной связи предметов истории и математики.
Развивающие.
- Расширение кругозора учащихся.
- Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
- Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
- Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные.
- Воспитание любви к родной стране, её истории.
- Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
- Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
- Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Организационные формы общения:
- групповая;
- индивидуальная;
- коллективная.
Оборудование: компьютер, проектор.
Структура урока:
1.Организационный момент. Мотивационная беседа.
2. Экскурсия, в процессе которой рассказываются некоторые исторические сведения и предлагается учащимся решить математические задачи с краеведческим содержанием.
3. Подведение итогов урока.
4. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Здравствуйте! Садитесь. Запишите в тетрадях число, классная работа. Сегодня мы познакомимся со старинными русскими мерами длины. Очень часто мы слышим выражение "от горшка два вершка, а уже указчик". А сколько это два вершка?
2. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы познакомимся со старинными русскими мерами измерения длины, в которой вам пригодятся ваши знания по теме “действия с десятичными дробями”. (Слайд 1)
Учитель во время урока рассказывает о старинных русских единицах измерения, их истории (слайды 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17) и предлагает решить задачи (учащиеся решают задачи на доске и самостоятельно в тетради).
Задача № 1 (слайд 4)
Иван был на 3 вершка выше Емели ,но ниже Ильи на 1 вершок. На сколько Илья выше Емели?
Ответ: Иван выше Емели на 17,6 см
Задача № 2 (слайд 6) Длина куска ткани равна 4 локтям. Длина одного локтя равна 2 ладоням. Вырази длину куска ткани в ладонях и в сантиметрах?
Ответ: 8 ладоней, 184 см
Задача № 3 (слайд 8) В древности на Руси сложились две независимые системы мер длины. Первая основывалась на великой пяди, а вторая на малой. Каждой пяди соответствовала своя сажень, при этом пядь составляла 1/8 часть сажени. Какова была величина сажени в сантиметрах в одной и в другой системе?
Ответ. 184 см, 152 см.
Задача № 4 (слайд 10) Раньше говоря о росте взрослого человека, указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Что сказали бы наши предки о росте Петра Великого, равном 2м 4см?
Ответ. 14 вершков.
Задача № 5 (слайд 12) Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своём совершать во всякий день по 40 вёрст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему проходить по 45 вёрст в день. На какой день второй человек догонит первого?
Ответ: через 8 дней.
Задача № 6 (слайд 14)
Но Герасим только закивал головою и так сильно принялся грести, хотя и против течения реки, что в одно мгновение умчался саженей на сто”. На сколько километров умчался Герасим?
Ответ: Герасим умчался на 21,3 км
Задача № 7 (слайд 16)
Морская миля равна 1852м. Скорость корабля составляет 15 морских миль в час. Чему равна скорость корабля в км/ч?
Ответ: 27,78 миль/ч
Задача № 8 (слайд 18)
Средняя скорость человека при ходьбе 5 км/ч. Сколько шагов делает человек в час?
Ответ: приблизительно 7042 шага/ч
3. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке. (Слайд 19)
4. Домашнее задание.
Источники информации
- http://images.yandex.ru/yandsearch?source=psearch&text=
%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%BE%D0%BA&noreask=
1&pos=14&rpt=simage&lr=213&uinfo=sw-1583-sh-806-fw-1358-fh-598-pd-1&img_url=
http%3A%2F%2Fsvyatorus.com%2Fuploads%2Fposts%2F2012-04%2F1335211764_vershok.jpg - http://900igr.net/datai/fizika/Mera-massy/0009-007-Starinnye-russkie-mery-dliny.jpg
- http://548school.ucoz.ru/RUKA.jpg
- http://skazles.ru/skazki/img/0004.jpg
- http://eslovnik.com/img/versta_1.jpg
- http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=478304188-51-72&n=21
- http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3575000/3574301-58e2093ca2d38166.jpg
- http://kvaclub.ru/foto/tramway/tr10_09.jpg
- http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=506483849-55-72&n=21
- http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=462466371-62-72&n=21
- http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=434651130-03-72&n=21
- http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=44775696-37-72&n=21
- http://aktinoya.ru/index.php?view=image&format=raw&type=
img&id=919&option=com_joomgallery&Itemid=64 - http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=407984676-58-72&n=21
- http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=141552563-46-72&n=21
- http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=590875749-32-72&n=21
- http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=100840520-45-72&n=21
- http://www.amik.ru/data/Photos/Photo/1660.JPEG
- http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=394128175-31-72&n=21
- http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=634426349-67-72&n=21
- http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=342552480-17-72&n=21
- http://znanija.com/task/895423