Цели:
- Реализация принципа умственного развития учащихся.
- Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности; развитие культуры коллективного умственного труда.
- Формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой и физикой, расширение кругозора учащихся.
Тип занятия:
дидактическая игра (две команды).Оборудование:
компьютер, приборы для проведения физических опытов, презентация.Ход занятия
I Вступительное слово. (слайд 1)
1 ведущий:
Итак, мы начинаем второе заседание клуба юных, любознательных физиков и математиков. Очень хочется, чтобы наша встреча была запоминающейся, интересной и содержательной. Участвуют в заседании все участники двух команд, а также болельщики.
2 ведущий: (слайд 2)
Математика – наука, физика - гимнастика ума,
Есть в них точность и смекалка, цифры, буквы и игра.
Тот, кто учит - понимает, что наука нам нужна,
Так как в трудной жизни нашей без наук никак нельзя:
Математика - повсюду, физика – везде.
Тот, кто учит - понимает...
И порядок в голове!
1 ведущий:
Дорогие друзья! Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в Зимних олимпийских играх! Нет, нет, не в спортивных, а в физико-математических.
II Состязания
Эстафета
2 ведущий:
Перед основными состязаниями необходимо сделать разминку. Для этого предлагаем участие в эстафете. (слайд 3-4)
Ребята, вы будете поочерёдно отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ на вопрос команде присуждается 1 балл. Сначала отвечает одна команда, затем другая.
Вопросы:
- Наука, изучающая природные явления? (физика)
- Кипит ли вода внутри макарон? (нет)
- Процесс переноса энергии в вакууме? (излучение)
- Чему равна сумма чисел от двухсот до двухсот? (нулю)
- Можно ли на Луне ориентироваться с помощью компаса? (нет, отсутствует магнитное поле)
- Сколько углов останется от треугольника, если один отрезать? (четыре)
- Что теплее: три рубашки или рубашка тройной
толщины?
(ответ: три рубашки, т.к. между ними воздух, а воздух плохой проводник тепла).
Биатлон.
- Самое распространённое вещество в природе? (вода)
- Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой? (одинаково)
- Чему равно наибольшее целое отрицательное число? (-1)
- Кто разговаривает на всех языках? (эхо)
- Место в квартире, где воздух в квартире наиболее холодный. (пол)
- Можно ли уравновесить муху и слона? (да, в невесомости их вес равен нулю)
- Чему равно произведение всех цифр? (нулю)
1 ведущий:
Внимание, ребята! Следующее состязание – биатлон. Вам предлагаются вопросы и по два варианта ответов к каждому вопросу. Отвечают обе команды. Каждое попадание оценивается в один балл. Время обдумывания 30 секунд. (слайд 5)
- Улитка ползет по столбу высотой 20 м. Каждый день она поднимается на 2 м и каждую ночь опускается на 1 м. Через сколько дней она достигнет вершины? (через 19 дней) (слайд 6)
- Масса языка человека всего 50г, длина 9см. Но в нем не менее 17 мускулов. При еде он совершает 80 движений в минуту, а 4000 осязательных пластинок с 50 рецепторами каждая передают в мозг полученную информацию. Какая сила тяжести действует на язык? (F TЯЖ = mg = 0,05кг * 10 Н/ кг=0, 5 Н (слайд 7)
- 3 кошки за 3 дня поймали 3 мышей. Сколько мышей поймают 9 кошек за 9 дней? (27 мышей) (слайд 8)
- Четырнадцать детей учились плавать. Пятеро из них еще не умеют плавать, а трое сразу ушли домой. Сколько детей научилось плавать и еще не ушли домой? (6 детей) (слайд 15) (слайд 9)
- Пете и Феде купили по 5 пирожных. Петя съел свои за 6 минут, и стал сходить с ума от зависти, глядя, как Федя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Петя? (14 минут) (слайд 10)
- Можно ли не выпуская воздуха из воздушного шарика, уменьшить его объём? (да, положить его в холодильник) (слайд 11)
Спортивное ориентирование. (слайд 12)
2 ведущий:
В лабиринтах своего мышления найдите ответы на поставленные вопросы. За верный ответ с первого раза команда получает 5 баллов, каждая подсказка минус 1 балл. Перед каждым соревнованием необходима тренировка. Предлагается попробовать свои силы перед состязанием.
В черном ящике находится вещество: (слайд 13)
- Его используют для уменьшения трения
- Оно хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения
- Мы постоянно встречаемся со всеми тремя его агрегатными состояниями
- Организм взрослого человека состоит на 65% из этого вещества
- Его называют “соком жизни на Земле” (вода)
1 ведущий:
В чёрном ящике находятся всем известное физическое тело. (слайд 14)
- Его можно использовать в науке: для исследования некоторых физических явлений.
- С ним дружат некоторые спортсмены.
- Он имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.
- С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.
- Из-за него плакала Таня. ( Шар Паскаля).
2 ведущий:
В черном ящике находится физический прибор. (слайд 15)
- По отношению к нему нужно быть очень осторожным
- С его помощью можно наблюдать диффузию
- Обычно его изготавливают из стекла
- На нем нанесена шкала
- Благодаря ему можно определить объем жидкости (мензурка)
Весёлый бобслей.
1 ведущий:
А сейчас в состязании “Весёлый бобслей” мы предлагаем юмористические задачи. Отвечают капитаны по очереди, совещаясь с командой. За каждый правильный ответ – 1 балл. Время обдумывания 30 секунд. (слайд 16)
1. Две мухи соревнуются в беге. Они бегут от пола к потолку и обратно. Первая муха бежит в обе стороны с одинаковой скоростью. Вторая бежит вниз вдвое быстрее, чем первая, а вверх – вдвое медленнее, чем первая. Какая муха победит? (первая)
(слайд 17)
2. Василий Васильевич охотился в поле на мышей и поймал пятерых, а контузил в три раза больше. Трех мышей Василий Васильевич напугал смертельно, и эти мыши упали в обморок, а остальные выздоровели, но обиделись на Василия Васильевича и навсегда ушли в соседнюю деревню. Сколько мышей ушло в соседнюю деревню навсегда? (12).
(слайд 18)
3. В первой кастрюле молекулы танцуют медленное танго, а во второй прыгают как блохи. В какой кастрюле можно быстрее сварить пельмени? (во второй)
(слайд 19)
4. Аладдин поглубже запахнул полы своего единственного шелкового халата, обмотался своим единственным шерстяным шарфом и опустился в холодное подземелье, где нашел странную лампу: одна её часть была стеклянной, а другая - сделана из янтаря. На лампе были написаны странные символы:
- лампа (+) ? добрый джин ? три желания ?
- лампа (-) ? злой джин ?
Что должен сделать Аладдин? (потереть стеклянную половину)
(слайд 20)
5. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная полиция с ними справиться? (Инерция движения и покоя.) (слайд 21)
6. Что мешает семикласснику Васе, пойманному классным руководителем на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Взаимное притяжение молекул.)
Кёрлинг. (слайд 22)
2 ведущий: (слайд 23)
О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
1 ведущий: А сейчас мы посмотрим занимательные опыты. Правильно отвечая на вопрос “ почему”, команда может получить 3 балла.
Опыт №1
“Банка — хулиганка”.
С помощью гвоздя и молотка в дне жестяной банки из-под кофе сделано много отверстий (наподобие решета), и одно отверстие большего размера - в крышке. Наполним банку водой, закроем крышку и поднимем вертикально из воды, закрывая пальцем отверстие в крышке - вода не льется, но стоит только приподнять палец с дырки в крышке, снизу хлынет поток, похожий на душ.
Вопрос: Объясните, почему так происходит?
2 ведущий
Опыт №2 “Всё выше и выше и выше...”
Две пробирки разных диаметров, одна легко входит в другую. В большую пробирку налили воды и вставили в неё меньшую, между стенками пробирок будет вода, с помощью резинки отметим место уровня дна меньшей пробирки, а теперь перевернём пробирки вверх дном. Пробирка, находящаяся внутри, медленно начнет подниматься вверх, причина - атмосферное давление.
1 ведущий:
Следующие опыты вы должны продемонстрировать сами и объяснить.
Опыт №3 "Ползущий стакан".
Вопрос: Как сделать, чтобы стакан начал ползти?
Ответ: Поднести к нему горящую свечу и стакан медленно поползет. Это объясняется тем, что при нагреве воздух в стакане расширяется и чуть приподнимает стакан, но не может выйти наружу т.к. мешает вода, трение уменьшается и стакан ползет вниз.
2 ведущий: Опыт №4“Волшебный чайник”
Вопрос: Как продемонстрировать наличие свободных электрических зарядов в жидкости?
Ответ: Металлический чайник и алюминиевый сосуд от калориметра соедините проводниками с гальванометром. В чайник налейте воду, в которой растворите немного соли. Переливая воду обнаруживаем электрический ток. Изменяя длину и толщину струи, отмечаем изменение силы тока.
Финальный матч. Хоккей.
1 ведущий: Мы подошли к финалу олимпиады. Последнее состязание – финальный матч по хоккею. На обдумывание ответа 30 секунд. За каждый верный ответ команды получают по 1 баллу.
1 тайм: Загадки. (слайд 24)
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт. (Барометр)Две сестры качались,
правды добивались,
а когда добились,
то остановились. (Весы)Бываю я и постоянной
И чаще переменной,
А иногда мгновенной. (Скорость)
2 тайм: Учёные мужи (слайд 25)
Этот учёный в 1696 году получил официальное извещение о назначении его хранителем монетного двора, а 1705 году королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. (И. Ньютон).
Этот французский учёный изобрёл счётную машину, открыл закон гидростатики, получивший его имя. А также доказал, что воздух имеет вес. (Б. Паскаль).
Этот физик работал над исследованиями атмосферного электричества. Он первый сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений и открыл атмосферу Венеры. (М.В.Ломоносов).
3 тайм: Ребусы. (3 минуты) <приложение 1> (слайд 26)
III Заключение. (слайд 19)
Ведущие:
Наше заседание подходит к концу. Мы надеемся, что вам было интересно и вы придёте к нам на следующее заседание.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко. (слайд 20)
Используемая литература.
- Учебно-методическая газета “Математика”, изд. дом “Первое сентября”
- Л. А. Горев, “Занимательные опыты по физике”, М. “Просвещение”, 1985 г.
- М.Н. Алексеева “Физика юным”, М. Просвещение 1980 г.
- Я. Перельман: “Занимательная математика”, М. Просвещение” 1980 г.
- Б.А. Кордемский, А.А., Ахазов “Удивительный мир чисел” М. “Просвещение”, 1985 г.
- Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин: “Математическая смекалка”, М. Просвещение” 1988 г.
- Я. Перельман, “Занимательная физика”, М. Просвещение” 1985 г.
- Ю.В. Щербакова, “Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы”. М.“Глобус”. 2010.
- М.А. Иченская, “Отдыхаем с математикой 5-11 классы”, Волгоград “Учитель”, 2006.
- И.Я. Ланина “100 игр по физике”, М. “Просвещение”, 1995г.