Внеклассное мероприятие (математика + физика) "Заседание юных физиков и математиков «Зимние Олимпийские игры»". 7‒8-е классы

Разделы: Математика, Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • Реализация принципа умственного развития учащихся.
  • Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности; развитие культуры коллективного умственного труда.
  • Формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой и физикой, расширение кругозора учащихся.

Тип занятия: дидактическая игра (две команды).

Оборудование: компьютер, приборы для проведения физических опытов, презентация.

Ход занятия

I  Вступительное слово. (слайд 1)

1 ведущий:

Итак, мы начинаем второе заседание клуба юных, любознательных физиков и математиков. Очень хочется, чтобы наша встреча была запоминающейся, интересной и содержательной. Участвуют в заседании все участники двух команд, а также болельщики.

2 ведущий: (слайд 2)

Математика – наука, физика - гимнастика ума,
Есть в них точность и смекалка, цифры, буквы и игра.
Тот, кто учит - понимает, что наука нам нужна,
Так как в трудной жизни нашей без наук никак нельзя:
Математика - повсюду, физика – везде.
Тот, кто учит - понимает...
И порядок в голове!

1 ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в Зимних олимпийских играх! Нет, нет, не в спортивных, а в физико-математических.

II  Состязания

Эстафета

2 ведущий:

Перед основными состязаниями необходимо сделать разминку. Для этого предлагаем участие в эстафете. (слайд 3-4)

Ребята, вы будете поочерёдно отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ на вопрос команде присуждается 1 балл. Сначала отвечает одна команда, затем другая.

Вопросы:

  1. Наука, изучающая природные явления? (физика)
  2. Кипит ли вода внутри макарон? (нет)
  3. Процесс переноса энергии в вакууме? (излучение)
  4. Чему равна сумма чисел от двухсот до двухсот? (нулю)
  5. Можно ли на Луне ориентироваться с помощью компаса? (нет, отсутствует магнитное поле)
  6. Сколько углов останется от треугольника, если один отрезать? (четыре)
  7. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
    (ответ: три рубашки, т.к. между ними воздух, а воздух плохой проводник тепла).

Биатлон.

  1. Самое распространённое вещество в природе? (вода)
  2. Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой? (одинаково)
  3. Чему равно наибольшее целое отрицательное число? (-1)
  4. Кто разговаривает на всех языках? (эхо)
  5. Место в квартире, где воздух в квартире наиболее холодный. (пол)
  6. Можно ли уравновесить муху и слона? (да, в невесомости их вес равен нулю)
  7. Чему равно произведение всех цифр? (нулю)

1 ведущий:

Внимание, ребята! Следующее состязание – биатлон. Вам предлагаются вопросы и по два варианта ответов к каждому вопросу. Отвечают обе команды. Каждое попадание оценивается в один балл. Время обдумывания 30 секунд. (слайд 5)

  1. Улитка ползет по столбу высотой 20 м. Каждый день она поднимается на 2 м и каждую ночь опускается на 1 м. Через сколько дней она достигнет вершины? (через 19 дней) (слайд 6)
  2. Масса языка человека всего 50г, длина 9см. Но в нем не менее 17 мускулов. При еде он совершает 80 движений в минуту, а 4000 осязательных пластинок с 50 рецепторами каждая передают в мозг полученную информацию. Какая сила тяжести действует на язык? (F TЯЖ = mg = 0,05кг * 10 Н/ кг=0, 5 Н (слайд 7)
  3. 3 кошки за 3 дня поймали 3 мышей. Сколько мышей поймают 9 кошек за 9 дней? (27 мышей) (слайд 8)
  4. Четырнадцать детей учились плавать. Пятеро из них еще не умеют плавать, а трое сразу ушли домой. Сколько детей научилось плавать и еще не ушли домой? (6 детей) (слайд 15) (слайд 9)
  5. Пете и Феде купили по 5 пирожных. Петя съел свои за 6 минут, и стал сходить с ума от зависти, глядя, как Федя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Петя? (14 минут) (слайд 10)
  6. Можно ли не выпуская воздуха из воздушного шарика, уменьшить его объём? (да, положить его в холодильник) (слайд 11)

Спортивное ориентирование. (слайд 12)

2 ведущий:

В лабиринтах своего мышления найдите ответы на поставленные вопросы. За верный ответ с первого раза команда получает 5 баллов, каждая подсказка минус 1 балл. Перед каждым соревнованием необходима тренировка. Предлагается попробовать свои силы перед состязанием.

В черном ящике находится вещество: (слайд 13)

  • Его используют для уменьшения трения
  • Оно хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения
  • Мы постоянно встречаемся со всеми тремя его агрегатными состояниями
  • Организм взрослого человека состоит на 65% из этого вещества
  • Его называют “соком жизни на Земле” (вода)

1 ведущий:

В чёрном ящике находятся всем известное физическое тело. (слайд 14)

  • Его можно использовать в науке: для исследования некоторых физических явлений.
  • С ним дружат некоторые спортсмены.
  • Он имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.
  • С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.
  • Из-за него плакала Таня. ( Шар Паскаля).

2 ведущий:

В черном ящике находится физический прибор. (слайд 15)

  • По отношению к нему нужно быть очень осторожным
  • С его помощью можно наблюдать диффузию
  • Обычно его изготавливают из стекла
  • На нем нанесена шкала
  • Благодаря ему можно определить объем жидкости (мензурка)

Весёлый бобслей.

1 ведущий:

А сейчас в состязании “Весёлый бобслей” мы предлагаем юмористические задачи. Отвечают капитаны по очереди, совещаясь с командой. За каждый правильный ответ – 1 балл. Время обдумывания 30 секунд. (слайд 16)

1. Две мухи соревнуются в беге. Они бегут от пола к потолку и обратно. Первая муха бежит в обе стороны с одинаковой скоростью. Вторая бежит вниз вдвое быстрее, чем первая, а вверх – вдвое медленнее, чем первая. Какая муха победит? (первая)

(слайд 17)

2. Василий Васильевич охотился в поле на мышей и поймал пятерых, а контузил в три раза больше. Трех мышей Василий Васильевич напугал смертельно, и эти мыши упали в обморок, а остальные выздоровели, но обиделись на Василия Васильевича и навсегда ушли в соседнюю деревню. Сколько мышей ушло в соседнюю деревню навсегда? (12).

(слайд 18)

3. В первой кастрюле молекулы танцуют медленное танго, а во второй прыгают как блохи. В какой кастрюле можно быстрее сварить пельмени? (во второй)

(слайд 19)

4. Аладдин поглубже запахнул полы своего единственного шелкового халата, обмотался своим единственным шерстяным шарфом и опустился в холодное подземелье, где нашел странную лампу: одна её часть была стеклянной, а другая - сделана из янтаря. На лампе были написаны странные символы:

  • лампа (+) ? добрый джин ? три желания ?
  • лампа (-) ? злой джин ?

Что должен сделать Аладдин? (потереть стеклянную половину)

(слайд 20)

5. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная полиция с ними справиться? (Инерция движения и покоя.) (слайд 21)

6. Что мешает семикласснику Васе, пойманному классным руководителем на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Взаимное притяжение молекул.)

Кёрлинг. (слайд 22)

2 ведущий: (слайд 23)

О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.

Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.

1 ведущий: А сейчас мы посмотрим занимательные опыты. Правильно отвечая на вопрос “ почему”, команда может получить 3 балла.

Опыт №1

“Банка — хулиганка”.

С помощью гвоздя и молотка в дне жестяной банки из-под кофе сделано много отверстий (наподобие решета), и одно отверстие большего размера - в крышке. Наполним банку водой, закроем крышку и поднимем вертикально из воды, закрывая пальцем отверстие в крышке - вода не льется, но стоит только приподнять палец с дырки в крышке, снизу хлынет поток, похожий на душ.

Вопрос: Объясните, почему так происходит?

2 ведущий

Опыт №2 “Всё выше и выше и выше...”

Две пробирки разных диаметров, одна легко входит в другую. В большую пробирку налили воды и вставили в неё меньшую, между стенками пробирок будет вода, с помощью резинки отметим место уровня дна меньшей пробирки, а теперь перевернём  пробирки вверх дном. Пробирка, находящаяся внутри, медленно начнет подниматься вверх, причина - атмосферное давление.

1 ведущий:

Следующие опыты вы должны продемонстрировать сами и объяснить.

Опыт №3 "Ползущий стакан".

Вопрос: Как сделать, чтобы стакан начал ползти?

Ответ: Поднести к нему горящую свечу и стакан медленно поползет. Это объясняется тем, что при нагреве воздух в стакане расширяется и чуть приподнимает стакан, но не может выйти наружу т.к. мешает вода, трение уменьшается и стакан ползет вниз.

2 ведущий: Опыт №4“Волшебный чайник”

Вопрос: Как продемонстрировать наличие свободных электрических зарядов в жидкости?

Ответ: Металлический чайник и алюминиевый сосуд от калориметра соедините проводниками с гальванометром. В чайник налейте воду, в которой растворите немного соли. Переливая воду обнаруживаем электрический ток. Изменяя длину и толщину струи, отмечаем изменение силы тока.

Финальный матч. Хоккей.

1 ведущий: Мы подошли к финалу олимпиады. Последнее состязание – финальный матч по хоккею. На обдумывание ответа 30 секунд. За каждый верный ответ команды получают по 1 баллу.

1 тайм: Загадки. (слайд 24)

По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт. (Барометр)

Две сестры качались,
правды добивались,
а когда добились,
то остановились. (Весы)

Бываю я и постоянной
И чаще переменной,
А иногда мгновенной. (Скорость)

2 тайм: Учёные мужи (слайд 25)

Этот учёный в 1696 году получил официальное извещение о назначении его хранителем монетного двора, а 1705 году королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. (И. Ньютон).

Этот французский учёный изобрёл счётную машину, открыл закон гидростатики, получивший его имя. А также доказал, что воздух имеет вес. (Б. Паскаль).

Этот физик работал над исследованиями атмосферного электричества. Он первый сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений и открыл атмосферу Венеры. (М.В.Ломоносов).

3 тайм: Ребусы. (3 минуты) <приложение 1> (слайд 26)

III Заключение. (слайд 19)

Ведущие:

Наше заседание подходит к концу. Мы надеемся, что вам было интересно и вы придёте к нам на следующее заседание.

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко. (слайд 20)

Используемая литература.

  1. Учебно-методическая газета “Математика”, изд. дом “Первое сентября”
  2. Л. А. Горев, “Занимательные опыты по физике”, М. “Просвещение”, 1985 г.
  3. М.Н. Алексеева “Физика юным”, М. Просвещение 1980 г.
  4. Я. Перельман: “Занимательная математика”, М. Просвещение” 1980 г.
  5. Б.А. Кордемский, А.А., Ахазов “Удивительный мир чисел” М. “Просвещение”, 1985 г.
  6. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин: “Математическая смекалка”, М. Просвещение” 1988 г.
  7. Я. Перельман, “Занимательная физика”, М. Просвещение” 1985 г.
  8. Ю.В. Щербакова, “Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы”. М.“Глобус”. 2010.
  9. М.А. Иченская, “Отдыхаем с математикой 5-11 классы”, Волгоград “Учитель”, 2006.
  10. И.Я. Ланина “100 игр по физике”, М. “Просвещение”, 1995г.