Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки “Лесные домишки”, понимания основной мысли произведения.
Задачи:
образовательные:
- расширять и накапливать читательский опыт;
- создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
развивающие:
- создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
- развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
- развивать речь детей;
- расширять представления об окружающем мире живой природы;
воспитательные:
- создать условия для формирования умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
- осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
- использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
- определять тему и главную мысль текста;
- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
- находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
- преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях, справочниках, энциклопедиях;
- сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая.
Оборудование:
Для учителя:
- Книги В. В. Бианки: “Лесные домишки”, “Приключения Муравьишки”, другие книги писателя для выставки;
- портрет В. В. Бианки;
- презентация “Лесные домишки”;
- фото и карточки с названиями животных для задания “В поисках своего домика” (Приложение 1);
- компьютер;
- экран;
- проектор;
- колонки.
Для учащихся:
- Пособие “Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс”;
- ножницы, клей, ручка;
- рабочий лист “В поисках своего домика” (Приложение 2);
- рабочий лист “Заселите домики” (Приложение 3);
- разноуровневые тесты “Лесные домишки” (Приложение 4);
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Дети называют писателя и произведение, над которым они работали на прошлом уроке. Презентация “Лесные домишки”Слайд 2
- Сегодня мы продолжим путешествие в загадочный и сказочный мир природы вместе с героями В.В. Бианки.
III. Проверка домашнего задания.
Детям на выбор предлагалось выполнить задания:
1. Задания для суперчитателя (Задание Б, с. 10) и заселить муравейник друзьями Муравьишки.
2. Приготовить пересказ понравившегося отрывка от лица Муравьишки.
- А ещё дома вы познакомились с новым произведением В.В. Бианки.
Слайд 3
СЫЛЕНЕ ДИМКШИО
(“Лесные домишки”)
- О чём эта книга?
IV. Решение учебных задач.
1) Словарная работа.
- Какие встретились трудные и непонятные слова?
- Какие слова вы записали в “Толковый словарь” “Портфеля читателя” (с. 30)?
2) Работа с текстом.
- Итак, мы снова отправляемся в путешествие, но на этот раз вместе с птичкой, у которой Спереди шильце, сзади вильце, а на груди белое полотенце? (С Ласточкой – Береговушкой).
Слайд 4
- Что вы узнали об этой птичке из книги?
3) Сообщение учителя
- Ласточки – перелётные птицы. Их прилёт
возвещает наступление весны. Птичка весит всего
10 – 20 граммов, но при перелёте способна
преодолевать около 10 тысяч километров. Ласточки
береговушки гнездятся колониями на отвесных
берегах. В полёте ласточка очень виртуозна: она
порхает в разные стороны, делая невероятные
виражи. Именно в полёте она и охотится на
насекомых, которые являются её основной пищей.
(Ж. Варно Моя первая энциклопедия. Животные. –
М.: Омега, 2003)
4) Речевая разминка
Слайд 5
Бе-ре-го-вуш-ка
Чег-лок – Со-кол
Зу-ёк
Ви-тю-тень
И-вол-га
Пе-ноч-ка
Чом-га
Бел-каБереговушка
Чеглок – Сокол
Зуёк
Витютень
Иволга
Пеночка
Чомга
Белка
5) Работа над содержанием произведения.
- Почему Береговушка оказалась далеко от своего домика?
- Чеглок – Сокол – хищник. Поэтому Береговушка спасалась от него.
- Где строит свой дом Чеглок – Сокол? Дома найдите самостоятельно ответ на этот вопрос.
Слайд 6
- С кем же встретилась ласточка, когда искала свой дом?
a) Рабочий лист “В поисках своего домика” Приложение 2 и Приложение 1
Наша работа будет проходить по плану:1. В гостях у ...
2. Внешний вид птички (зверя).
3. Домик птички (зверя).
4. Осталась Береговушка в домике? Почему?
План указан в рабочем листе “В поисках своего домика”
Дети по тексту (выборочное чтение, чтение, в соответствии с заданием) определяют маршрут путешествия ласточки. Зачитывают описание птицы (зверя), с которым знакомилась ласточка, вырезают из приложения (Приложение 2) табличку с названием этой птички (зверя) и приклеивают под соответствующей картинкой.
Зачитывают описание домика и пояснение, почему Береговушка не осталась в нём.
Учитель прикрепляет соответствующие таблички на доске Приложение 1.
Слайды 7-12
6) Проверка правильности выполнения задания. Обобщение.
Слайд 13
- Кто же помогал Береговушке?
- Кто отказался помочь Береговушке?
- Как вы считаете, правильно ли поступил этот герой?
- Чей домик вам понравился больше всего?
V. Физминутка
Ветер тихо клён качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз – наклон, и два – наклон.
Зашумел листвою клён!
VI. Решение учебных задач.
1) Работа с пособием “Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс”
Задание для суперчитателя (с. 11).
Нарисовать домики зверей или птиц, которые видели.
(Работа над заданием продолжится дома).
2) Работа над средствами выразительности.
- С кем из зверей встретилась Береговушка?
- Как произошла эта встреча? (Прочитайте).
- Как автор описал белку?
(...рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с жёлтыми зубами. Да как зарычит страшилище..)
Слайд 14
- Почему автор именно так описал белку? Ведь белки – симпатичные животные.
(Чтобы показать разочарование Береговушки.
Ведь белка, по сравнению с ласточкой, намного крупнее. Да ещё и встретилась с ней береговушка, когда смеркалось. А сама ласточка очень устала. Увидев тёплое, уютное гнёздышко, она решила, что её здесь приютят. А оказалось всё наоборот.
Именно таким описание белки, автор передал чувства, которые были у береговушки при встрече с белкой).
3) Проверка усвоения содержания. Разноуровневые задания.
Детям предлагается выбрать задание, которое они смогли бы выполнить.
1. “Заселите домики” Приложение 3 (стрелками надо соединить описание домика и название животного, которому принадлежит домик).
или
2. Тестовые задания “Лесные домишки” трёх уровней: (Приложение 4):
- Уровень 1 – пять вопросов.
- Уровень 2 – семь вопросов.
- Уровень 3 – девять вопросов.
Один или несколько учеников (в зависимости от количества компьютеров) работают с разноуровневыми интерактивными тестами.
В тестах нет картинок-подсказок. Картинки появляются при нажатии на кнопку с правильным ответом.
Слайды 15 - 36
4) Проверка правильности выполнения тестов.
5) Проверка правильности выполнения задания “Заселите домики”.
Слайд 37
VII. Подведение итогов.
- Понравилось вам произведение В.В. Бианки “Лесные домишки”?
- Что нового о жизни животных вы узнали?
- Что вас удивило?
- Что заинтересовало?
- Чей домик вам понравился больше всего?
- Какова основная мысль произведения?
- Мы видим, что у птиц и многих зверей есть свои домики, где они живут, прячутся от непогоды, от врагов, выводят потомство.
Мы не должны подходить к ним близко, чтобы не спугнуть животных!
Не должны разрушать эти жилища!
1) Работа с пособием “Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс”.
Работа с “Экраном читателя”. Заполнение таблицы (с. 35).
Дети вписывают название книги “Лесные домишки” в столбике “Рассказы о животных” Виталия Бианки. Смайликом отмечают свои впечатления об этой книге.
2) Рефлексия.
Слайд 39
- Было интересно...
- Было трудно...
- Теперь я знаю, что...
VIII. Домашнее задание.
1. Закончить выполнение задания для суперчитателя (“Портфеля читателя” с. 11).
2. Узнать из справочной литературы, где строит свой дом Чеглок – Сокол?
3. Познакомиться с новым произведением В.В. Бианки - “Где раки зимуют”.
- Если книге встретятся непонятные слова, запишите их в “Толковый словарь” “Портфеля читателя” (с. 30)
4. На выбор:
- Подготовить сообщение об одной из птиц произведения “Лесные домишки”, пользуясь справочной литературой.
- Нарисовать понравившуюся птицу и её домик.
- Приготовить пересказ понравившегося отрывка (встреча с одной из птиц) от лица Береговушки.
Слайд 40
- Мы продолжим знакомство с произведениями В.В. Бианки и узнаем много тайн и много интересного из жизни других животных!