Цель игры: поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи интеллектуальной игры:
1) развитие познавательной активности учащихся, привитие любви к занятиям физической культурой и спорту;
2) популяризация олимпийских видов спорта; устойчивое понимание принципов, ценностей Олимпийского и Паралимпийского движения;
3) развитие речевых навыков;
4) формирование умений интеллектуального планирования и прогнозирования (осуществлять решения, проявлять умения принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени, умения согласовывать свои действия с действиями команды);
5) воспитание у детей чувства уважения к другому человеку, к его мнению и выбору; содействовать формированию культуры общения.
Актуальность игры:
Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Под олимпийскими знаменами собираются спортсмены всех континентов, потому что спорт, сближает людей, помогает народам лучше понять и познать друг друга. Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм.
В своей “Оде спорту” основатель современного олимпийского движения француз Пьер де Кубертен написал:
“О спорт! Ты – мир!
Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами.
Ты – согласие.
Ты сближаешь людей, жаждущих единства.
Ты источник благородного, мирного, дружеского соревнования.
Ты собираешь молодость – наше будущее, нашу надежду – под свои мирные знамена.
О спорт! Ты – мир”!
"Олимпизм – это философия жизни, превозносящая и объединяющая в сбалансированное целое качества тела, воли и разума. Смесь спорта с культурой и образованием – Олимпийское движение – стремится к созданию образа жизни, основанного на радости, строящейся на усилиях, просветительском значении хорошего примера и уважения универсальных основополагающих этических принципов" ("Олимпийская хартия" ,Основные принципы, пункт 1.)
Олимпийское движение вызывает интерес взрослых и детей во всем мире.
ИКТ на образовательном мероприятии: использование ИКТ на данном мероприятии делает его ярким и содержательным. Электронный вариант игры способствует развитию внимания, памяти, сосредоточенности, наблюдательности, мышления. Применение презентации во время урока обеспечивает его динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами.
План образовательного мероприятия - игры:
1) организационный этап (1 мин);
2) операционный этап (35 мин);
3) аналитический этап (4 мин).
Практическая ценность игры.
Данная работа может быть использована
- классными руководителями
- учителями общеобразовательных предметов (географии, истории, иностранных языков и т.д.);
- учителями физкультуры
в подготовке и проведении Олимпийских уроков
Условия игры.
В игре принимают участие 4 команды.
Игра включает три тура.
1 тур. Разминка команд.
По итогам первого тура устанавливается очередность участия команд в выборе игрового поля во втором туре. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
2 тур. “Олимпийский пьедестал”.
Открывается игровое табло. Команды, выбирая поочередно игровые поля, согласно набранным баллам, отвечают на предложенные вопросы. Команда, выбравшая категорию ответа, отвечает на вопрос устно. Остальные команды (по желанию) отвечают на вопросы письменно и сдают свои ответы помощникам ведущего. За правильный ответ на “бронзовый” вопрос присуждается один балл, на “серебряный” вопрос два балла и на “золотой” вопрос три балла.
3 тур. “Вершина Олимпа”- финал.
Команды отвечают на вопросы письменно и сдают ответы помощникам ведущего.
За каждого правильно угаданного спортсмена команда получает два балла. Максимальное количество баллов в этом туре – восемь.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Вопросы 1 тура. Разминка команд
1. Как называется вид спорта, когда с лыжами на ногах выполняют различные акробатические упражнения? (Фристайл.)
2. В каком году проводились Олимпийские игры в Москве? (1980.)
3. Назовите столицу первых современных Олимпийских игр. (Афины, 1896 г.)
4. Кто из советских поэтов первым начал пропагандировать физкультуру и спорт? (Маяковский.)
5. Когда будут проходить XXII зимние Олимпийские игры в Сочи?
(в 2014 году в российском городе Сочи с 7 по 23 февраля будут проходить XXII зимние Олимпийские игры.
6. Где будут проходить паралимпийские игры? (с 7 по 16 марта в Сочи).
7. Как выглядит олимпийский флаг? (Белое полотнище с 5 переплетенными кольцами.)
8. Каков девиз Олимпийских игр? (“Быстрее, выше, сильнее”.)
9. Какие награды вручаются олимпийским чемпионам? (Олимпийские медали.)
10. Может ли хоккейная команда играть без капитана? (Нет.)
11. Когда хоккей с шайбой был включен в программу Олимпийских игр? (В 1920 г.)
12. Какой спортивный титул получает команда или спортсмен навечно? (Олимпийский чемпион.)
13. Кто был организатором современных Олимпийский Игр? (барон Пьер де Кубертен.)
14. Что такое Олимпийская хартия? (Это сборник уставных документов по вопросам олимпийского движения.)
15. Через сколько лет проводятся Зимние Олимпийские Игры? (Через 4 года.)
16. Продолжите девиз Пьера де Кубертена. Главное – не победить, главное – ... (участвовать).
17. Что относится к олимпийской символике? (Олимпийский флаг, огонь.)
18. От чего произошло слово “стадион”? (От слова “стадий” – расстояние, которое пробежит жрец, сделав 600 шагов.)
19. Сколько километров составляет самая длинная олимпийская лыжная дистанция? (50 км.)
20. В какой стране зародились Олимпийские игры? (в Древней Греции)
21. Кто имел право принимать участие в Древнегреческих олимпийских играх? (Только свободные греки мужчины).
22. На каких Олимпийских играх советские спортсмены завоевали наибольшее количество золотых медалей? (На играх 1980 г. в Москве, 80 медалей.)
23. В каком олимпийском виде спорта в экипировку вратаря входит перчатка “блин”? (Хоккей.)
24. Впервые такой лёд для конькобежцев был опробован на Олимпиаде 1964 года в Инсбруке.
(Искусственный)
Ответы:
1. Фристайл.
2. 1980.
3. Афины, 1896 г.
4. Маяковский.
5. 2014 году в российском городе Сочи с 7 по 23 февраля будут проходить XXII зимние Олимпийские игры.
6. В том же городе, что и олимпийские игры, через 2 недели.
7. Белое полотнище с 5 переплетенными кольцами.
8. “Быстрее, выше, сильнее”.
9. Олимпийские медали.
10. Нет.
11. В 1920 г.
12. Олимпийский чемпион.
13. Барон Пьер де Кубертен.
14. Это сборник уставных документов по вопросам олимпийского движения.
15. Через 4 года.
16. ...участвовать.
17. Олимпийский флаг, огонь.
18. От слова “стадий” – расстояние, которое пробежит жрец, сделав 600 шагов.
19. 50 км.
20. В Древней Греции.
21. Только свободные греки мужчины.
22. На играх 1980 г. в Москве, 80 медалей.
23. Хоккей.
24. Искуственный.
1. История Олимпийских игр (синее олимпийское кольцо)
1 место (30 баллов):
1) он был еще совсем молодым человеком, когда высказал мысль о возрождении Олимпийских игр. “Германия отыскала развалины Олимпии; почему бы, - думал я. – Франции не восстановить ее былую славу? От этого проекта, до менее блестящего, но более практичного и плодотворного о возрождении Олимпийских игр, было уже недалеко; пробил час спортивного интернационализма, призванного сыграть свою роль во всем мире,” – так описал он свои размышления.
Вопрос: Кто этот человек, которому принадлежит это высказывание?
Ответ: Пьер де Кубертен;
2) когда спортсмены России впервые приехали на Олимпийские игры, их было всего пять человек. Тем не менее, ему удалось стать первым олимпийским чемпионом по фигурному катанию в 1908 г. на IV Олимпийских играх в Лондоне.
Вопрос: как звали этого известного фигуриста?
Ответ: Николай Панин-Коломенкин;
3) политическая обстановка в этой стране не смогла не сказаться на обстановке, сложившейся на Играх. Например, к началу Игр возле туалетов были повешены таблички “Собакам и евреям вход воспрещен”.
При встрече с руководителем этой страны Президент Международного олимпийского комитета Анри де Байе-Латур заявил: “Господин ....(руководитель), таблички с подобными надписями противоречат олимпийским традициям”. На это руководитель страны ответил: “Господин президент, когда вас приглашают в гости, вы не учите хозяев, как смотреть за домом, не так ли?” Ответ Байе-Латура был таков: “Простите ..., но когда флаг с пятью кольцами вывешивается на стадионе - это уже не ...(название государства). Это Олимпия, и - мы в ней хозяева”. Таблички были убраны.
Вопрос: “Кто был руководителем этой страны и где проходили Олимпийские Игры?”
Ответ: канцлере Германии Гитлере, Олимпийские игры 1936 года в Гармиш-Партенкирхен.
2 место (20 баллов)
Каждый знает, что на Олимпийские игры в Древней Греции женщины не допускались. Это факт достоверный. Но в древнегреческих играх был один вид состязаний, олимпийским чемпионом в котором могла стать женщина.
Вопрос: в каком виде состязаний древнегреческих олимпиад победителем могла быть объявлена женщина?
Ответ: в гонках колесниц победителем объявлялся не ведущий колесницу, а хозяин коней, которым могла быть и женщина.
3 место (10 баллов)
На открытии Олимпийских игр команды идут в порядке алфавита страны-организатора. Но впереди всегда шествует команда одной и той же страны.
Вопрос: команда какой страны всегда шествует впереди?
Ответ: Греции
2. Олимпийская символика (желтое олимпийское кольцо)
1 место (30 баллов):
Талисман Олимпийских игр должен отражать такие Олимпийские ценности, как:
Совершенство (Excellence). Полная самоотдача в борьбе за достижение поставленных целей, как в жизни, так и в спорте. Важна не победа, а самопреодоление.
Дружба (Friendship). Достижение взаимопонимания между отдельными людьми и целыми народами, несмотря ни на какие разногласия или различия. Спорт объединяет представителей разных наций, культур, религий.
Уважение (Respect). Соблюдение норм и правил — спортивных, моральных, этических. Это уважение к окружающим людям, окружающей среде, к себе и своему телу.
Вопрос: талисманы каких Олимпийских игр здесь представлены?
Ответ: 1) Нагано (Япония, 1998: четыре совёнка (Сукки, Нокки, Лекки и Цукки). Число 4 выбрано не случайно: это времена года и 4 стихии, регулирующие жизнь в лесу: землю, ветер, огонь и воду. Кроме того, Олимпийские игры также проводятся раз в четыре года
2) Ванкувер (Канада, 2010: птица – гром, снежный человек, морской медведь)
3) Турин (Италия, 2006: снежок Нив и кубик льда Глиз
4) Сочи (Россия, 2014: Леопард, Белый медведь и Зайка)
2 место (20 баллов)
Эмблема XII зимних Олимпийских игр (Лейк Плейсид, США 1980) представляет собой видоизмененную греческую колонну, как символ игр древности.
Вопрос: почему эмблема имеет два изгиба?
Ответ: это символизирует тот факт, что Олимпиада в Лейк Плейсиде проводилась дважды.
3 место (10 баллов)
Эмблема Олимпийских игр – это Олимпийский девиз и Олимпийский символ. Олимпийский символ – это хорошо всем известные пять переплетенных между собой колец.
Вопрос: что означают разноцветные кольца?
Ответ: пять колец символизируют пять континентов: голубой – Европа, желтый – Азия, зеленый – Австралия, красный – Америка и черный – Африка.
3. Особенности зимней олимпиады (красное олимпийское кольцо)
1 место (30 баллов):
1) в этом виде спорта с горы едут на санках (Бобслей.)
2) как называется скоростной спуск с гор на лыжах?
3) в этом виде спорта сочетаются лыжные гонки со стрельбой
4) скоростной бег на коньках на короткой дорожке, в соревнованиях несколько спортсменов одновременно катаются по овальной ледовой дорожке.
Вопрос: как называются эти виды спорта?
Ответ: 1) бобслей, 2) слалом, 3) биатлон, 4) шорт – трек.
2 место (20 баллов)
На летних Олимпийских играх 2012 года в Лондоне, соревнования проходили по 26 видам спорта и 39 спортивным дисциплинам.
Вопрос: сколько видов спорта будет представлено на олимпиаде в Сочи? Назовите их.
Ответ: 7 видов спорта: биатлон, бобслей, конькобежный спорт, кёрлинг, лыжный спорт, санный спорт, хоккей с шайбой.
3 место (10 баллов)
Количество видов спорта, включенных в Олимпийские игры, постоянно меняется. Так на играх в Нагано (Япония, 1998) был включен керлинг, а на играх в Калгари (Канада, 1988) фристайл.
Керлинг постоянно входит в программу
Олимпийских игр с 1998 года (Нагано, Япония). В своем
современном виде керлинг возродился в России в
1991 году стенах Института физической культуры им.
П.Ф. Лесгафта.
Фристайл впервые вошёл в программу Зимних
Олимпийских игр в 1988 году, на XV Зимней Олимпиаде в
Калгари, в ранге демонстрационных соревнований.
Первые олимпийские медали в этом виде спорта (в
мужском и женском могуле) были разыграны на
следующей Зимней Олимпиаде. В России фристайл
появился в 1970-х гг.
В 1988 году была создана самостоятельная Федерация
фристайла СССР. Победительницей трёх этапов
Кубка мира стала Елизавета Кожевникова, а
первыми среди российских фристайлистов
чемпионами мира на трассах американского
курорта Вэйне стали: Сергей Щуплецов — в
многоборье и Василиса Семенчук — в лыжной
акробатике.
Вопрос: какой зимний вид спорта может быть официально признан олимпийским?
Ответ: по нынешним правилам МОК зимний вид спорта может быть официально признан олимпийским, если он культивируется минимум в 50 странах на трех континентах, а соревнования в этом виде проходят как среди мужчин, так и среди женщин.
4. Отечественные спортсмены на зимних Олимпийских играх (зеленое олимпийское кольцо)
1 место (30 баллов):
Знаменитая спортсменка, 6-кратная олимпийская чемпионка, 3-кратная чемпионка мира, Заслуженный мастер спорта СССР и России, Герой Российской Федерации (1994, “за выдающиеся достижения в спорте, мужество и героизм, проявленные на XVII зимних Олимпийских играх 1994 года”).
Вопрос: кто это? В каком виде спорта она выступала?
Ответ: Любовь Егорова, лыжные гонки.
2 место (20 баллов)
Владислав Александрович Третьяк. Выдающийся советский хоккеист, вратарь, тренер. Заслуженный мастер спорта СССР, трехкратный олимпийский чемпион, десятикратный чемпион мира, девятикратный чемпион Европы, тринадцатикратный чемпион СССР.
Вопрос: а чем он занимается сейчас?
Ответ: сегодня, работая в Государственной Думе РФ, возглавляет Федерацию хоккея России.
3 место (10 баллов)
Ирина Роднина. Ее боготворили люди во многих странах мира. Десятикратная чемпионка мира, одиннадцатикратная чемпионка Европы.
Вопрос: сколько раз она становилась Олимпийской чемпионкой и в каком виде спорта?
Ответ: трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию (спортивные пары).
Финал
1. Российский спортсмен, тренер национальной сборной по лёгкой атлетике. Олимпийский чемпион (Сидней, Австралия 2000г.) и трёхкратный чемпион России, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России. Начал тренировать в 2007 году, когда был ещё действующим спортсменом. В настоящее время он тренирует олимпийского чемпиона Ивана Ухова, чемпионку мира и бронзовую призёрку Олимпиады 2012 Светлану Школину, победителя зимнего чемпионата Европы 2013 года Сергея Мудрова.
2. За две олимпийские серебряные медали ей, единственной среди ивановских спортсменов, присвоено звание “Заслуженный мастер спорта СССР”. “Для любого спортсмена Олимпиада – мечта. Это вершина совершенства, выше уже ничего нет. Имена призеров навечно гравируются на олимпийской стене, - говорит спортсменка. Для меня это была не только личная победа. Я защищала честь страны, честь города Иваново, как бы это пафосно не звучало”.
Двукратный призер зимних Олимпийских игр 1964 года в Инсбруке, двукратная чемпионка мира, многократная чемпионка России, почетный гражданин города Иванова. 15 лет олимпийский призер проработала учителем физкультуры в ивановской школе № 8. Спортивный зал она всегда держала в порядке, а потому научилась и шпатлевать, и красить стены. 46 лет она отдала спортивному обществу “Динамо”.
Не чувствовать возраст ей помогают здоровый образ жизни и тибетские травы. Каждый день наша героиня проходит по 7-10 километров.
3. Она мастер спорта международного класса по легкой атлетике, заслуженный работник физической культуры РФ, участница Летних Олимпийских Игр в Японии 1964 года, почетный гражданин города Иванова. Имеет звания "Почетный мастер спорта", "Ветеран спорта", награждена медалью "За трудовое отличие". Работает тренером-преподавателем по легкой атлетике в областной спортшколе олимпийского резерва №6, является факелоносцем Ивановской области.
4. Спортом начал заниматься еще в школе, даже участвовал в районных соревнованиях по стрельбе из мелкокалиберной винтовки. С 1948 года увлекся другим видом спорта, тренируясь у Заслуженного мастера спорта Николая Павловича Ракова. Чемпион XVI Олимпийских игр в Мельбурне (1956 год). Заслуженный мастер спорта, судья международной категории, он награжден орденом “Знак Почета”. В течение пяти лет он был тренером сборной команды страны. А самой большой наградой для спортсмена, безусловно, является проходящий ежегодно турнир его имени, где молодые спортсмены стремятся достичь наивысших результатов.
Вопрос: кто эти выдающиеся спортсмены Ивановской области и в каких видах спорта выступали?
Ответ: 1) Сергей Клюгин (прыжки в высоту), 2) Ирина Павлова (Егорова) (конькобежный спорт), 3) Мария Сизякова (легкая атлетика), 4) Николай Соловьев (борьба греко-римская).