Урок биологии по теме "Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения". 8-й класс коррекционной школы VIII-го вида

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (709 кБ)


Класс: 8 “К”, специальный (коррекционный) VIII вида.

Цель: дать представление о птицах, как о животных одной группы; познакомить с признаками и особенностями внешнего строения.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания о позвоночных животных, их общему признаку.
  • Познакомить учащихся с группой животных “птицы”; формировать понимание того, что это единственные животные на земле, тело которых покрыто перьями.
  • Дать представление о видах и строении перьев, их значении в жизни птиц.
  • Познакомить с особенностями внешнего строения птиц: знать части тела птицы, особенности строения отдельных частей тела и их значении (конечности – передние и задние, хвост, органы слуха и зрения).

Коррекционные.

  1. Развивать у учащихся память, внимание. мыслительную деятельность: упражнять в умении анализировать и обобщать на основе изученного ранее.
  2. Закреплять навык самостоятельной работы с текстом учебника.
  3. Совершенствовать связную речь: умение формулировать развернутое высказывание при ответе на вопросы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся любовь к живой природе, понимание её хрупкости и беззащитности.

Оборудование: учебник “Биология” 8 класс для специальных (коррекционных) классов VIII вида, А.И.Никишов Москва “Просвещение”, 2012 г.; рабочая тетрадь к учебнику “Биология” 8 класс для специальных (коррекционных) классов VIII вида, слайдовая презентация к уроку, чучело голубя .

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Дыхательная гимнастика: глубокий вдох (руки в замке перед собой поднять вверх, потянуться); выдох (руки через стороны вниз с легким наклоном туловища)

2. Проверка изученного ранее

Дидактическое упражнение “Третий лишний”,

(слайд 2 – 4)

Учащимся предлагается назвать животных, изображенных на картинке. Два из них относятся к одной группе, с которой мы уже знакомы, а третье - к другой группе. Уберите лишнее животное и назовите группу, к которой относятся оставшиеся животные.

РЫБА – ЛЯГУШКА – ЖАБА (лишняя – рыба, лягушка и жаба – земноводные)

ЯЩЕРИЦА – ЛЯГУШКА – ЗМЕЯ (лишняя – лягушка, ящерица и змея – пресмыкающиеся)

ЩУКА – КАРАСЬ – ЯЩЕРИЦА (лишняя – ящерица, щука и карась – рыбы)

3. Обобщение

К каким животным относятся рыбы, земноводные и пресмыкающиеся? (слайд 5) (Позвоночные)

По какому общему признаку животные называются позвоночными? (имеют внутреннюю опору тела – скелет)

4. Актуализация знаний

Мы продолжим изучать животных, которые имеют скелет и относятся к позвоночным. Сейчас я предлагаю вам угадать несколько загадок. Это поможет нам узнать тему урока. (слайды 6 – 10) Задание выполняется индивидуально.

Учащимся сначала предлагается угадать название птицы только по тексту, затем дается подсказка – картинка. Ответы учащиеся записывают в заранее подготовленные таблицы и делают самооценку: если угадали без картинки – 2 балла, по картинке – 1 балл. В конце каждый сообщает учителю количество набранных баллов.

Л А С Т О Ч К А
В О Р О Б Е Й
Д Я Т Е Л
С Н Е Г И Р Ь
С К В О Р Е Ц

О ком были загадки? (О птицах).

Сообщение и запись темы урока: “Птицы: общие признаки, особенности внешнего строения”.

5. Изучение нового материала.

Работа с текстом учебника стр. 94 – 95. Самостоятельно прочитать материал, ответить на вопросы:

- где могут жить птицы? (везде)

- какой у них общий признак? (тело покрыто перьями)

- какие перья есть у птиц? (контурные, пуховые0

Беседа по прочитанному: учащиеся дают ответы на вопросы. (слайд 11). Запись в тетрадь выводов.

Рассказ учащегося о видах перьев с показом по слайду 12. При необходимости другие учащиеся дополняют ответ товарища, учитель может задавать наводящие и уточняющие вопросы.

Рассказ учителя - описание внешнего вида птицы по чучелу голубя.

У каждой птицы можно различить голову, шею, туловище и конечности. Голова у птиц небольшая, с телом соединяется с помощью длинной и подвижной шеи. Поэтому все птицы могут повернуть голову в любую сторону. На голове у птиц находятся органы зрения – глаза, органы слуха – слуховое отверстие и орган захвата и удержания добычи – клюв. Передние конечности у птиц превратились в крылья. Задние конечности – 2 ноги с широко расставленными пальцами. С их помощью птицы передвигаются по земле. А когти, которые имеются на пальцах помогают птицам удерживаться на ветках деревьев.

Самостоятельное чтение текста учебника стр. 95 – 96. Беседа по прочитанному.

Рассказать о внешнем строении птиц (слайд 13). Уточнить, какими перьями образованы перья, хвост. (маховыми, рулевыми) Какое значение в полете имеет хвост? (направляет движение)

Какие органы расположены на голове у птицы? (слайд 14), их особенности. (глаза – крупные, птицы хорошо видят; слуховые отверстия прикрыты перьями и снаружи не заметны, слух – хороший; ноздри расположены на верхней части клюва)

Заполнение таблицы в тетради по ходу чтения текста и беседы.

Голова Шея Туловище Конечности Хвост
Глаза

Слуховые отверстия

Ноздри

Клюв

Очень подвижная Плавный переход частей тела 1.Крылья образованы маховыми перьями.

2.Ноги с широко расставленными пальцами

Образован рулевыми перьями

6. Первичное закрепление изученного материала.

Проверить заполнение таблицы (слайд 14)

Работа на карточках (слайд 15). Учащиеся выполняют работу и делают самопроверку. За каждый правильный ответ 1 балл.

Тело птиц покрыто…

Различают … перья

Шея у птиц …

Рулевые перья …

Расправленные крылья при полете …

Зрение и слух у птиц …

7. Итог.

Учитель дает оценку деятельности учащихся на уроке и сообщает отметки за урок с учетом ответов учащихся и набранных баллов.

8. Домашнее задание: стр. 94–97. Устно ответить на вопросы.