Класс: 8 “К”, специальный (коррекционный) VIII вида.
Цель: дать представление о птицах, как о животных одной группы; познакомить с признаками и особенностями внешнего строения.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о позвоночных животных, их общему признаку.
- Познакомить учащихся с группой животных “птицы”; формировать понимание того, что это единственные животные на земле, тело которых покрыто перьями.
- Дать представление о видах и строении перьев, их значении в жизни птиц.
- Познакомить с особенностями внешнего строения птиц: знать части тела птицы, особенности строения отдельных частей тела и их значении (конечности – передние и задние, хвост, органы слуха и зрения).
Коррекционные.
- Развивать у учащихся память, внимание. мыслительную деятельность: упражнять в умении анализировать и обобщать на основе изученного ранее.
- Закреплять навык самостоятельной работы с текстом учебника.
- Совершенствовать связную речь: умение формулировать развернутое высказывание при ответе на вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся любовь к живой природе, понимание её хрупкости и беззащитности.
Оборудование: учебник “Биология” 8 класс для специальных (коррекционных) классов VIII вида, А.И.Никишов Москва “Просвещение”, 2012 г.; рабочая тетрадь к учебнику “Биология” 8 класс для специальных (коррекционных) классов VIII вида, слайдовая презентация к уроку, чучело голубя .
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку
Дыхательная гимнастика: глубокий вдох (руки в замке перед собой поднять вверх, потянуться); выдох (руки через стороны вниз с легким наклоном туловища)
2. Проверка изученного ранее
Дидактическое упражнение “Третий лишний”,
(слайд 2 – 4)
Учащимся предлагается назвать животных, изображенных на картинке. Два из них относятся к одной группе, с которой мы уже знакомы, а третье - к другой группе. Уберите лишнее животное и назовите группу, к которой относятся оставшиеся животные.
РЫБА – ЛЯГУШКА – ЖАБА (лишняя – рыба, лягушка и жаба – земноводные)
ЯЩЕРИЦА – ЛЯГУШКА – ЗМЕЯ (лишняя – лягушка, ящерица и змея – пресмыкающиеся)
ЩУКА – КАРАСЬ – ЯЩЕРИЦА (лишняя – ящерица, щука и карась – рыбы)
3. Обобщение
К каким животным относятся рыбы, земноводные и пресмыкающиеся? (слайд 5) (Позвоночные)
По какому общему признаку животные называются позвоночными? (имеют внутреннюю опору тела – скелет)
4. Актуализация знаний
Мы продолжим изучать животных, которые имеют скелет и относятся к позвоночным. Сейчас я предлагаю вам угадать несколько загадок. Это поможет нам узнать тему урока. (слайды 6 – 10) Задание выполняется индивидуально.
Учащимся сначала предлагается угадать название птицы только по тексту, затем дается подсказка – картинка. Ответы учащиеся записывают в заранее подготовленные таблицы и делают самооценку: если угадали без картинки – 2 балла, по картинке – 1 балл. В конце каждый сообщает учителю количество набранных баллов.
Л | А | С | Т | О | Ч | К | А | |
В | О | Р | О | Б | Е | Й | ||
Д | Я | Т | Е | Л | ||||
С | Н | Е | Г | И | Р | Ь | ||
С | К | В | О | Р | Е | Ц |
О ком были загадки? (О птицах).
Сообщение и запись темы урока: “Птицы: общие признаки, особенности внешнего строения”.
5. Изучение нового материала.
Работа с текстом учебника стр. 94 – 95. Самостоятельно прочитать материал, ответить на вопросы:
- где могут жить птицы? (везде)
- какой у них общий признак? (тело покрыто перьями)
- какие перья есть у птиц? (контурные, пуховые0
Беседа по прочитанному: учащиеся дают ответы на вопросы. (слайд 11). Запись в тетрадь выводов.
Рассказ учащегося о видах перьев с показом по слайду 12. При необходимости другие учащиеся дополняют ответ товарища, учитель может задавать наводящие и уточняющие вопросы.
Рассказ учителя - описание внешнего вида птицы по чучелу голубя.
У каждой птицы можно различить голову, шею, туловище и конечности. Голова у птиц небольшая, с телом соединяется с помощью длинной и подвижной шеи. Поэтому все птицы могут повернуть голову в любую сторону. На голове у птиц находятся органы зрения – глаза, органы слуха – слуховое отверстие и орган захвата и удержания добычи – клюв. Передние конечности у птиц превратились в крылья. Задние конечности – 2 ноги с широко расставленными пальцами. С их помощью птицы передвигаются по земле. А когти, которые имеются на пальцах помогают птицам удерживаться на ветках деревьев.
Самостоятельное чтение текста учебника стр. 95 – 96. Беседа по прочитанному.
Рассказать о внешнем строении птиц (слайд 13). Уточнить, какими перьями образованы перья, хвост. (маховыми, рулевыми) Какое значение в полете имеет хвост? (направляет движение)
Какие органы расположены на голове у птицы? (слайд 14), их особенности. (глаза – крупные, птицы хорошо видят; слуховые отверстия прикрыты перьями и снаружи не заметны, слух – хороший; ноздри расположены на верхней части клюва)
Заполнение таблицы в тетради по ходу чтения текста и беседы.
Голова | Шея | Туловище | Конечности | Хвост |
Глаза Слуховые отверстия Ноздри Клюв |
Очень подвижная | Плавный переход частей тела | 1.Крылья образованы маховыми перьями. 2.Ноги с широко расставленными пальцами |
Образован рулевыми перьями |
6. Первичное закрепление изученного материала.
Проверить заполнение таблицы (слайд 14)
Работа на карточках (слайд 15). Учащиеся выполняют работу и делают самопроверку. За каждый правильный ответ 1 балл.
Тело птиц покрыто… Различают … перья
Шея у птиц …
Рулевые перья …
Расправленные крылья при полете …
Зрение и слух у птиц …
7. Итог.
Учитель дает оценку деятельности учащихся на уроке и сообщает отметки за урок с учетом ответов учащихся и набранных баллов.
8. Домашнее задание: стр. 94–97. Устно ответить на вопросы.