Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Япония на пути модернизации:
“восточная мораль — западная техника” 1. Насильственное “открытие” Японии. 2. Начало эры “просвещенного правления”. 3. Реформы Мэйдзи 4. Новые черты и особенности экономического развития. 5. Изменения в образе жизни общества. 6. Агрессивная внешняя политика. Возможная личностно значимая проблема: сочетание преданности национальным традициям с умением заимствовать у других стран все имеющее ценность для своей страны делает возможным достижение высокого уровня экономического развития при сохранении национальной культуры |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся через использование ИКТ узнают, что столкновение с Западом угрожало потерей Японией независимости и в этих условиях молодое государство, использовав традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушавших традиционное общество; реформы позволили Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства; развитие монополистического капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения, роста националистических настроений — это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Проблемный или частично поисковый
метод. Познавательные задания: 1. Подумайте, почему Япония стала почти единственной страной Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада. 2. Согласны ли вы с тем, что успех модернизации Японии объясняется наличием в стране динамичной традиции, обогащаемой за счет Запада? Прокомментируйте эту точку зрения и приведите факты, ее подтверждающие. 3. Оцените роль религии синто в развитии японского государства и общества. 4. Выскажите ваше мнение по вопросу: почему японское государство проводило политику активного вмешательства в дело индустриализации страны? Форма урока: изучение нового учебного материала с применением ИКТ. Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ (“Насильственное “открытие” Японии”), образное повествование (“Начало эры “просвещенного правления”; “Реформы Мэйдзи”; “Новые черты и особенности экономического развития”; “Агрессивная внешняя политика”), картинное описание (“Изменения в образе жизни общества”), эвристическая беседа (особенности развития Японии) |
Развитие умений учащихся | Учатся на основе медиа материалов использовать межкурсовые и внутрикурсовые связи; делают оценочные суждения; определяют знания, необходимые для решения проблемных и познавательных заданий; вскрывают причинно-следственные связи; ведут диалог и участвуют в дискуссии |
Основные понятия и термины | “Закрытие” страны, “открытие” страны, экстерриториальность, сёгун, Ямато, Мэйдзи |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник параграф 27. Рабочая тетрадь. Карты: “Национально-освободительная борьба народов зарубежной Азии в конце XIX — начале XX вв.”, “Мир к 1914 г.”. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Ч. Данн. Повседневная жизнь в старой Японии. — М.: Издательский дом “Муравей”, 1997; Р.-Э. Дюпюи, Т.-Н. Дюпюи. Всемирная история войн. — СПб.; М.: 1998. — Книга третья. — С. 599—649; Медиаресурсы |
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Китай: сопротивление реформам 1. “Открытие” Китая. Опиумные войны и их последствия. 2. Движение тайпинов. 3. Курс на политику самоусиления. 4. Раздираемый на части Китай. 5. “100 дней” реформ и их последствия. 6. Восстание ихэтуаней и “новая политика” Цыси. Возможная личностно значимая проблема: преданность национальным традициям, гордость за достижения в области национальной культуры и философских учений не должны исключать возможности использования достижений в области науки и техники других стран. Убеждение в собственной исключительности и основанное на этом презрение к другим народам и их культуре становится в конечном счете источником научной и технической отсталости, рождает неспособность к проведению необходимых преобразований, ослабляет государство |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся узнают, что во второй половине XIX в. европейские страны делят Китай на сферы влияния; опасность превращения в колонию заставляет прогрессивные круги Китая искать пути к модернизации страны, но основная масса населения была не готова порвать с традиционным укладом жизни и встать на путь реформ; китайское общество, в основе которого лежало конфуцианство, не воспринимало то, что не соответствовало древним традициям; государство не смогло поставить страну на рельсы модернизации, и Китай превратился в полуколонию западных индустриальных держав |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Проблемный или частично поисковый
метод. Познавательные задания: 1. Ученые считают, что первая опиумная война и “открытие” Китая для расширения сфер европейского влияния означали вступление огромной империи в новый этап ее существования. Как вы думаете, чем вызвана такая точка зрения? 2. Подумайте, какими причинами было вызвано движение тайпинов, и укажите те цели этого движения, которые являлись традиционными для всех крестьянских восстаний в Китае. 3. Как вы считаете, почему курс на политику самоусиления в Китае, проводимый в то же время, что и реформы Мэйдзи, не привел к таким же результатам, которых достигла Япония? 4. Согласны ли вы с тем, что цели восстаний ихэтуаней и тайпинов существенно различались? Как вы думаете, почему стал возможен временный союз ихэтуаней с властями и почему он не привел к победе? 5. Объясните, почему в отличие от Японии Китай не смог встать на рельсы модернизации? Форма урока: изучение учебного нового материала с применением ИКТ. Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ (“Открытие” Китая. Опиумные войны и их последствия; Движение тайпинов; Восстание ихэтуаней); образное повествование (Курс на политику самоусиления), аналитическое описание (Раздираемый на части Китай; “100 дней” реформ и их последствия; “Новая политика” Цыси) Презентация подготовленная учащимися 8 класса. |
Развитие умений учащихся | Учатся на основе медиа материалов использовать межкурсовые и внутрикурсовые связи; делать сравнительный анализ; излагать свои идеи и приводить убедительные доказательства; делать сообщения; вести диалог и участвовать в дискуссии; предъявлять результаты решения познавательных заданий и обсуждать различные варианты возможных личностно значимых проблем |
Основные понятия и термины | Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник парграф 28. Рабочая тетрадь. Карты: “Национально-освободительная борьба народов зарубежной Азии в конце XIX — начале XX в.”, “Мир к 1914 г.”. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 585—590; В. И. Семашев. Из жизни императрицы Цыси. — М., 1979; Синь Лу. Подлинная история А Кью. — М., 1959; Медиаресурсы |
Одним из главных противоречий современной эпохи является противоречие между богатыми достижениями в области науки, искусства, техники, т.е., культуры в целом, и отсутствием стремления у большинства людей к приобщению к общекультурным ценностям. По нашему мнению, такое положение стало возможным именно потому, что эти достижения слабо используются в учебном процессе, т.е. учебный процесс не формирует внутренний побудительный мотив для изучения предметных дисциплин научного, эстетического характера, как оснований для всестороннего развития личности с одной стороны, и расширенного воспроизводства знаний с другой стороны.
Современные ИКТ являются одновременно и достижением в области науки и техники, и средством приобщения к культуре.
Поэтому внедрение ИКТ в учебный процесс является одной из важнейших задач.
Учащиеся через использование средств ИКТ и других источников узнают, что столкновение с Западом угрожало потерей Японией независимости и в этих условиях молодое государство, использовав традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушавших традиционное общество; реформы позволили Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства; развитие монополистического капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения, роста националистических настроений — это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель.
Возможная личностно значимая проблема: сочетание преданности национальным традициям с умением заимствовать у других стран все имеющее ценность для своей страны делает возможным достижение высокого уровня экономического развития при сохранении национальной культуры.
Учащиеся узнают, что во второй половине XIX в. европейские страны делят Китай на сферы влияния; опасность превращения в колонию заставляет прогрессивные круги Китая искать пути к модернизации страны, но основная масса населения была не готова порвать с традиционным укладом жизни и встать на путь реформ; китайское общество, в основе которого лежало конфуцианство, не воспринимало то, что не соответствовало древним традициям; государство не смогло поставить страну на рельсы модернизации, и Китай превратился в полуколонию западных индустриальных держав.
Возможная личностно значимая проблема: преданность национальным традициям, гордость за достижения в области национальной культуры и философских учений не должны исключать возможности использования достижений в области науки и техники других стран. Убеждение в собственной исключительности и основанное на этом презрение к другим народам и их культуре становится в конечном счете источником научной и технической отсталости, рождает неспособность к проведению необходимых преобразований, ослабляет государство.
Хотя встреча Запада с Китаем и Японией началась в 16 и 17 вв., однако до середины 19 столетия влияние более развитых стран было не столь значительным. Примерно со второй половины 19 в. вторжение "заморских варваров" привело к радикальным переменам в Поднебесной и в Стране восходящего Солнца. Опиумные войны в Китае и прибытие эскадры коммодора Перри к берегам Японии усилили деятельность иностранных держав в обеих странах, что окончательно сломало их изоляцию от внешнего мира, вынудив искать пути ответа на вызов внешней экспансии.
Проблему модернизации Китая и Японии следует также рассматривать и в контексте всемирного движения к индустриальному обществу, становлении индустриальной цивилизации. Проблемой в восприятии Китая и Японии было то, как защитить свои общества от "варваров". В этом общем для них стремлении они пошли противоположными путями. Хотя и та, и другая пытались изгнать "варваров", однако, Китай это попытался сделать путем усиления своей изоляции, в то время как Япония сделала ставку на всемерное усвоение мирового опыта. Если Китай судорожно цеплялся за свои прошлые традиции, то Япония смело ринулась за достижениями Запада. К концу 19 века маньчжурская империя превратилась в колосса на глиняных ногах, который рухнет в начале 20 в.. Япония же трансформировалась в течение одного-двух поколений из пигмея-затворника в регионального гиганта-гегемона, став первым модернизированным обществом в Азии. Япония сопротивлялась Западу по своему, по-японски - она абсорбировала мировой опыт достижений модернизации, особенно Германии, приспособилась к новым правилам игры, в результате чего создала "новую страну", которая, в свою очередь, сама стала формировать свою систему. Японские лидеры поняли, что, если страна должна выжить в условиях технологического превосходства западных "варваров", она должна фундаментально трансформироваться как можно скорее и эффективнее. Япония выбрала иной путь сопротивления вторжению Запада: ее новые лидеры решили позаимствовать у своих противников все то, что по их мнению могло поддержать порядок в стране и ее суверенитет. Япония в период Мэйдзи устремилась буквально и переносно на Запад - в Европу и в США. Японские реформаторы повели страну по пути агрессивного "догнать и обогнать" западные страны. Для этого страна в ускоренном порядка начала приобретать передовую технологию, систему образования, военные, научные и политические системы. Широкое заимствование способствовало ускорению экономическому роста и широкой модернизации, затронувшей многие сферы общества и государства.
Японцы внимательно и систематически изучали опыт модернизации западной цивилизации. Фукудзава Юкичи, один из наиболее влиятельных интеллектуалов поколения Мэйдзи, настаивал на том, что международный опыт и его изучение представляют единственный путь для спасения нации. Политика Мэйдзи на открытие страны, - кайкоку, - стимулировала абсорбирование мировых знаний, посылку за границу студентов, государственных чиновников, ученых; приглашались "лучшие мозги" из многих стран. Японцы с энтузиазмом изучали многие аспекты Северной Америки, Западной Европы, включая их экономику, промышленность, науку, технологию, образование и культуру. Японцы также изучали положение в Поднебесной, ее ошибки и достижения.
Интересно отметить, что изучив и сравнив многие ведущие страны, японцы остановили свой выбор главным образом на германской модели экономического и политического развития, предпочтя "Бисмарка Гладстону". Они построили свой экономический успех на теоретических основах немецкого экономиста Фридриха Листа и практике Германии второй половины 19 в. Благодаря своему творческому подходу Япония Мэйдзи внесла большой вклад в практику альтернативной модели, известной как "развивательное государство" (developmental state), основанной на систематическом использовании западного опыта в течение длительного периода (вплоть до сегодняшнего дня).
Цинские правители Китая упустили свой шанс модернизировать во время страну из-за своего пренебрежения к мировому опыту и знаниям. В итоге все попытки реформ завершились революцией и длительным периодом гражданской войны. Только с приходом к власти мудрого Дэн Сяопина положение вещей кардинально изменилось: китайцы ринулись на выучку к передовым странам, прежде всего - США. Как результат - Китай за последние два десятилетия превратился в мировую экономическую державу. Как и японцы во второй половине прошлого столетия, китайцы в конце нынешнего столетия решили покончить со своей изоляцией и пойти к западным "варварам" для того чтобы учиться, выживать и побеждать.
Весьма важно взглянуть на проблему ответа на внешний вызов, как это был продемонстрировано Японией эпохи Токугава и цинским Китаем в 19 в., в более широкой глобальной перспективе вплоть до сегодняшнего дня. Уроки указанных стран крайне поучительны для других развивающихся и переходных наций, вступивших или еще вступающих на путь конкуренции с более развитыми или превосходящими странами. Эта проблема адекватного ответа на "вызов Истории" является одной из главных сил, сформировавших 20 век.
Для изучения данной темы нам может помочь сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
- сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
- приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
- использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
Внедрение интерактивных технологий имеет ряд преимуществ:
- Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
- Широко использовать показ репродукций картин художников
- Демонстрировать графический материал (таблицы, схемы)
- “Оживлять карты”
- Активизировать учебный процесс и т.д
- Интерактивные средства обучения можно
использовать на всех этапах обучения:
- Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного
- Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков
- Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы
На этапе изучения истории Японии и Китая конца XIX века, материалы ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.
На этапе закрепления и контроля возможно использовать электронные тестовые задания, которые позволяют оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.
Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
У китайского народа есть поговорка “Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю”. Этой поговоркой можно охарактеризовать существующие модели обучения:
- Пассивная - ученик выступает в роли “объекта” обучения (слушает и смотрит)
- Активная - ученик выступает “субъектом” обучения(самостоятельная работа, творческие задания)
- Интерактивная - inter (взаимный), act (действовать).Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Обобщив все выше сказанное можно сказать, что использование компьютерных технологий на данном уроке помогает формировать ЗУНы учащихся, делает для них урок более привлекательным и, что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, сопоставлять, понимать причинно-следственные связи данной изучаемой темы.