Урок-исследование по окружающему миру по теме "О труде славян". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Обобщение урока: земледелие, рыболовство, охота, скотоводство – занятие предков в древние времена.

Цель урока: познакомить учащихся с ремеслами, орудиями труда, пищей славян, дать элементарные сведения об истории развития земледелия.

Материалы к уроку: учебник “Окружающий мир”. 2 класс (авт. Виноградова Н.Ф.), рисунки с изображением орудий труда, тексты, блюда, изготовленные по старинным рецептам (“тюря”, “Колобок”, квашеная капуста, вяленая рыба, квас), предметы быта (лапти, ухват, старинная глиняная посуда, деревянные ложки), презентация к уроку, фрагмент мультипликационного фильма “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, дополнительная литература.

Планируемый результат:

Дети учатся:

  • различать основные занятия славян;
  • выявлять основные предметы быта, орудия труда, продукты питания;
  • строить предположения относительно предмета исследования;
  • вести сбор фактов, используя различные источники, научно-познавательные тексты, иллюстрации;
  • находить элементарные сведения об истории развития земледелия;
  • фиксировать факты, относящиеся к проблеме исследования;
  • использовать историко-научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы

Умения, характеризующие достижения этого результата:

  • описывать труд древних славян;
  • распознавать орудия труда и предметы быта древних славян;
  • ставить исследовательские вопросы;
  • собирать необходимую информацию;
  • делать обобщения.

Ход урока

1. Организационный момент

Звучит мелодия

Над рекою и на круче
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Много было в чаще бора и волков, и медведей,
Опускались на озера стаи уток, лебедей.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке в глуши лесной,
Только предки наших предков появились тут весной.

Учитель. Это замечательное стихотворение написала Наталья Кончаловская. О чем рассказала нам автор этого стихотворения?

Дети. Наши предки селились по берегам рек, где в чаще леса водилось много волков, медведей, лосей.

Учитель. На уроках окружающего мира уже успели познакомиться с жизнью наших предков: как и в каких домах жили, где строили поселения, каков их образ жизни. Давайте вспомним.

2. Повторение пройденного

Учитель. Скажите, ребята, события, о которых мы будем вспоминать, происходили в настоящем, прошлом или будущем?

Дети. В прошлом.

Учитель. Что такое прошлое? Вспомните определение.

Дети. Прошлое – это то, что уже было, прошло, произошло недавно или очень давно.

Учитель. А как называли себя наши предки?

Дети. Славяне.

Учитель. Как жили славяне?

Дети. Наши предки жили большими племенами, во главе которого стоял вождь – старый, мудрый человек. Все важные вопросы решались на собрании – вече.

Учитель. Где строили свои поселения славяне?

Дети. Поселения располагали на высоком берегу реки, окружали земляным валом, строили ограду, из заостренных дубовых бревен. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали глубокий ров, который заполняли водой. Через ров перекидывали мост.

Учитель. Как позже стали называться эти укрепленные поселения?

Дети. Со временем их стали называть городами, от слова “городить”, “огораживать”.

Учитель. Как выглядели дома древних славян? Что служило жильем древних славян вначале?

Дети. Для жилья славяне строили землянки.

Выступление ученика. Из книги Марии Семеновой “Мы славяне” я узнал, что ученые, раскапывая поселения славян, жившие в древние времена, наткнулись на множество полуземлянок, вкопанных в землю на метр. Большой дом служил и складом, и хлевом, и мастерской, и хозяйственным помещением.

Учитель. Это было неудобно. Что пришло на смену землянкам?

Дети. Избы.

Учитель. Что представляла собой изба? Из чего ее строили?

Выступление ученика. Из книги “Древняя Русь” я узнал, что в избах было темно и сыро. Слабый свет едва просачивался сквозь небольшие оконца, прорубленные в стенах. На ночь и в холода их закрывали досками и соломой. Стекол не было. Угол или центр жилища занимала каменная печь. Она обогревала помещение, на ней готовили еду. Трубы не было, дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. В избе стоял и стол и лавки, в углу лежало несколько охапок сена, покрытых шкурами - это постели. В такой избе можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться и приготовить еду.

3. Актуализация знаний, мотивация

Учитель. Ребята, как вы думаете, что употребляли в пищу наши предки?

Рубрика “Картинная галерея”.

Учитель. Я предлагаю вам, ребята, рассмотреть репродукцию картины А. Пластова “Жатва” стр. 139.

Художник рассказывает о прошлой или современной жизни? Почему? Где происходят события? Что едят, пьют герои картины? Какие орудия труда изобразил художник?

Дети. Высказывают предположения.

Герои, возможно, пьют молоко, едят хлеб, уху.

Учитель. Как вы думаете, ребята, чем занимались, как трудились славяне, чтобы добыть себе еду, выжить в суровых условиях?

Дети. Высказывают предположения.

Сеяли пшеницу, разводили скот, обрабатывали поле, рыбачили...

Учитель. Молодцы. Вы правильно пытались ответить на мои вопросы. Но есть ребята, которые затруднялись в ответах или ответы вызывали сомнения. Знаний у нас явно недостаточно.

Я предлагаю вам исследовать вопрос о труде славян.

Формулируется цель исследования.

Учитель. Какую цель мы перед собой поставим, на какие вопросы постараемся ответить?

Учащиеся формулируют вопросы исследования.

  • Узнать, чем занимались, как трудились славяне?
  • Исследовать, какие орудия труда и предметы быта использовали?
  • Собрать информацию, чем питались наши предки?

Изучение нового материала

Исследование

Учитель. Занятие людей Древней Руси историки называют ремеслами.

Игра “Расшифруй ремёсла”

Учитель. Расшифруйте названия трех ремёсел.

земохорылетабалдекалие

Дети. Земледелие. Рыбалка. Охота.

Учитель. Прочитайте текст с. 139 в учебнике. Найдите в тексте название ещё одного ремесла, о котором мы будем говорить.

О каком ремесле узнали?

Дети. Скотоводство.

Учитель. Продолжим наше исследование. Результаты исследования мы будем фиксировать в таблице.

Название ремесла Орудия труда, оружие (рисунки) Продукты питания
Земледелие    
Охота    
Рыбалка    
Скотоводство    

Учитель. Ребята, представьте, что вы – историки. Археологи предоставили вам исторические находки. Это орудия труда и оружие древних славян. Соотнесите ремесло и орудия труда.

На доске подписанные рисунки: удочка, невод, лук, капкан, плуг, соха, коса, серп. Учащиеся распределяют рисунки в таблицу напротив ремёсел.

Учитель. На какие вопросы в ходе исследования мы с вами уже ответили?

Дети.

Узнали: чем занимались славяне?

Исследовали: какие орудия труда использовали?

Учитель. Как же занимались земледелием наши предки?

Для того, чтобы заниматься земледелием, людям приходилось корчевать лес, расчищать поля. Для этого вокруг дерева, которое окапывали, обрубали корни. Самый ловкий мальчик влезал на верхушку дерева, привязывал верёвку, а сильные мужчины валили это дерево. Стволы и сучья сжигали, землю удобряли золой. Со временем земля истощалась, и приходилось расчищать от деревьев новые участки земли.

Землю пахали плугом, обрабатывали сохой. Затем человек наполнял лукошко семенами и разбрасывал налево, направо. Нужно было быть мастером, чтобы не получилось здесь густо, а там пусто. При ветре наши предки не сеяли, чтобы не разнесло семена.

Физкультминутка. Звучит русская народная мелодия.

Учитель. А теперь давайте отдохнем и представим, что будем сеять пшеницу. Одной рукой придерживаем лукошко, а другой разбрасываем семена.

Учащиеся под веселую мелодию выполняют упражнения.

Учитель. Наши предки сеяли пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо, гречиху, горох. Хранили зерно в глиняной посуде в сухой земле, в ямах, вырытых на холме. Позже начали строить амбары - деревянные строения для хранения зерна. Отделение амбара называлось сусеками.

Ребята, где встречали это слово?

Дети. Бабка мела по сусекам в русской народной сказке “Колобок”.

Учитель. Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Словно из сказки, к нам прикатил “Колобок”.

Учитель предлагает учащимся попробовать сделанный по старинному рецепту “Колобок” (ржаная мука обжаривается на сковородке до золотистого цвета, смешивается с водой и солью, глазки и ротик можно выложить ягодами клюквы)

Учитель выслушивает мнения детей о вкусе старинного блюда.

Вывод. Пища наших предков была простая. Много времени ещё пройдёт, прежде чем человек научится печь хлеб такой, какой мы едим сейчас.

Учитель. Продолжим наше исследование. Отгадайте загадки. Вы узнаете, что еще выращивали, а затем использовали в пищу славяне.

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
И для неё готовят кадки
И крупной соли полмешка.
(капуста)

Учитель демонстрирует блюдо

(квашеную капусту).

За зеленый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
Расту на грядке я – красная,
Длинная и сладкая.
(морковь)

В земле сижу, хвост наверху,
Сахар из меня можно добыть,
Вкусный борщ сварить.
(свёкла)

Я никого и никогда не обижал на свете.
Чего же плачут от меня и взрослые, и дети? (лук)

Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
(репа)

Учитель. Возле своих изб люди разводили огороды, сажали репу, лук, капусту, морковь. Я предлагаю вам попробовать старинное русское блюдо “тюря”. Рецепт этого блюда вы узнаете, прочитав текст учебника на странице 142.

Работа по учебнику

Учитель. Чем же ещё питались наши предки?

Дети. Ели лепешки, редьку, рыбу, пили квас.

Результаты исследования заносятся в таблицу (3 столбец).

Исследование

Работа по группам

Учитель. Ребята, у вас на партах тексты. Прочитайте их и расскажите, что вы узнали о рыболовстве и охоте.

Текст о рыбалке.

Города строились по берегам рек. Наши предки ловили рыбу различных видов: сома, судака, осетра, щуку, карпа, леща. Рыбу ловили удочкой и неводом, сетями. Сети плели из льняных нитей. Сети и невод ставили в воде неподвижно, и рыба запутывалась. Рыбу ловили, и зимой и летом. Рыбу варили, сушили, солили. Ценилась стерлядь, осетр, у этих пород - чёрная икра.

Обмен информацией

Учитель. Что узнали о рыболовстве? Зафиксируем результаты исследования в таблицу (3 столбец).

Текст об охоте.

Охота на Руси была опасным занятием. Охотники должны были быть сильными, ловкими, мужественными. За зверями гонялись с собаками, стреляли в них из лука. Ловили живьем капканами. Ловили лосей, оленей, кабанов, медведей. В птиц стреляли из лука. Охотились на лебедей, гусей, цапель. Птиц ловили иногда при помощи специально приученных охотничьих птиц-соколов и ястребов. Сокол неподвижно парил в воздухе, зорко высматривал добычу, камнем падал вниз, ударял птицу в грудь. От удара птица погибала, и охотникам с собаками оставалось только отыскать и подобрать добычу.

Учитель. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультипликационного фильма “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” и получить дополнительную информацию о том, как охотились наши предки.

Обмен информацией

Учитель. Что узнали об охоте? Зафиксируем результаты исследования в таблицу (3 столбец).

Учитель. Для получения мяса наши предки выращивали и домашних животных: коз, коров, лошадей, кур. Лошадей также использовали для передвижения и перевозки грузов. Это ремесло называлось скотоводством.

Учитель. На какие вопросы в ходе исследования мы с вами уже ответили?

Дети.

  • Чем занимались, как трудились наши предки?
  • Какие орудия труда и предметы быта использовали славяне?
  • Чем питались древние славяне?

Учитель. Какой вывод сделали?

Учащиеся связывают информацию, обобщают, используя таблицу.

На доске:

Название ремесла Орудия труда, оружие (рисунки) Продукты питания
Земледелие плуг, соха пшеница, гречка, овес, репа, лук, капуста, морковь
Охота лук, стрелы, капкан мясо диких животных, дичь
Рыбалка удочка, невод рыба
Скотоводство   мясо, молоко, яйца

Учитель. На доске пословицы. Какая из пословиц на ваш взгляд больше подходит к теме нашего урока, почему?

  • С ремеслом везде добро.
  • С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь.
  • Умелый охотник зря стрелу не выпустит.
  • Худой сетью рыбу не поймаешь.
  • Глубже пахать - больше хлеба ждать.

Закрепление

Игра “Исправь ошибки”

Учитель. А сейчас поиграем. Представьте, что вы нашли старинные письмена арабского путешественника. Найдите и исправьте ошибки, которые допущены в записке.

Из записок арабского путешественника “...Путешествуя по просторам равнинным, много народов повстречал я. Чудны их нравы и обычаи. Был я и среди славян. Люди эти крепки и статны, черны волосом. Жили они в просторных домах, сложенных из камня...Во главе племени славян стоял атаман. Трудолюбивы были славяне. Они выращивали рис, картошку. Ловили в реках и озерах рыбу. Стреляли из ружей птицу и зверя. Собирали в лесу ягоды и грибы, собирали в дуплах деревьев мёд диких пчёл.

Обобщение урока

Учитель. Подходит к концу наш урок. Что являлось целью исследования?

Дети. Труд славян.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель. Какое открытие в ходе исследования мы сделали?

Дети. Земледелие, рыболовство, охота, скотоводство – занятия предков в древние времена. Пищу в древние времена добывать было нелегко.

Учитель. Молодцы! Ребята, у вас на парте лежат картинки солнышка.

Оцените свою работу в ходе урока.

  • Поднимите смеющееся солнышко, если вы работали отлично и усвоили тему урока.
  • Возьмите в руки солнышко, которое задумалось, если вы работали хорошо, но не что-то осталось не понятно.
  • Покажите мне грустное солнышко, если вам нужна помощь.

Домашнее задание. Учитель. Ребята, выполните задание по выбору.

  • Нарисовать рисунок о труде славян.
  • Подготовить рассказ об истории развития земледелия, используя текст учебника.
  • Подобрать из дополнительной литературы материал о скотоводстве, бортничестве (сбор мёда диких пчел), собирательстве.