Урок биологии по теме "Отдел папоротниковидные"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель: ознакомить учащихся с высшими споровыми растениями, продолжить формирование умения работать с гербарным материалом, сравнивать изучаемые объекты, анализировать и делать выводы.

Задачи:

  • изучить особенности организации папоротников, хвощей и плаунов;
  • выявить усложнения их организации в ходе эволюции;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, гербарный материал (папоротник плаун, хвощ).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала

А) Работа с классом у доски по таблицам:

Строение мха кукушкина льна и сфагнума (сходство и различия)

Размножение мха кукушкина льна

Б) Работа по индивидуальным заданиям.

3. Знакомство с новым материалом.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомится со споровыми растениями и чтобы понять о каких растения пойдет речь на уроке, вашему вниманию предлагаются ребусы, отгадав которые мы сможем сформулировать тему нашего занятия.

Слайд 1. “Ребусы” (Папоротник, плаун, хвощ).

Слайд 2. Тема урока: Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности.

Слайд 3. Цель урока:.........................

Слайды 4 - 5

Герой повести Николая Гоголя “Вечер накануне Ивана Купала” Петро - увидел цветение папоротника.

“Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется, и становиться все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся пред его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.

“Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках”.

Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это казалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, а охраняет его нечистая сила, добыть его трудно. А цветет папоротник будто бы единственный раз в году – в ночь на 7 июля, накануне древнего языческого праздника Ивана Купала.

Слайд 6. Проблема:

Почему же так и не посчастливилось ботаникам найти чудесный цветок папоротника?

(Учащиеся самостоятельно пытаются ответь на поставленный вопрос)

Ответ на этот вопрос очень простой. Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.

Общая характеристика отдела.

Папоротниковидные - растения древние, появились на земле около 400 млн., лет назад. Произошли папоротники от потомков псилофитов.

Слайд 7. Псилофиты древнейшие наземные растения, населявшие пограничную зону между водой и сушей.

В настоящее время известно более 10 000 видов растений из этого отдела. Произрастают папоротники повсеместно – на суше, в водоемах, на скалах, но самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.

Слайд 8. “Каменноугольный период”

Когда-то 400 млн., лет назад климат на Земле был совсем другим: влажным и тёплым, это был настоящий рай для папоротников, они были представлены большим разнообразием форм, в том числе мощными древовидными формами.

Их остатки вместе с остатками других высших споровых растений (хвощей и плаунов) образовали залежи каменного угля. Отмершие стволы растений, попадая в воду болот, заносились илом и песком и поэтому не перегнивали. Постепенно углубляясь в дно водоемов, за сотни миллионов лет они превратились в каменный уголь. Этот период в истории нашей планеты называется каменноугольным периодом. Каменный уголь используют теперь как один из лучших видов топлива и как сырье для химической промышленности.

В настоящее время папоротниковидные сохранились в основном в виде травянистых растений. Древовидные папоротники произрастают в небольшом количестве только в тропиках. Очень немногие представители этого отдела являются водными растениями.

Среди современных папоротниковидных встречаются как “гиганты” (иногда достигающих высоты 25 м, а диаметра ствола 50 см), так и “лилипуты” растеньица длиной всего лишь в несколько миллиметров.

Слайд 9. Папоротники сегодня...

Слайд 10. “Самые, самые.....”

Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.

Самым маленьким папоротником считается хецистортерис пумила, обитающий в Центральной Америке и водный папоротник - азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)

Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.

Анимация: Строение папоротника.

(ЦОР. “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И..)
Слайд 11. Строение папоротника.

Работа с гербарием (внешнее строение папоротника). Учащиеся рассматривают гербарий, зарисовывают папоротник, подписывают основные части растения.

Несмотря на большое разнообразие все папоротниковидные имеют общие признаки.

Слайд 12. Признаки папоротниковидных.

У всех папоротниковидных есть вегетативные органы: корни (придаточные) и побег (корневище: стебель + листья (вайи).

Листья крупные, рассеченные. Молодые листья, еще не распустившиеся полностью, улиткообразно закручены.

Листья папоротников растут верхушкой как побег. (Мы привыкли к тому, что распустившиеся листья не растут, а вот у папоротников листья растут дольше, в тропиках подчас несколько лет).

У папоротниковидных имеются хорошо развитые ткани: покровная, механическая, проводящая. В отличие от моховидных, развитие тканей объясняется приспособленностью папоротников у существованию в сухопутной среде.

Папоротниковидные - споровые растения.

Анимация Размножение папоротника.

(ЦОР. “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И..)
Слайд 13. Размножение папоротника.

Бесполое поколение (спорофит) представляет собой многолетнее листостебельное растение, на нижней стороне листа находятся маленькие коричневые мешочки сорусы, в которых созревают споры.

Споры, попадая в благоприятные условия, прорастают в маленькую пластинку – заросток (который представляет половое поколение - гаметофит). На заростке образуются мужские половые органы антеридии и женские половые органы архегонии. Заросток имеет ризоиды, с помощью которых прикрепляется к почве. После оплодотворения из зиготы на заростке появляется маленький побег, который со временем разрастается во взрослое растение.

Слайд 14. Значение папоротников

Отдел Хвощевидные (Общая характеристика отдела)

Слайдшоу. Многообразие видов и распространение на Земле хвощевидных (ЦОР. “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И..)
Слайд 15. Вегетативные органы хвоща.

Работа с гербарием (внешнее строение хвоща). Учащиеся рассматривают гербарий, зарисовывают побеги (весенний и летний) хвоща, подписывают основные части растения.

Слайд 16. Побеги хвоща полевого.

Отделы Плауновидные (Общая характеристика отдела)

Слайдшоу. Многообразие видов и распространение на Земле плауновидных.

(ЦОР. “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И..)
Слайд 17. Вегетативные органы плауна.

Работа с гербарием (внешнее строение плауна). Учащиеся рассматривают гербарий, зарисовывают плаун, подписывают основные части растения.

Слайд 18. Виды плаунов.

4. Закрепление материала

Работа с учебником и гербарным материалом (Заполнить таблицу)

Признаки Папоротник Хвощ Плаун
Жизненная форма      
Место обитания      
Вегетативные органы
  • корень
  • стебель
  • лист (размер, форма)
     

Слайд 19. Решение биологических задач.

Среди папоротников встречались в прошлом, и есть сейчас древовидные растения. Среди мхов таких жизненных форм нет. Все мхи маленькие травянистые растения. С чем это связано?

Почему папоротниковидные имеют в своем теле достаточно хорошо развитые ткани и органы, а произрастают, как и мхи, только в сырых местах?

Список литературы.

1. Мир Энциклопедий “Аванта+” http://murzim.ru/nauka/biologiya/9004-paporotniki.html

2. В.Рохлов, А.Теремов, Р.Петросова. Занимательная ботаника. М., “АСТ-ПРЕСС” 2002 г.