Урок окружающего мира по теме "Путешествие по Вселенной". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: познакомить обучающихся с небесными телами, с мифологическим происхождением названий планет .

Задачи:

  • закрепить знания обучающихся о созвездиях;
  • развивать у обучающихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, а также обобщать полученные знания;
  • развивать положительные эмоции у учащихся, создать на уроке ситуацию удивления, радости;
  • развивать познавательный интерес школьников;
  • формировать потребности в дополнительном, послеучебном познавательном труде.

Оборудование:

  • разработка мультимедийного урока;
  • атласы и тетради по природоведению;
  • карточки;
  • детские рисунки космоса;
  • сообщения о зодиакальных созвездиях;
  • зеркальный шар, мощный фонарь.

Ход урока

По звонку дети заходят в класс и занимают свои места.

Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
“Будет интересно!”

Слайд 1

--- Добро пожаловать на урок “Окружающего мира”. Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда сегодня я предлагаю вам отправиться в далёкое путешествие...а вот куда – вы поймёте сами. Для начала закройте глаза.

/Дети закрывают глаза – учитель включает шар. Потом предлагает открыть глаза и на фоне искусственных звёзд читает стихотворение/

Ночь пришла и на небе раскинула
бусы из звезд.
И рассыпались звезды на тысячи верст.
Как манят они и зовут за собой,
Что вот ты готов уж идти за звездой.
Они ж миллионы загадок таят,
Сверкают, мерцают, на небо манят.
Вот если б у нас были крылья свои,
Мы тоже бы оторвались от земли...
Летали бы мы в этой звездной тиши,
Где нету совсем никого, ни души,
И сверху увидели б, дух затая,
Как все же прекрасна наша Земля!

--- Догадались – куда мы отправимся с вами путешествовать? /ответы детей/ Да, мы с вами отправимся путешествовать по глубинам космоса.

--- И для начала отгадайте загадку:

Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.

--- Что это? /небо/

Слайд 2

--- А что вы можете увидеть на небе? /солнце, звёзды, облака, луну/

--- Действительно, Луна, Солнце, звёзды находятся в космическом пространстве, или в космосе. Их называют космическими или небесными телами. Сегодня во время нашего путешествия мы познакомимся с разными небесными телами. /ЩЕЛЧОК/

--- Ну что, готовы к путешествию? Ой, а на чём же мы с вами отправимся в путешествие? Кто-нибудь знает? /на ракете/

--- Такой космический корабль нам подойдёт? Тогда ПОЕХАЛИ!

--- Колокольчик синенький прозвенел букашке:

- Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком жёлтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?

- Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеется,

- Это крупное светило под названьем...

Слайд 3

--- Кто знает, что такое “солнце”? /это звезда/

--- Давайте охарактеризуем звезду по имени Солнце как любой другой предмет. По каким признакам можно охарактеризовать предмет? /форма, размер, цвет/

/на доске появляются таблички
по мере ответов напротив выставляются другие таблички/

Слайд 4

--- По форме Солнце какое? /круглое/

--- По размеру? / огромное/

Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Видимое на небе Солнце кажется нам маленьким. Но по сравнению с Землёй Солнце огромное. Оно в 109 раз больше нашей планеты.

-- -По цвету? /жёлтое/

--- Что напоминает нам этот цвет? /огонь/

Солнце – это огромный раскалённый газовый шар. Температура поверхности Солнца составляет 6000 градусов, а внутри она достигает 15000000 градусов! Таких высоких температур на Земле просто нет!

/ЩЕЛЧОК/

/картинка со всполохами огня на солнце/

--- А какое значение имеет Солнце для нашей планеты? /свет и тепло, жизнь/

Однако тепло и свет солнца могут быть не только полезными, но и опасными. Яркий свет солнца вреден для глаз, поэтому люди надевают солнцезащитные очки. Но даже через эти очки нельзя смотреть прямо на солнце! Нельзя долго загорать под прямыми лучами солнца, это может привести к солнечным ожогам кожи.

--- А кроме Солнца, видим ли мы другие звёзды на небе? /да/

--- Когда мы их видим? /ночью/

Слайд 5

--- Давайте охарактеризуем их так же, как Солнце.

Слайд 6

--- Какие звёзды по форме? /круглые/

--- По размеру? /огромные, больше, чем солнце, потому что мы их видим только точками/

--- По цвету? /жёлтые, белые/

--- А если они светятся также как и солнце, то что можно сказать о их температуре? /большая/

Звёзды представляют собой светящиеся раскалённые газовые шары. Чем выше температура звезды, тем ярче её свет. Звёзды бывают жёлтыми, белыми и красными. По лучу далёкой звезды учёные могут определить её температуру, вещество, из которого она состоит, рассчитать её размеры.

Расстояние от Земли до звёзд очень велики. Их нельзя измерять привычными “земными величинами”- метрами или километрами. Для измерения звёздных расстояний используют астрономические меры, например световой год. Это расстояние, которое луч света проходит за год. Если бы мы могли двигаться со скорость света, то от Земли до Солнца мы долетели бы за 8 минут. А до самой близкой к Земле звезде (после Солнца) – Проксима Центавра – нам пришлось бы лететь более 30 лет.

--- Давай подведём итог. Что же такое звёзды? /это огромные раскалённые газовые шары, которые светятся, белого, красного или жёлтого света, огромных размеров и находятся очень далеко от Земли/

--- Смотря на звёзды, люди с древних времён благоговейно к ним относились. И их сочетаниям они придумывали разные названия ?

--- А как называются скопления звёзд? /созвездия/

Над Землёю ночью звёздной,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.

Слайд 7

Ещё в древности люди заметили, что звёзды занимают на небе определенное положение, и стали по ним ориентироваться в пространстве. Кто знает, как называется одна из самых ярких звёзд, по которой определяют направление на север? /Полярная звезда/

Да, эта звезда раньше всех появляется на небе и позже всех прячется от нас.

/стихи Пушкина “Зимнее утро”/

Мороз и солнце – день чудесный,
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры
На встречу Северной Авроре
Звездою Севера явись...

--- А в каком созвездии находится эта звезда? /Малая Медведица/

--- Кто знает, откуда пошли названия созвездий?

Ещё в далёкой древности разные народы видели в звёздных скоплениях какие-то близкие им образы и давали этим созвездиям разные имена. Их называли в честь богов или каких-то мифических героев, в честь разнообразных животных или примечательного объекта. Свои имена имеют и многие отдельные звёзды (Полярная звезда, Сириус, Альдебаран). Давайте посмотрим на самые известные созвездия, о которых слышали и видели на ночном небе многие люди.

/дети открывают атласы на стр. 56-57 и 58-59/

/по атласу дети рассматривают созвездия и называют их/

Слайд 8 – 11

Вы готовили сообщения о своём зодиакальном созвездии. Узнавали о его расположении, об истории его названия и о характере человека, родившегося под данным созвездием.

/4 ученика рассказывают о своих зодиакальных созвездиях/

--- На какой планете мы с вами живём? /на планете Земля/

Слайд 12

--- А чем отличается планета от звезды? Чтобы понять это, давайте вернёмся к нашим сравнениям.

--- Какую форму имеет Земля? /круглую/

--- А размер? /средняя/

--- А какого она цвета? /разноцветная/

Слайд 13

--- А вы знаете, какие ещё существуют планеты? /дети называют планеты/

--- А какая из них самая большая? /Ютипер/

--- А самая маленькая? /Плутон/

/физкультминутка/

На земле жил звездочёт.
Он планетам вёл подсчёт.
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех - Плутон.
Кто не видит – выйдет вон!

Слайд 14

--- Вот вся большая семья планет. Прочитайте стихотворение о ней!

/дети читают вслух стихотворение/

--- Давайте посмотрим на них поближе...

Слайд 15-29 /краткое знакомство с планетами и происхождением их названий/

--- Мы с вами рассмотрели 9 планет. Давайте теперь определим общие признаки.

--- По форме? /круглые/

--- По размеру? /разные/

--- По цвету? /разных цветов/

--- Итог: планеты- это космические тела, не горячие, не светятся, имеют разный размер и разный цвет, а ещё они разные по составу.

--- Давайте ещё раз повторим названия планет. Для этого я буду читать стихотворение, а вы заканчиваете строки. Подсказкой вам будет рисунок в атласе.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмой идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

/Дети записывают в тетрадь названия планет под диктовку/

/атлас на стр. 61/

--- На этой картинке можно увидеть, что почти с каждой планетой находятся их естественные спутники. У кого-то их много, а у кого-то их вообще нет. У каких планет нет спутников? /Меркурий и Венера/

--- У Земли тоже есть спутник. Как он называется, вы узнаете, отгадав загадку.

Когда все дети вечером ложатся спать,
На небе звёзды начинают в мяч играть.
Тот жёлтый мяч там скачет до утра.
Ну, отгадали? Этот мяч - ... /луна/

Слайд 30-31

/физкультминутку проводят сами дети/

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаю я считать!
Раз- прогнуться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.

--- Во время нашего путешествия вы уже познакомились со многими космическими телами. Отгадайте, с каким небесным телом вы познакомитесь сейчас...

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект... /комета/

Слайд 32 – 33 /щелчком переключаются фото комет/

--- Охарактеризуем кометы:

  • форма – разные
  • размер – огромные
  • цвет - разные

--- А о следующем небесном теле нам расскажет ..... (имя ученика)

Перед тобой
Весь белый свет.
Но где-то во Вселенной
Летит, летит,
Летит, летит
Твой голубой метеорит,
Подарок драгоценный.
Так вот:
Пока он мчится,
Поторопись учиться.

Слайд 34 – 37

--- Охарактеризуем метеориты: форма – разные

  • размер – разные
  • цвет - разные

--- Посмотрите, сколько космических тел мы с вами рассмотрели. Давайте подведём итог. Какие космические тела могут быть по размеру? /от огромных до мелких/

--- Какие по форме? /разной формы/

--- Какие по цвету? / разные/ (ученики приводят примеры по мере задаваемых вопросов)

Вывод: Мы можем наблюдать различные небесные тела невооружённым глазом, в мощные телескопы или рядом с собой. Они очень разные, но все являются единым целым.

--- А как назвать одним словом всё скопление звёзд, планеты, метеориты, астероиды и другие небесные тела? /Вселенная/

--- Вселенная делится на множество Галактик со своими системами.

Слайд 38-41

--- Вот и подходит к концу наше путешествие по Вселенной. Но прежде чем вернуться на родную планету, я хочу предложить вам небольшое задание, чтобы узнать, что вы узнали во время нашего путешествия.

Слайд 42

/на слайде три слова, надо выбрать лишнее и доказать почему/

--- Вот теперь нам пора отправляться в обратный путь, домой. Но давайте оставим в космосе послание с нашим обратным адресом. Вдруг мы в космосе не одиноки, и кто-нибудь откликнется. Согласны?

Слайд 43

/карточки на экране, дети подбирают нужные слова/

Слайд 44

--- Мы вернулись с вами на родную Землю. Понравилось путешествие? Вам предстоит ещё многое узнать о космосе на уроках окружающего мира. А когда вырастите, то может быть кто-то станет астрономом или даже астронавтом.

/Ученик читает стихи/

Как заманчиво стать астронавтом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно –
“Изучайте глубины Вселенной”!
А пока...

/повернуть зеркальный шар/

Слайд 45

Ночами тёмными из глубины веков
Мерцают звёзды нам – глаза небесные.
Пленят привычно умников и дураков
Сияньем чистым и нетленной неизвестностью.

Когда-нибудь, окончив путь земной,
Познаем СВЕТ и ВЕЧНОСТИ ВЕЛИЧИЕ.
Сливаясь со Вселенскою душой
Добудем ЗНАНИЕ, поняв миров отличия...

Ну, а пока... Нетленное сиянье звёзд –
От люда грешного, как тайна сокровенная.
Миры далёкие рисуют нам вопрос,
Мерцая через Вечности мгновения.

/задать домашнее задание/

/Смотреть на ночное небо, любоваться величием звёзд. Найти в дополнительных источниках интересный материал о кометах, метеоритах, планетах и подготовить небольшие сообщения./

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Использованная литература

  1. А.А.Плешаков “Окружающий мир” 2 кл. 1 часть, изд. “Просвещение”, 2012 г.
  2. Т.н.Максимова “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” к УМК “Школа России” А.А.Плешакова, Москва “Вако”, 2013 г.
  3. Атлас (природоведение) с комплектом контурных карт 3-5 кл. Роскартография, 2003 г.
  4. http://wseobowsem.ru/category/informazija-o-planetah
  5. http://www.sistemasolnca.ru/planety.html
  6. http://www.intelkot.ru/articles106.html
  7. http://www.astrogalaxy.ru/062.html
  8. http://www.lassy.ru/news/nazvania_planet/2011-01-22-96
  9. Картинки поисковой системы Yandex