Цель: повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Абдуллы Алиша.
Задачи: закрепить знания детей о прочитанных сказках А. Алиша, способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия героям, попавшим в беду.
Методические приемы: просмотр слайдов, вопросы - загадки к детям.
Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством А. Алиша, чтение и драматизация сказок, выставка детских рисунков по сказкам на тему “Мои любимые сказки Алиша”.
Оборудование: презентация “Викторина по сказкам “В гостях у Абдуллы Алиша”, иллюстрации к сказке “Два петуха”.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы встретимся со знакомыми героями сказок.
Приложение 1 (Слайд 1 – “Книги А. Алиша”)
- Ребята, посмотрите, сколько разных книг! Вы узнали, что это за книги? Кто написал все эти сказки?
(Слайд 2 – “Портрет А. Алиша”)
Воспитатель: Да, это Абдулла Алиш – человек большого и доброго сердца. Большую радость приносят нам сказки Алиша. Давайте вспомним их. (Ответы детей)
- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины по сказкам.
(Викторина на слайдах):
1. (Слайд 3) Какая сказка начинается словами “Давным-давно, во времена былые, все звери - смирные и злые – ходили без хвостов…”. (“Хвосты)
2. (Слайд 4) Из какой сказки этот отрывок: “Смастерили ребята из маленьких дощечек скворечницу и укрепили на верхушке высокого щита. На другой же день прилетели весенние гости-скворцы”? (“Скворцы и старый воробей”)
3. (Слайд 5) Кто такие Бояка и Небояка? (Кролик и котенок)
4. (Слайд 6) Какая сказка Абдуллы Алиша заканчивается поговоркой “От добра, добра не ищут”? (“Путешественники”)
5. (Слайд 7) Почему в сказке утку назвали “Болтливой”?
- Чем поплатилась за свою слабость разговорчивая птица? (Утка очень любила поговорить и рассказывала всем секреты. Её съели лисята.)
- Да, из-за своей болтливости главная героиня сказки чуть было не погубила других обитателей подворья охотника. Все, кроме утки, остались целыми и невредимыми, благодаря добросовестности и хозяйственности охотника. Здесь обличается глупость и болтливость, а приветствуется трудолюбие и предусмотрительность. Сказка учит нас бережно хранить тайны, чтобы не подвергать опасности себя и своих друзей.
6. (Слайд 8) “Повелитель Цветов положил мёд во все сосуды. Сосуд Осы не удержал мёда, расклеился. А сосуд Пчелы очень понравился Повелителю Цветов. Он осмотрел его внимательно и сказал…”. Что сказал Повелитель Цветов и как называется эта сказка? (“Ты много потрудилась. Твой сосуд самый лучший. Разрешаю пчёлам со всех моих цветов собирать мёд”; Сказка “Пчела и оса”).
7. (Слайд 9) Почему в сказке “Гусёнок и Лебедёнок” Лебедёнок сразу поехал на купленном велосипеде, а Гусёнок не мог на него сесть? (Лебедёнок хорошо кушал, спать ложился вовремя, много играл на озере и поэтому был здоровым и крепким. Гусёнок мало ел, поздно ложился спать, не играл на озере, и поэтому был слабым и маленьким, его лапки не доставали до педалей).
8. (Слайд 10) Назовите героев сказки “Глупый зайчонок”. (Зайчиха, Зайчонок, Белка, Доктор Айболит).
9. Показ иллюстраций к сказке “Два петуха”.
- Ребята, посмотрите, к какой сказке иллюстрации? (“Два петуха”)
- Правильно, это сказка “Два петуха”. Ребята, чему эта сказка учит?
(Слайд 11) В сказке “Два петуха” Абдулла Алиш призывает детей к умению дружить, ладить друг с другом, быть доброжелательными, слушаться старших.
- Давайте посмотрим инсценировку этой сказки. (Дети по желанию выбирают роли и разыгрывают сказку).
- Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы викторины, значит, всем вам нравятся сказки А.Алиша.
Ребята, продолжайте читать сказки татарского писателя Абдуллы Алиша. Ведь они просты и доступны пониманию даже самых маленьких слушателей. И в то же время в них говорится об очень важном и серьёзном… Они учат нас видеть хорошее и плохое в жизни, учат трудолюбию, любить и уважать старших, быть доброжелательными.