Планирование коррекционно-воспитательной работы – основной инструмент педагога в процессе воспитания личности ребенка

Разделы: Внеклассная работа, Логопедия


XXI век диктует новые требования к процессу обучения и воспитания личности ребёнка. Общество хочет видеть современного человека не только успешным и образованным, но и глубоко нравственным.

Законом Российской Федерации «Об образовании» обозначена основная задача образования – это формирование духовно-нравственной личности. В связи с этим и образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

В «портрете выпускника начальной школы» выделен целый ряд категорий. Это должен быть человек:

  • любящий свой народ, свой Край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй, обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника; обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
  • С целью гармоничного и разностороннего воспитания и развития личности детей-логопатов в программе Государственного образовательного учреждения «Павловский центр «Логос» отражена система коррекционно-воспитательной работы.

    Актуальность этого модуля программы обусловлена спецификой коррекционного учреждения «интернатного» типа, где родители не имеют возможности активно и целенаправленно включаться в процесс воспитания и развития своих детей.

    Дети школ-интернатов – это особый контингент детей. Они, как правило, имеют ряд недостатков, обуславливающих комплексы поведенческого характера: эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, иступлённый гнев, пугливость и страхи, пессимизм и равнодушие, безучастность и нечистоплотность, порывистость и противоречивость поведения. Вот далеко неполный перечень тех особенностей характера, которые присущи воспитанникам коррекционных школ.

    Задача воспитателя – корригировать эти недостатки в процессе воспитательной работы. Здесь очень важно помнить о том, что воспитатель не дублирует и не доделывает работу педагога по усвоению учащимися учебного материала. Перед воспитателем стоит свой блок специальных задач по коррекции личностных качеств воспитанников, формированию у них навыков коммуникативного поведения, отработке моделей социального реагирования.

    Система коррекционно-воспитательной работы реализуется в образовательном учреждении в рамках программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. Программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

    В программе духовно-нравственного воспитания выделены блоки по основным направлениям работы:

    1 блок – «нравственность, гражданственность, патриотизм».

    2 блок – «трудовое воспитание».

    3 блок – «здоровье, здоровый образ жизни и ОБЖ».

    4 блок – «эстетико-экологическое воспитание».

    Система работы по воспитанию нравственных качеств проводится дифференцированно от элементарных нравственных понятий, развития любознательности, трудолюбия, бережного отношения к природе, уважения к одноклассникам, чувство прекрасного и концепция «я – человек» в 1, 2 классе до становления нравственной позиции в 4, 5 классах. Процесс формирования определённых нравственных категорий осуществляется постепенно по спирали, с каждым годом переходя на новый, качественный уровень.

    Так, например: развитие любознательности переходит в развитие познавательного интереса и развитие познавательной активности в 5 классе и т.д.

    Поэтому смысл нашей воспитательной работы по становлению нравственной личности состоит в том, чтобы помочь ребёнку продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность к принятию решения, выбор моральных принципов, убеждений и поступков по отношению к близким и незнакомым людям.

    Школа для ребёнка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, прогулками, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

    Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников проводится по различным направлениям.

    Прежде всего, это воспитание детей в основе русских народных традиций: проводятся праздники в традициях русского фольклора, дети обучаются народным танцам, знакомятся с творчеством русских художников и композиторов на занятиях изодеятельности, музыкальной и театральной гостиной.

    В направление, изучающее истоки своего народа, относятся занятия в «Русской избе», а также ознакомление учащихся с героическим прошлым нашей Родины на материале комнаты «Боевой Славы».

    Важным звеном при формировании гражданственности является осознание детьми собственного «Я».

    Помочь в самопознании, самоопределении и самореализации, дать почувствовать причастность к управлению школой, реализовать личную самостоятельность даёт детям участие в игре – соревновании детской общественной организации «Ленинградец». Работа в активе школы способствует развитию общественной активности.

    Умению ориентироваться в потоке информации и типичных жизненных ситуациях учащиеся обучаются на занятиях по социальной ориентации. Они осваивают социальные роли в комнате социальной адаптации.

    В процессе трудового воспитания прививается любовь к труду и людям труда, формируются навыки выполнения основных трудовых операций, самообслуживания, общественно полезного труда, проводится ознакомление с основными профессиями. Воспитательная работа ведётся в разных видах трудовой деятельности:

    - хозяйственно-бытовой труд (самообслуживание, дежурство по спальне, уход за своей одеждой и обувью, смена белья);

    - труд в природе (уход за цветами, уборка территории);

    - общественно-полезный труд (сервировка столов, дежурство по школе, оказание шефской помощи);

    - профориентационная работа (экскурсии на производства и предприятия, торговые центры, занятия в комнате социальной адаптации).

    Профилактика здоровья и обучение навыкам здорового образа жизни осуществляется воспитателями по программе «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», как модуля основной общеобразовательной программы учреждения. В рамках программы педагоги закладывают детям знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Здоровье – это одно из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Эстетико-экологический курс формирует у учащихся ценностное отношение к природе и включает разделы: этикет (поведение в общественных местах, гостевой и речевой этикет, внешний вид и др.), искусство (ИЗО деятельность, музыка, театр, кино и т.п.), природа (красота времён года, их звуки, краски и запахи, охрана природы), культура и искусство русского народа.

    Целью процесса воспитания детей является формирование личностных качеств (см. выше «портрет выпускника начальной школы»). Кроме того, воспитание в современных условиях ориентировано на развитие у учащихся способности к успешной социализации в обществе. Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения и воспитания младших школьников:

  • формировать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях;

  • формировать у учащихся компетенции, обеспечивающие им возможность успешной социализации.

  • Основным содержательным документом педагога в процессе воспитательной работы является коррекционно-воспитательное планирование. Оно служит эффективным инструментом для изучения психофизических особенностей детей группы, для проектирования и формирования необходимых качеств личности, а также воспитательных компетенций учащихся начальной школы. (Приложение).

    В составленном планировании коррекционно-воспитательной работы специальной школы V вида учтены современные подходы и технологии воспитания детей.

    Прежде всего, это компетентностный подход в воспитании. Он акцентирует внимание к формированию у учащихся компетенций - интегративную целостность знаний, умений и навыков детей, обеспечивающих их образовательную деятельность. При составлении планирования педагогами учитываются основные компетенции в деятельностной форме: ценностно-смысловые, социокультурные, коммуникативные, информационные, природоведческие и здоровьесберегающие компетенции. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы.

    Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием способностей детей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обуславливают реализацию творческого потенциала, качество и надёжность выполнения психических функций. Педагог способствует развитию способностей учащихся, используя на воспитательных занятиях, в процессе общения и досуговой деятельности методы педагогической поддержки: развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату; развития интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностей.

    Самостоятельность учащихся в рамках компетентностного подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обуславливает активную жизненную позицию учащихся, что определяется важной задачей воспитания и также поддерживается педагогом различными методами. В коррекционно-воспитательном планировании отражена система занятий и практикумов, направленных на обучение адекватному оцениванию себя, самостоятельному планированию режима дня, созданию ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор и др.

    Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных детьми отдельных действий, способов и приёмов решения задач. Таким образом, для приобретения личностного опыта ребятам в процессе формирования ученических компетенций необходима организация «учения в деятельности».

    С этой целью при составлении планирования учтён деятельностный подход: система коррекционно-воспитательной работы основана на разнообразных видах деятельности. Используется учебная, трудовая предметная, коммуникативная, общественная, художественная, физическая и игровая деятельности.

    Через целенаправленно организованную деятельность детей, мы отрабатываем правила и навыки поведения, воспитываем положительные качества личности, развиваем творческое воображение, углубляем знания детей о профессиях, формируем коммуникативную функцию речи, которая поможет ребёнку адаптироваться в социуме.

    Общение берёт на себя существенную нагрузку в социализации личности ребёнка. Оно объединяет взрослого и ребёнка, помогает взрослому передавать ученику социальный опыт. Обучаясь ведению диалога, ребёнок не только компенсирует недоразвитие связной речи, но и практикуется грамотно и спонтанно излагать свои мысли.

    Интегративный подход предполагает одновременную совместную, взаимосвязанную деятельность специалистов разных областей в реализации общей цели – развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

    У детей с общим недоразвитием речи вторично страдают эмоционально-волевая сфера, поведенческие навыки, недостаточно сформированы личностные качества, снижены уровень благополучия взаимоотношений и самооценка, неадекватен уровень притязаний, нарушены психические процессы.

    Для составления коррекционно-воспитательного планирования учитель-логопед предоставляет микроколлективу педагогов своей группы все необходимые сведения об особенностях психофизического развития детей, данные их речевого и неврологического статуса. Командой специалистов (учитель-логопед и воспитатели) намечаются общие способы и приёмы работы по преодолению недоразвития учащихся: оговаривается содержание и формы работы по коррекции вторичных отклонений детей-логопатов, что отражается в коррекционно-воспитательном планировании, планируются интегрированные занятия по коррекции и формированию необходимых качеств личности.

    Эффективность воспитательной работы, отражённая в планировании, определяется диагностическим способом. В конце учебного года проводится диагностика навыков поведения и уровня воспитанности учащихся, методом социометрии изучается статусное положение ребёнка в детском коллективе. Результативность воспитательной процесса отражается в анализе работы за учебный год.