Образовательная цель: сформировать представление о правильном питании, проанализировать свой пищевой рацион и произвести его корректировку в соответствии с правилами здорового питания.
Задачи:
1. Обсудить ситуации, когда подростки питаются неправильно.
2. Доказать, что правильное питание может улучшить качество жизни.
3. Познакомить учащихся с полезными и вредными продуктами.
4. Разработать рекомендации по режиму питания.
Оборудование, материалы: весы напольные, листы бумаги А-4, фломастеры, калькуляторы, информационные материалы (приложение 3, 4, 5, 6); тест “Правильно ли Вы питаетесь?” (приложение 2); таблицы “Оптимальные значения индекса массы тела, созданные ВОЗ”, “Риск ИМТ для здоровья человека” (приложение 8), меню завтрака с калорийностью продуктов (приложение 7), рецептуры и технологии приготовления блюд (приложение 9), памятка для обучающихся и их родителей (приложение 10), пословицы и поговорки о культуре питания (приложение 1). Приложения
Ход занятия
“Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть” (Сократ)
Учитель: Какую еду, ребята, Вы любите больше всего? Как Вы считаете, правильно ли Вы питаетесь? Перед вами эпиграф, как Вы его понимаете? (Педагог обращает внимание обучающихся на книжную выставку и пословицы и поговорки о питании). Предлагаю вам выполнить тест, чтобы узнать реальную картину (приложение 2).
- Тестирование показало, что большинство из Вас не занимается своим здоровьем, Вы едите, что придется и когда придется. Наверно это происходит от того, что Вы не задумываетесь над вопросом “Какие продукты полезны для здоровья, а какие вредны?
Объединившись в подгруппы, заполните, пожалуйста, таблицу “Полезные и неполезные продукты”.
Таблица 1.
Полезные продукты | Неполезные продукты |
После заполнения таблицы происходит обмен мнениями между обучающимися.
Учитель: Мы любим газированную воду, лимонад, колу. Мы считаем, что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится много сахара, который наоборот вызывает жажду; покупаем сосательные конфеты, жевательную резинку, а они вызывают избыточное образование желудочного сока, который способствует заболеванию желудка. В качестве доказательства не полезности некоторых продуктов, можно провести опыт: колу наливаем в чашку и опускаем в нее “Ментос” - происходит всплеск газа. Вот так и происходит в нашем желудке, однако, надо помнить, что большое количество газа опасно - человек может задохнуться или поперхнуться. Возникает проблема “Пища должна приносить пользу, а в действительности это не всегда так”. Почему так происходит? (Выслушиваются мнения обучающихся).
Проблема питания всегда вызывала большой интерес у всех людей, и это неудивительно, т.к. от характера питания зависят рост и развитие организма, его здоровье. На всю жизнь нам дается только один организм, и заменить его невозможно. И поэтому свое здоровье, свой организм нужно беречь уже с детства.
В то же время не утихают споры о том, что значит “правильно питаться”. Существуют разные взгляды на питание: сторонники одной теории придерживаются вегетарианской диеты, другие предпочитают сыроедение, третьи являются сторонниками энергетического питания. Но существуют определенные правила здорового питания, которых должен придерживаться каждый человек.
Обоснуйте, пожалуйста, физиологический смысл следующих высказываний (каждому учащемуся даётся одно из высказываний):
- Аппетит приходит во время еды.
- Когда я ем, я глух и нем.
- Почему не всякую пищу можно есть сырой?
- Какое значение для пищеварения имеют сервировка стола и хорошее настроение?
- Почему надо соблюдать режим питания и в чем его смысл?
- Почему надо тщательно пережевывать пищу?
- Почему не рекомендуется много есть на ночь?
- Полезно ли питание в сухомятку?
После этого учителем совместно с учащимися формулируются основные правила питания человека:
- режим питания;
- разнообразие;
- баланс энергии;
- безопасность.
Учитель: Для характеристики данных правил, я предлагаю вам разделиться на 4 группы, выбрать одно из правил питания для обсуждения, а затем провести презентацию своей работы. Для облегчения задачи в выборе материала, я предлагаю вопросы для аргументации выступления, информационный материал (приложения 3, 4, 5, 6), листы бумаги А-4, фломастеры, карандаши.
После самостоятельной работы учащиеся проводят презентацию своих работ. Учитель комментирует выступления и предлагает выполнить определенные задания.
Выступление первой группы по теме “Режим питания”.
- Сколько раз в день надо принимать пищу?
- Как распределяется количество еды при приеме пищи?
- Каковы интервалы в приеме пищи?
- Что значит регулярное питание?
Учитель: Я предлагаю рассчитать калорийность школьного завтрака, используя таблицу калорийности пищевых продуктов.
Меню завтрака
№ п/п | Ингридиенты | Вес | Калорийность на 100 г продукта |
1 | Огурец свежий | 30 г | 15 кал |
2 | Колбаса вареная | 50 г | 301 кал |
3 | Пюре картофельное | 150 г | 83 кал |
4 | Чай с сахаром (20 г) | 1 стакан | 37,4 кал |
5 | Хлеб ржаной | 30 г | 233,3 кал |
6 | Булочка (сдоба) | 100 г | 288 кал |
Итого |
После объявления результатов калорийности завтрака и времени очередного приема пищи (обеда), делается вывод о важности завтрака для подросткового организма (приложение 7).
Выступление второй группы по теме “Энергетический баланс”
- Для жизнедеятельности организма нужна энергия. Откуда она берется в организме?
- Как и на что эта энергия расходуется организмом? Приведите примеры.
- Какой закон физики действует в любом живом организме?
- Что значит сбалансированное питание? Постарайтесь представить этот баланс с точки зрения энергетического обмена. Сформулируйте признаки сбалансированного питания.
- Почему энергопотребление ребенка больше, чем энергопотребление взрослого человека?
- От чего зависят энергозатраты человека?
- Какие последствия для организма представляет недостаточная масса тела подростков?
- Какие последствия для организма представляет избыточная масса тела подростков.
Учитель: Прежде чем перейти к заданию после услышанного об энергетическом балансе, хочется вспомнить совет древнегреческого философа Сократа: “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Никто еще не оспорил Сократа, но и следуют его совету немногие. Ведь для большинства людей еда – наслаждение, которое часто приводит к нарушению обмена веществ и различным заболеваниям. Часто встречающийся взгляд на полноту, как на признак здоровья и благополучия – предрассудок, доставшийся нам со времен повсеместного дефицита пищи. Я предлагаю Вам вычислить свой индекс массы тела. Кто не знает свой вес, может воспользоваться весами.
Учащиеся по формуле ИМТ= ВЕС (КГ.): РОСТ (М2) определяют индекс массы тела и сопоставляют данные со стандартными значениями (приложение 8).
Учитель: правильное питание обуславливает здоровье человека, идеальность массы тела и его красоту. Если отклонения в значении ИМТ от нормальных величин не следствие болезни, то необходимо проводить коррекцию веса с учетом правил питания. “Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится”, - сказал Д.И. Писарев.
Выступление третьей группы по теме “Разнообразие пищи”.
- Каковы основные питательные вещества пищи?
- Какие вещества являются основным источником энергии?
- Какие вещества являются строительным материалом для организма?
- Назовите продукты питания, содержащие много: а) белков, б) углеводов, в) витаминов, г) минеральных веществ.
- Всегда ли наше питание является сбалансированным?
- К чему может привести дисбаланс питания?
- Предложите возможный выход из сложившейся ситуации
Учитель: Мы прослушали выступление о разнообразии пищи, подведём итог:
Чтоб расти нужен белок.
Для защиты и тепла - жир природа создала.
Как будильник для завода
Не пойдёт ни тик, ни так.
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда -
Важнейшее условие.
К сегодняшнему занятию Вы приготовили блюда рационального питания. Пожалуйста, прорекламируйте их! В конце занятия мы вместе продегустируем их. Я со своей стороны предлагаю Вам тоже рецептуры блюд здорового питания. Дома, может быть, Вы приготовите их и порадуете себя и своих близких (приложение 9).
Выступление четвертой группы по теме “Безопасное питание”.
- Что может повлиять на полезность или неполезность потребляемой пищи?
- Что значит питание полезно? Разве оно может быть не полезно?
- Постарайтесь выделить составные компоненты полезности пищи.
- В чем состоит полноценность питания?
- Чем полноценность пищи отличается от ее разнообразия?
Учитель: Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет физкультура. “В здоровом теле - здоровый дух!” - гласит русская народная пословица. “В движении – жизнь”, - добавляем мы.
Физминутка. Заранее подготовленный учащийся или сам педагог проводит комплекс упражнений, стимулирующих обмен веществ:
1. Ноги врозь. Наклон влево, руки скользят вдоль туловища и ног – вдох. Выдох. Наклон вправо (8 раз).
2. Стоя прямо, ноги вместе. Левую руку – на бедро, правой описать круг, начиная движения вперед, а потом назад. Затем правую руку на бедро, левой описать два круга (6 раз).
3. Ноги на ширине плеч, руки упираются в бока, наклоны вправо, влево (4 раза).
Учитель: В завершении сегодняшнего разговора я предлагаю Вам в микрогруппах составить памятку “Правила здорового питания”. (Обучающиеся после обсуждения в микрогруппах высказываются по очереди о правилах питания. Учитель корректирует формулировки)
Рефлексия.
Учитель: Закончите предложение
- Сегодня на занятии я понял(а), что....
- Я узнал(а)...
- Мне захотелось…
- Правильное питание позволяет мне…
Заключительная часть.
В своей жизни каждый человек идет особым путем, но счастливым может быть только тот, кто живет просто, питается чисто, мыслит искренно и доброжелательно, уважает и ценит духовные богатства, любит и бережет природу, знает, что такое справедливость и доброта. Правильное питание лежит в основе всех этих ценностей, это – начало пути…
Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда. “Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно”, - написал И.Брехман.
Мне бы хотелось вам всем пожелать, чтобы вы достигли этой вершины и выдать вам памятку по здоровому питанию (приложение 10).
А закончить наше занятие я хотела бы такими словами:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть!
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь!
Спасибо за занятие!