Классный час "Мы разные" по теме "Толерантность"

Разделы: Классное руководство


Цели мероприятия.

  1. Воспитывать чувство уважения к друг другу, чувство сострадания.
  2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Предварительная подготовка.

Классный руководитель подбирает теоретический материал, видеосюжет, готовит презентацию и необходимый раздаточный материал.

Оформление кабинета.

Проектор, ноутбук, экран. Стулья ставятся в круг, столы можно поставить по периметру класса.

Ход мероприятия

Дети и учитель садятся на стулья. (Cлайд 1, с руками)

Учитель: Ребята давайте поприветствуем, друг друга, возьмёмся за руки, передадим сидящему рядом частичку своего тепла, пожелаем здоровья.

А сейчас давайте представимся. Сначала представлюсь я “ Когда я была маленькой, меня звали Наташенька, в школе меня звали Наташей, а сейчас меня зовут Натальей Ивановной”. Ребята вы представьтесь следующим образом “когда я был маленьким, меня звали _____, сейчас в школе меня зовут _____, когда я вырасту, меня будут звать ______.”

(Для многих детей их имя и отчество, произносимое вслух, звучит непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление).

Учитель: Давайте сядем полукругом и прослушаем стихотворение Асадова “Стихи о рыжей собаке”. (Слайд 2, собака)

Стихотворение прочитала Кандаракова Валентина. (Пиложение 1)

 Учитель: Ребята, что вы почувствовали, прослушав данное стихотворение?

Ответы детей.

Учитель: Как вы думаете, о том, как мы должны относиться к животным?

Ответы детей.

 Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об отношениях между людьми. Если вы смотрите телевизор, то, конечно же, видите, что некоторые люди относятся плохо не только к животным, но и к людям. Идут войны, совершаются теракты, погибают ни в чем, не повинные мирные жители.  Как научиться  жить  вместе? Принимая  друг  друга  такими, какие  мы  есть, понимать  друг  друга. Послушайте внимательно старинную легенду.

Старинная  легенда. (Слайд 3, как хорошо, что все мы разные).

Встретились раз  белый  человек  и  чернокожий. Белый сказал:

- Как  ты  уродлив, негр! Как  будто  весь  сажей  вымазан!

Чёрный  презрительно  сощурился  и  сказал:

- Как  ты уродлив, белый! Как  будто  тебя  всего  обернули  бумагой!

Спорили  они, спорили, никак  не  могли  прийти к  согласию. И  решили  пойти  к  мудрецу. Выслушал  их  мудрец  и  сказал  белому:

- Посмотри, как  красив  твой  чёрный  брат. Он  чёрен, как  южная  ночь, и  в  ней  подобно  звёздам, сияют  глаза  его…

Затем  мудрец  обратился  к  чернокожему:

- А  ты, друг, посмотри, как  красив  твой  брат! Он  красив, как  сверкающий белый  снег, что  лежит  на  вершине  наших  гор, а  волосы  его – цвета  солнца…

Негр  и  белый  устыдились  своего  спора и  помирились.

А  мудрец  думал  о  будущем. И  представилась  ему  такая  картина.…Кружатся  в  весёлом  хороводе, танцуя  и  распевая  песни, белые, чёрные, жёлтые  люди. С любовью  смотрят  они  друг  на  друга. И  перекрывает  звуки  музыки  и  песен  чей-то  молодой  голос:

- Как  хорошо, что  все  мы  разные! А  то  жить  было  бы  скучно!

Учитель: Ребята, а  вы  как  думаете, чему  учит  эта  легенда?

Дети: Взаимопониманию, дружелюбию, терпимости.

Учитель: Но  все  эти  понятия  можно  объединить  одним  словом. Словом  толерантность. 

Кто  из  вас  знает  значение  этого  слова? Или  слышал  это  слово?

16 ноября отмечают международный день толерантности. (Слайд 4, международный день)

Толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному: (Слайд 5)

  • на испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • на французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • на английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • на китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • на арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • а на русском слово толерантность означает – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Принимать другого таким каков он есть.

(Слайд 6, куча народу)

Учитель: Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех, однако надо относится с уважением к другому человеку. Каждый из нас неповторим и значим.

Чтобы научиться понимать другого, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Ребята давайте проанализируем следующие ситуации. (Слайд 7, современный человек)

1. Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берёт его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.

Как бы вы поступили?

2. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.

Ваши действия?

3. Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовёшь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу и не зайти за ней она обидится, а дожидаться значит опоздать в школу.

Что вы будете делать?

После обсуждения по щелчку слова на слайде 7. Толерантность –это черта характера современного человека. Кто он современный человек? – это человек, который с уважением относится к людям. Каждый из нас неповторим и значим.

Устали? Давайте немного отдохнем. (Слайд 6, физкультминутка)

Физкультминутка

Игра.
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулися на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора.

Тестирование. (Слайд 9, толерантны ли вы?)
Учитель: А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец. Если второй ответ палец загибать не нужно.

Миша плохо одет…

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  • Ты разговариваешь с ним.
  • Ты говоришь, что все мальчик - нули.

На твоих глазах на кого-то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

- Давайте посмотрим на ваши руки. Посчитайте, сколько осталось свободных пальцев?

Если осталось 3 пальца. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Осталось от 4 до 7, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Больше 7? Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Учитель: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменять себя в лучшую сторону. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку – это и есть проявление доброты.

Учитель: А теперь давайте возьмёмся за руки и все вместе повторим следующие фразы. (Слайд 10, наша Родина – Россия)

Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

Ребята, так что же такое толерантность? (Слайд 11, цветок без надписей)

Дети говорят свои варианты:

Учитель: Молодцы всё правильно. Итак толерантность это ? (Слайд 12, цветок с надписями)

(Слайд 12, голуби)

Завершая  нашу  встречу, давайте подведём итоги. Мы все с вами разные, а живём на одной планете Земля. И для того, чтобы жить нам вместе, трудиться вместе, нужно быть терпимее, принимать людей такими, какие они есть, т.е. быть терпимее друг к другу, независимо от того, в какой точке планете мы живём. И тогда мы будем жить в мире.

Приложение 3

А символом мира считается голубь. (Учитель раздаёт учащимся силуэты голубей, вырезанные из бумаги). Пусть этот символ мира останется у вас в память о нашей встречи.

Ребята спасибо за работу, мне было очень интересно с вами.

Приложение 1. Стихотворение (превышает допустимый объем, находится у автора)

Приложение 2. Презентация

Приложение 3. Музыка