Урок химии по теме "Понятие о непредельных углеводородах. Алкены"

Разделы: Химия

Класс: 10


Цели и задачи.

Образовательная - развитие знаний о непредельных углеводородах и об алкенах как самостоятельном классе этих веществ, об особенностях их электронного строения. Подготовить учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.

Развивающая - развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения.

Воспитательная - воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Оборудование: ПК, распечатка материала для учащихся блеф-игры и теста, прибор для получения этилена, шаростержневые модели молекул углеводородов.

Содержание урока

Урок начинается с игры.

1 стадия - вызов – блеф-игра “Верите ли вы, что …”.

Учащимся предлагается в своих тетрадях ответить кратко “ + ” или “ - ” на каждый вопрос игры

Верите ли вы, что …

  1. Расстояние между некоторыми атомами углерода в непредельных углеводородах меньше, чем в предельных.
  2. Общая формула непредельных углеводородов CnH2n.
  3. Алкены Коновалов назвал “химическими мертвецами”.
  4. Этин и пропин – гомологи.
  5. У этиленовых углеводородов невозможно свободное вращение атомов углерода вокруг двойной связи, что приводит к пространственному виду изомерии.
  6. Цис – бутен-2 и транс – бутен - 2 – структурные изомеры.
  7. Клубни картофеля лучше хранятся зимой в хранилище, если рядом положить зрелых яблок.
  8. В XIX веке ацетилен использовали для освещения улиц.

Ответы:

1 “+” 2 “-” 3 “-” 4 “+” 5 “+” 6 “-” 7 “+” 8 “+”

Пояснения к данным вопросам учащиеся получат при работе на данном уроке или последующих уроках.

2 стадия осмысление новой информации

В тетрадях записывается тема урока и дается задание учащимся.

Задание: прочитайте §14 и заполните таблицу. Слайд № 1. Презентация

Признаки сравнения Алкены Алкины Алкадиены
Общая формула      
Простейший представитель      
Номенклатура (суффикс)      
Виды структурной изомерии      
Виды пространственной изомерии      

По окончанию работы, учащиеся проверяют таблицу, вид, которой проецируется на доску

Слайд № 2

Признаки сравнения Алкены Алкины Алкадиены
Общая формула CnH2n CnH2n-2 CnH2n-2
Простейший представитель C2H4 C2H2 C3H4
Номенклатура (суффикс) -ен -ин -диен
Виды структурной изомерии цепи,
положения двойной связи,
межклассовая
цепи,
положения тройной связи, межклассовая
цепи,
взаимного положения двойных связи, межклассовая
Виды пространственной изомерии геометрическая нет геометрическая

Лабораторная работа

  1. Соберите шаростержневые модели молекул, изучаемых классов
  2. Проверьте, возможно, ли вращение атомов углерода при кратных связях?

Презентация моделей простейших представителей непредельных углеводородов.

Слайды № 3, 4

3 стадия – рефлексия, размышление.

Учащимся предлагается ответить на вопросы теста

Тест

1 вариант

1. К соединениям, имеющим общую формулу СnH2n относятся:

1) бензол; 2) гексан; 3) гексен; 4) гексин.

2. Гомологами являются:

1) этен и метан; 2) пропин и бутин; 3) этин и этен; 4) этан и пропен.

3. Какой вид изомерии не свойственен ацетиленовым углеводородам?

1) изомерия положения кратной связи; 2) изомерия углеродного скелета;

3) цис-транс-изомерия; 4) межклассовая.

4. Назовите углеводород по международной номенклатуре:

1) 3-этилбутин-1; 2) 3-метил-3-этилпропин; 3) 3-метилпентин-1; 4) 2-этилбутин-3.

2 вариант

1. К соединениям, имеющим общую формулу СnH2n-2 относятся:

1) бензол; 2) гексан; 3) гексен; 4) гексин.

2. Какой простейший алкен имеет изомер?

1) бутен-2; 2) пропен; 3) этилен; 4) 2-метилпентен-1.

3. К алкадиенам не относятся вещества состава:

1) С4Н6 2) С4Н8 3) С5Н8   4) С6Н10

4. Назовите углеводород по международной номенклатуре

1) 2-этилбутен-1; 2) 3-этилбутен-3; 3) 3-метилбутен-1; 4) 2-пропилбутен-1.

Ответы:

1 вариант: 1. 3); 2. 2); 3. 3); 4. 3).

2 вариант: 1. 4); 2. 2); 3. 2); 4. 1).

Демонстрационный опыт

Учитель показывает опыт обесцвечивание растворов перманганата калия и бромной воды этиленом

Вопрос: почему данная реакция является характерной для всех непредельных углеводородов?

Данный вопрос будет мостиком для последующих уроков.

Домашнее задание: §14, упр.4.