Цели и задачи.
Образовательная - развитие знаний о непредельных углеводородах и об алкенах как самостоятельном классе этих веществ, об особенностях их электронного строения. Подготовить учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.
Развивающая - развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения.
Воспитательная - воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Оборудование: ПК, распечатка материала для учащихся блеф-игры и теста, прибор для получения этилена, шаростержневые модели молекул углеводородов.
Содержание урока
Урок начинается с игры.
1 стадия - вызов – блеф-игра “Верите ли вы, что …”.
Учащимся предлагается в своих тетрадях ответить кратко “ + ” или “ - ” на каждый вопрос игры
Верите ли вы, что …
- Расстояние между некоторыми атомами углерода в непредельных углеводородах меньше, чем в предельных.
- Общая формула непредельных углеводородов CnH2n.
- Алкены Коновалов назвал “химическими мертвецами”.
- Этин и пропин – гомологи.
- У этиленовых углеводородов невозможно свободное вращение атомов углерода вокруг двойной связи, что приводит к пространственному виду изомерии.
- Цис – бутен-2 и транс – бутен - 2 – структурные изомеры.
- Клубни картофеля лучше хранятся зимой в хранилище, если рядом положить зрелых яблок.
- В XIX веке ацетилен использовали для освещения улиц.
Ответы:
1 “+” 2 “-” 3 “-” 4 “+” 5 “+” 6 “-” 7 “+” 8 “+”
Пояснения к данным вопросам учащиеся получат при работе на данном уроке или последующих уроках.
2 стадия – осмысление новой информации
В тетрадях записывается тема урока и дается задание учащимся.
Задание: прочитайте §14 и заполните таблицу. Слайд № 1. Презентация
Признаки сравнения | Алкены | Алкины | Алкадиены |
Общая формула | |||
Простейший представитель | |||
Номенклатура (суффикс) | |||
Виды структурной изомерии | |||
Виды пространственной изомерии |
По окончанию работы, учащиеся проверяют таблицу, вид, которой проецируется на доску
Слайд № 2
Признаки сравнения | Алкены | Алкины | Алкадиены |
Общая формула | CnH2n | CnH2n-2 | CnH2n-2 |
Простейший представитель | C2H4 | C2H2 | C3H4 |
Номенклатура (суффикс) | -ен | -ин | -диен |
Виды структурной изомерии | цепи, положения двойной связи, межклассовая |
цепи, положения тройной связи, межклассовая |
цепи, взаимного положения двойных связи, межклассовая |
Виды пространственной изомерии | геометрическая | нет | геометрическая |
Лабораторная работа
Презентация моделей простейших представителей непредельных углеводородов.
Слайды № 3, 4
3 стадия – рефлексия, размышление.
Учащимся предлагается ответить на вопросы теста
Тест
1 вариант
1. К соединениям, имеющим общую формулу СnH2n относятся:
1) бензол; 2) гексан; 3) гексен; 4) гексин.
2. Гомологами являются:
1) этен и метан; 2) пропин и бутин; 3) этин и этен; 4) этан и пропен.
3. Какой вид изомерии не свойственен ацетиленовым углеводородам?
1) изомерия положения кратной связи; 2) изомерия углеродного скелета;
3) цис-транс-изомерия; 4) межклассовая.
4. Назовите углеводород по международной номенклатуре:
1) 3-этилбутин-1; 2) 3-метил-3-этилпропин; 3) 3-метилпентин-1; 4) 2-этилбутин-3.
2 вариант
1. К соединениям, имеющим общую формулу СnH2n-2 относятся:
1) бензол; 2) гексан; 3) гексен; 4) гексин.
2. Какой простейший алкен имеет изомер?
1) бутен-2; 2) пропен; 3) этилен; 4) 2-метилпентен-1.
3. К алкадиенам не относятся вещества состава:
1) С4Н6 2) С4Н8 3) С5Н8 4) С6Н10
4. Назовите углеводород по международной номенклатуре
1) 2-этилбутен-1; 2) 3-этилбутен-3; 3) 3-метилбутен-1; 4) 2-пропилбутен-1.
Ответы:
1 вариант: 1. 3); 2. 2); 3. 3); 4. 3).
2 вариант: 1. 4); 2. 2); 3. 2); 4. 1).
Демонстрационный опыт
Учитель показывает опыт обесцвечивание растворов перманганата калия и бромной воды этиленом
Вопрос: почему данная реакция является характерной для всех непредельных углеводородов?
Данный вопрос будет мостиком для последующих уроков.
Домашнее задание: §14, упр.4.