Конспект коммуникативной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Прогулка в сказочном зимнем лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели.

Обобщать представления о типичных зимних изменениях в живой и неживой природе.

Обогащать лексику признаками, действиями, родственными словами, относительными и притяжательными прилагательными.

Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

Закреплять использование в речи, предлогов на, из, под, над, с.

Развивать диалогическую речь, ее интонационную выразительность.

Воспитывать продолжительность выдоха.

Развивать воображение, фантазию, память, логическое мышление через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов.

Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания животным.

Оборудование.

Фонограммы; макеты деревьев; картинки с изображением птиц, следов диких животных; игрушечный заяц; кормушка с разными крупами; корзина с муляжами моркови, рыбы, соли, шишек и косточки; волшебная палочка.

Ход занятия

Логопед. Дети, чтобы нас не покидало хорошее настроение, давайте подарим друг другу свои улыбки. Отгадайте загадку.

Дел у нее немало

Она белым одеялом
Всю землю укрывает
В лед реки убирает
Белит поля, дома
А зовут ее… (Зима)

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку по зимнему лесу. В путешествие пойдем не с пустыми руками, а с гостинцами. (Логопед показывает кормушку).

- Для кого лежат гостинца в кормушке? А в корзине для зверей.

Прежде чем попасть в зимний сказочный лес надо наполниться волшебной силой.

Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом -
Мы подуем высоко,

Дети поднимают руки вверх, встают на носки дуют

Мы подуем низко,
Руки перед собой, приседают и дуют.
Мы подуем далеко,
Руки перед собой, наклоняются вперед, дуют.
Мы подуем близко.
Кладут руки на грудь и дуют на них.

Логопед. Наполнились волшебной силой? Тогда в путь. Я взмахну волшебной палочкой, скажу заклинание, и мы с вами окажемся в сказочном зимнем лесу. Крибле-крабле-бумс.

А вот и тропинка.
По тропинке мы идем
Через кустики и кочки
Через ветки и пенечки
Очень долго мы шагали
Сейчас сядем, отдохнем
А потом опять пойдем. (Дети садятся на стульчики)

Ребенок.

Зима, хорошо, что ты пришла
У тебя, зима, мы спросим -
Что в подарок принесла?

Логопед. Об этом нам расскажут ее помощники, зимние месяцы. Назовите их.

1 ребенок.

Он пушистый серебристый
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь. (Снег)

2 ребенок.

Старик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
И стоять не велит.

3 ребенок.

Кручу, бурчу
Знать никого не хочу.

Логопед. А какие еще подарки принесла зима? (Сугробы, бураны, вьюги, снегопады, лед, иней)

- Для чего она принесла нам эти подарки? (Кататься на лыжах, санках, лепить снеговика, играть в снежки, строить снежную крепость)

- Как называется то, что вы сейчас перечислили? (Зимние забавы)

- Зима - это хорошо или плохо? (Ответы детей)

- Без чего не может быть зимы? (Без мороза, без снега, метели, вьюги, буранов, снегопадов, сугробов, льда и.т.д.)

- А чего не может быть зимой? (Грозы, цветущих лугов, радуги, листьев на деревьях, летающих бабочек, журчание ручейка, пение соловья)

А сейчас закончите предложение словом “зима” и повторите его полностью:

Мы ждали… (зиму)

Долго не было… (зимы)

Мы рады… (зиме)

Мы надели теплую одежду… (зимой)

Мы любим… (зиму)

Продолжим наше путешествие.

Вновь друг за другом мы пошли
Меж деревьями прошли,
В чащу леса мы зашли.

- Какие зимой деревья в лесу? (Деревья зимой в лесу голые. Но есть деревья, которые не сбрасывают своего наряда)

- Какие? (Сосна и ель - это хвойные деревья)

- Кого мы видим на деревьях? (Птиц)

- Назовите их. (Дятел, сорока, сова, снегирь, щегол, галка)

- Расскажите, что делают птицы. (Дятел сидит на дереве. Сорока летит над деревом. Сова выглядывает из дупла. Ворона под деревом. Снегирь летит к дереву. Галка улетает с дерева).

- Назовите этих птиц одним словом. (Зимующие)

- Как живется птицам зимой? Давайте поможем им и оставим приготовленные для них в кормушке гостинца.

Отправляемся дальше.

По тропинке мы пошли, и следы зверей нашли.

- Чьи это следы? (Заячьи, беличьи, волчьи, лисьи, лосиные)

- Какие животные их оставили? (Дикие)

- Каких животных называем дикими?

- Следы всех животных нашли мы сегодня в лесу? (Нет, еж, медведь в спячке)

- Посмотрите, кто это там спрятался за пенечком? (Заяц)

Ему холодно, голодно и страшно. Давайте поднимем ему настроение и назовем ласково. (зайчик, заюшка, зайчонок, заинька).

А теперь скажем ему комплименты. Подходим по очереди.

- Что вам в нем нравится? (Мне нравятся заячьи ушки, глазки, носик, ротик, мордочка, брюшко, облик, лапки, щечки, шубка, хвостик)

Животным, как и птицам, голодно в лесу, не всегда удается найти корм, поэтому мы им тоже приготовили угощения. Лакомства.

- Что такое лакомства?

Кому мы оставим морковку? (Морковь оставим зайцам.)

Кому оставим рыбу, орехи, косточку, соль? (Ответы детей)

Что мы оставили животным? (Лакомства)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Но пришла пора возвращаться в детский сад. Крибле-крабле-бумс.

Вам понравилось. Только не забывайте, что не только лесным жителям нужна наша помощь, но и животным которые живут в городе рядом с нами. Не забывайте насыпать корм в кормушки.

Ну, вот с волшебным зимнем лесом мы простились.

А за щедрость и уменья
Вам от зимы всем угощенье.