Цели.
Обобщать представления о типичных зимних изменениях в живой и неживой природе.
Обогащать лексику признаками, действиями, родственными словами, относительными и притяжательными прилагательными.
Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
Закреплять использование в речи, предлогов на, из, под, над, с.
Развивать диалогическую речь, ее интонационную выразительность.
Воспитывать продолжительность выдоха.
Развивать воображение, фантазию, память, логическое мышление через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов.
Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания животным.
Оборудование.
Фонограммы; макеты деревьев; картинки с изображением птиц, следов диких животных; игрушечный заяц; кормушка с разными крупами; корзина с муляжами моркови, рыбы, соли, шишек и косточки; волшебная палочка.
Ход занятия
Логопед. Дети, чтобы нас не покидало хорошее настроение, давайте подарим друг другу свои улыбки. Отгадайте загадку.
Дел у нее немало
Она белым одеялом
Всю землю укрывает
В лед реки убирает
Белит поля, дома
А зовут ее… (Зима)
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку по зимнему лесу. В путешествие пойдем не с пустыми руками, а с гостинцами. (Логопед показывает кормушку).
- Для кого лежат гостинца в кормушке? А в корзине для зверей.
Прежде чем попасть в зимний сказочный лес надо наполниться волшебной силой.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом -
Мы подуем высоко,
Дети поднимают руки вверх, встают на носки дуют
Мы подуем низко,
Руки перед собой, приседают и дуют.
Мы подуем далеко,
Руки перед собой, наклоняются вперед, дуют.
Мы подуем близко.
Кладут руки на грудь и дуют на них.
Логопед. Наполнились волшебной силой? Тогда в путь. Я взмахну волшебной палочкой, скажу заклинание, и мы с вами окажемся в сказочном зимнем лесу. Крибле-крабле-бумс.
А вот и тропинка.
По тропинке мы идем
Через кустики и кочки
Через ветки и пенечки
Очень долго мы шагали
Сейчас сядем, отдохнем
А потом опять пойдем. (Дети садятся на стульчики)
Ребенок.
Зима, хорошо, что ты пришла
У тебя, зима, мы спросим -
Что в подарок принесла?
Логопед. Об этом нам расскажут ее помощники, зимние месяцы. Назовите их.
1 ребенок.
Он пушистый серебристый
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
2 ребенок.
Старик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
И стоять не велит.
3 ребенок.
Кручу, бурчу
Знать никого не хочу.
Логопед. А какие еще подарки принесла зима? (Сугробы, бураны, вьюги, снегопады, лед, иней)
- Для чего она принесла нам эти подарки? (Кататься на лыжах, санках, лепить снеговика, играть в снежки, строить снежную крепость)
- Как называется то, что вы сейчас перечислили? (Зимние забавы)
- Зима - это хорошо или плохо? (Ответы детей)
- Без чего не может быть зимы? (Без мороза, без снега, метели, вьюги, буранов, снегопадов, сугробов, льда и.т.д.)
- А чего не может быть зимой? (Грозы, цветущих лугов, радуги, листьев на деревьях, летающих бабочек, журчание ручейка, пение соловья)
А сейчас закончите предложение словом “зима” и повторите его полностью:
Мы ждали… (зиму)
Долго не было… (зимы)
Мы рады… (зиме)
Мы надели теплую одежду… (зимой)
Мы любим… (зиму)
Продолжим наше путешествие.
Вновь друг за другом мы пошли
Меж деревьями прошли,
В чащу леса мы зашли.
- Какие зимой деревья в лесу? (Деревья зимой в лесу голые. Но есть деревья, которые не сбрасывают своего наряда)
- Какие? (Сосна и ель - это хвойные деревья)
- Кого мы видим на деревьях? (Птиц)
- Назовите их. (Дятел, сорока, сова, снегирь, щегол, галка)
- Расскажите, что делают птицы. (Дятел сидит на дереве. Сорока летит над деревом. Сова выглядывает из дупла. Ворона под деревом. Снегирь летит к дереву. Галка улетает с дерева).
- Назовите этих птиц одним словом. (Зимующие)
- Как живется птицам зимой? Давайте поможем им и оставим приготовленные для них в кормушке гостинца.
Отправляемся дальше.
По тропинке мы пошли, и следы зверей нашли.
- Чьи это следы? (Заячьи, беличьи, волчьи, лисьи, лосиные)
- Какие животные их оставили? (Дикие)
- Каких животных называем дикими?
- Следы всех животных нашли мы сегодня в лесу? (Нет, еж, медведь в спячке)
- Посмотрите, кто это там спрятался за пенечком? (Заяц)
Ему холодно, голодно и страшно. Давайте поднимем ему настроение и назовем ласково. (зайчик, заюшка, зайчонок, заинька).
А теперь скажем ему комплименты. Подходим по очереди.
- Что вам в нем нравится? (Мне нравятся заячьи ушки, глазки, носик, ротик, мордочка, брюшко, облик, лапки, щечки, шубка, хвостик)
Животным, как и птицам, голодно в лесу, не всегда удается найти корм, поэтому мы им тоже приготовили угощения. Лакомства.
- Что такое лакомства?
Кому мы оставим морковку? (Морковь оставим зайцам.)
Кому оставим рыбу, орехи, косточку, соль? (Ответы детей)
Что мы оставили животным? (Лакомства)
Вот и подошло к концу наше путешествие. Но пришла пора возвращаться в детский сад. Крибле-крабле-бумс.
Вам понравилось. Только не забывайте, что не только лесным жителям нужна наша помощь, но и животным которые живут в городе рядом с нами. Не забывайте насыпать корм в кормушки.
Ну, вот с волшебным зимнем лесом мы простились.
А за щедрость и уменья
Вам от зимы всем угощенье.