Цель: познакомить учащихся со способами Рубки метала на плите. Научить выполнять операцию рубка металла на плите разными способами. Формировать технологические знания и умения в процессе изучения и практических действий. Воспитать аккуратность, точность, дисциплину и культуру труда.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного контроль и коррекция технологических знаний и умений).
Методы обучения: устный опрос; рассказ; демонстрация наглядных пособий; показ приёмов работы; упражнения учащихся; работа с учебником, рабочей тетрадью; выставка работ учащихся; практическая работа.
Материально-техническое обеспечение: оборудование учебной мастерской; учебные таблицы и плакаты; технологические и операционные карты; технологический стенд; комплекты инструментов для рубки; учебник.
Оформление доски: Тема урока. Новые слова (отрубить, разрубить, вырубить).
Ход урока
I. Организационно-подготовительная часть.
- Приветствие учителя
- Контроль посещаемости
- Проверка готовности учащихся к уроку
- Сообщение темы и целей урока.
II. Теоретическая часть.
1. Повторение пройденного материала
Вопросы.
- Для чего применяется рубка?
(Используется в том случае, если требуется отрубить от полосовой или листовой стали какую-то часть, разрубить пруток проволоки, вырубить отверстие)
- Какие инструменты применяются при рубке металла?
(Слесарное зубило, молоток)
2. Изложение нового материла
План рассказа:
- способы рубки металла;
- инструменты для рубки металла;
- приемы работы молотком и зубилом;
- правила безопасности при рубке металла.
На уроках слесарного дела приходиться очень часто отрубать, разрубать, разрубать материал и вырубать в нем отверстия.
1. Если от листа металла отделяют небольшую заготовку, эта операция называется отрубанием.
Если же лист или полосу материала разделяют на отдельные части, эта операция называется разрубание.
Когда в заготовке или в листе металла нужно получить отверстие с помощью зубила, эту работу называют вырубанием.
Сейчас рассмотрим другой способ рубки - рубка на плите. Заготовку при этом не зажимают в тисках, а кладут на плиту. Эту операцию используют в том случае, если заготовку (обычно большого размера) нельзя закрепить в тисках
2. Инструменты для рубки металла. Слесарное зубило – основной инструмент для рубки металла. Зубило состоит из рабочей, средней и ударной части, на рабочей части имеется лезвие, которым срубают металл. Затачивают лезвие на точиле. Толщина рабочей части 20-30 мм.
За среднею часть зубило при работе держат рукой, а по ударной части наносят удары молотком.
Слесарные молотки бывают с квадратными и круглыми бойками. Масса молотка – 200, 400 и 600 г. Ручки молотков делают из древесины твердых парод (бука, клена, береза). Длина ручки зависит от массы молотка и составляет 250–350 мм.
3. Большое влияние на качество и скорость рубки оказывает замах молотком.
Замах молотком может быть кистевым, локтевым, и плечевым. При кистевом замахе удар осуществляется только за счет силы кисти руки, при локтевом – кисти и локтя, а при плечевом – за счет кисти, локтя и плеча. Плечевой удар самый сильный.
4. Правила безопасности. Чтобы избежать при рубке несчастных случаев, надо выполнять следующие основные правила. Перед работой необходимо проверить, исправны ли инструменты, надеть очки и застегнуть халат на все пуговицы. Во время работы удары молотком надо наносить уверенно и сильно.
К концу рубки надо уменьшать силу удара и следить, чтобы отрубаемая часть не отлетела в сторону.
III. Тренировочные упражнения
1. Организация рабочего места (учащиеся выполняют упражнение каждый на своем рабочем месте).
2. Вводный инструктаж
3. Приемы работы молотком, замах молотка кистевым, локтевым и плечевым способом (наглядная демонстрация).
4. Комбинированная работа молотком и зубилом, правильный хват рукой зубило, удары молотком по ударной части зубила кистевым, локтевым, и плечевым способами.
IV. Закрепление изученного на уроке.
Работа в тетрадях.
Заголовок рубка метала на плите. Способы рубки.
Записать: слова в словарь отрубить, разрубить, вырубить
Чертеж заготовки.
V. Практическая работа.
Рубка металлической пластины прямоугольной формы размером 15x5 см.
1. Организация рабочего места (учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте, для выполнения работы имеется все необходимое оборудование).
2. Вводный инструктаж.
Задание.
1. Подготовить прямоугольную заготовку размером 15х5 см.
2. Нанести разметку на заготовку.
3. Выполнить операцию отрубание. От прямоугольной пластины отрубить заготовку шириной 5 см.
- обработка краев заготовки напильником,
- убрать заусенцы.
4. Выполнить операцию разрубание. Из отрубленной заготовки произвести разрубание заготовки на 5 мелких частей шириной 1 см.
5. Выполнить операцию вырубание. На заготовке размером 10х5 см вырубить окно размером 4х3 см:
- зачистить поверхность заготовки;
- убрать заусенцы;
- обработать края заготовки напильником;
- исправление ошибок
6. При работе соблюдайте правила техники безопасности.
3. Текущий инструктаж.
Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения и контроль за:
- организацией рабочего места;
- соблюдение правил техники безопасности;
- соблюдение технологии выполнения работ;
- оказание своевременной помощи;
- ответы на возникающие вопросы.
4. Заключительный инструктаж.
- оценка результатов работы учащихся;
- выбор лучших работ;
- разбор допущенных ошибок и анализ причин;
- разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в ОПТ.
VI. Итоговая часть
1. Установка на следующий урок.
2. Выставление оценок.
3. Уборка рабочих мест и приведение учащихся в порядок.