Урок математики по теме "Прибавление числа 3". 1-й класс

Разделы: Математика

Класс: 1


Цель урока: познакомить с приемом прибавления числа три с переходом через десяток.

Задачи.

1. Сформировать умения прибавлять число 3 с переходом через десяток.
2. Работать над вычислительными навыками.
3. Закреплять знания о составе чисел.
4. Развивать умение анализировать, обобщать учебный материал.
5. Развивать интерес к предмету.
6. Формировать умение работать в паре, воспитывать культуру общения.

Оборудование: карточки для работы в паре, фишки, линейки, мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь, 
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все. (Солнце)

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось
Лучик теплый, золотой,
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать,
И в учебе помогать.

Сегодня в гостях у нас солнышко. Оно радо встрече с вами и посылает вам свои теплые лучи.

2. Устный счет. 

– Без математической разминки нам не обойтись.

– Как можно прибавлять число 1? (Чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число.)

– Как можно вычитать число 1? (Чтобы из числа вычесть 1, можно назвать предыдущее при счете число.)

– Как можно прибавлять число 2? (Чтобы к числу прибавить 2, можно назвать по порядку два следующих за ним при счете числа.)

– Как можно вычитать число 2? (Чтобы из числа вычесть 2, можно назвать по порядку два предыдущих при счете числа.)

- Посмотрите у вас на партах лежат карточки с примерами . Вы должны решить и обменяться с соседом по парте. Проверить и оценить работа соседа с помощью зеленого и красного карандаша.

- Поднимите зеленые карандаши. (Молодцы ребята, вы справились с заданием)

- Поднимите красные карандаши. (Будьте внимательнее)

3. Подготовительный этап. 

– А сейчас внимание ребята – решаем задачи в стихах.

1) В класс вошла Марина,
А за ней Арина.
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?

Д. Трое ребят.

У. Как получили ответ 3? (1+1+1 =3)

2) На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? 
У кого ответ готов?

Д. Петухов стало 3?

У. Как получили 3? (1+2=3)

3) Ежик по лесу шел.
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?

У. Сколько будет грибов в плетеной корзине?

Д. 3 гриба в корзине.

У. Как получили 3? (2+1=3)

1+1+1=3

1+2=3

2+1=3

– Посмотрите внимательно на ответы этих задач?

– Что можно сказать про ответы этих задач (3)

– На какое действия эти задачи.? (+) 

– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?

(Учащиеся формулируют тему урока “Прибавление числа 3.)

- Число 3 будет дружить с математическим знаком + .

- Мы будем прибавлять число 3 к другим числам.

- Посмотрите на экран: СЛАЙД,

1. Сколько уток плавает в озере?
2. Сколько уток приплыло?
3. Сколько стало?
4. Как они приплывали в озере? 

- Мы вспомнили что входит в состав числа 3.

- А сейчас запишем в тетрадях число 3.

- Посмотрите на доску:

3 33 … …. (сначала 3 потом два раза три. Как можно дальше продолжить запись?)

- Сейчас мы с вами рассмотрим, как можно прибавлять число 3, (а мы можем прибавлять по частям) 6+3=

- Как вы получили 9?

- Как по другому можно сложить?

- Как можно разложить число 3?

3 - это 1 и 1 и 1

6+3=9

6+3=9

6+3=9

4. Работа над новым материалом.

2) 9 + 3 = 12 – новый случай сложения. Запомнить!

– Ребята, если в результате сложения должно получиться число, больше 10, то число, которое прибавляют, стараются разбить на две части так, чтобы при прибавлении первой из них получить число 10, затем к 10 прибавить вторую часть.

– Почему нужно получить 10? (К 10 легко прибавить любое число.)

– Какими способами можно прибавить 3 к числу? (С помощью линейки, счетных палочек, по частям.)

Давайте посмотрим как можно это сделать по линейке.

8 + 3 = 1. (Слайд с линейкой)

Физминутка

6. Работа в тетрадях. 

- Задание на доске (по одному выходят и записывают примеры с объяснением).

9+3=12   6+3=9   4+3=7
7+3=10   8+3=11   5+3=8

– Найдем сумму трех и девяти. Так как складывать числа можно в любом порядке, то прибавляем к девяти три: девять и один – десять, десять и два – двенадцать.

– Сложим числа 7 и 3. Три это 2 и 1.

– Значит, 7 + 3 равно 10 ..

Работа в группах:

- Я даю примеры, а вы по цепочке решите.

- У кого получился ответ 14 встали, давайте похлопаем и порадуемся, что они справились с заданием.

8. Решение задач. 

С. 48, з.8, 9.

Задача 7 (1)

– Чтение задачи учениками про себя.

– Чтение задачи учителем.

– Какой вопрос придумали к задаче?

Д. Сколько пуговиц пришила бабушка и внучка вместе?

– О ком говорится в задаче?

– Сколько пуговиц пришила бабушка?

– Сколько пуговиц пришила внучка?

– Что надо узнать в задаче?

– Каким действием будем решать задачу?

– Запишите решение задачи в тетрадь.

8+3=11 (п.)

Ответ: 11 пуговиц.

Задача 8 (2)

– О ком говорится в задаче?

– Сколько тарелок вымыла мама?

– Сколько тарелок вымыла дочка?

– Что надо узнать в задаче?

– Каким действием будем решать задачу?

– Запишите решение в тетрадь.

7 + 3 = 10(т.)

Ответ: 10 тарелок.

Самостоятельная работа

Вариант 1

3+3 * 7
9 * 5+3 
7+3 * 8+2

Вариант 2

6+3  * 7
6 * 9+3
1+3 * 10+3

6. Итог урока.

– Какое число мы учились сегодня прибавлять к числам?

– Как можно прибавить число3?

– Солнышко вам улыбалось и грело весь урок, а теперь вы покажите свое солнышко.

– Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали на уроке хорошо, то нарисуйте улыбку.

– А если наоборот, то нарисуйте грустное выражение лица.

– Солнышко благодарит вас за работу.

Д. Мы старались очень слушать и решать,
Наш урок окончен, можно отдыхать?

У. Урок окончен, можно отдыхать!