Цель урока: познакомить с приемом прибавления числа три с переходом через десяток.
Задачи.
1. Сформировать умения прибавлять число 3 с
переходом через десяток.
2. Работать над вычислительными навыками.
3. Закреплять знания о составе чисел.
4. Развивать умение анализировать, обобщать
учебный материал.
5. Развивать интерес к предмету.
6. Формировать умение работать в паре,
воспитывать культуру общения.
Оборудование: карточки для работы в паре, фишки, линейки, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все. (Солнце)
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось
Лучик теплый, золотой,
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать,
И в учебе помогать.
Сегодня в гостях у нас солнышко. Оно радо встрече с вами и посылает вам свои теплые лучи.
2. Устный счет.
– Без математической разминки нам не обойтись.
– Как можно прибавлять число 1? (Чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число.)
– Как можно вычитать число 1? (Чтобы из числа вычесть 1, можно назвать предыдущее при счете число.)
– Как можно прибавлять число 2? (Чтобы к числу прибавить 2, можно назвать по порядку два следующих за ним при счете числа.)
– Как можно вычитать число 2? (Чтобы из числа вычесть 2, можно назвать по порядку два предыдущих при счете числа.)
- Посмотрите у вас на партах лежат карточки с примерами . Вы должны решить и обменяться с соседом по парте. Проверить и оценить работа соседа с помощью зеленого и красного карандаша.
- Поднимите зеленые карандаши. (Молодцы ребята, вы справились с заданием)
- Поднимите красные карандаши. (Будьте внимательнее)
3. Подготовительный этап.
– А сейчас внимание ребята – решаем задачи в стихах.
1) В класс вошла Марина,
А за ней Арина.
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
Д. Трое ребят.
У. Как получили ответ 3? (1+1+1 =3)
2) На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Д. Петухов стало 3?
У. Как получили 3? (1+2=3)
3) Ежик по лесу шел.
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
У. Сколько будет грибов в плетеной корзине?
Д. 3 гриба в корзине.
У. Как получили 3? (2+1=3)
1+1+1=3
1+2=3
2+1=3
– Посмотрите внимательно на ответы этих задач?
– Что можно сказать про ответы этих задач (3)
– На какое действия эти задачи.? (+)
– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
(Учащиеся формулируют тему урока “Прибавление числа 3.)
- Число 3 будет дружить с математическим знаком + .
- Мы будем прибавлять число 3 к другим числам.
- Посмотрите на экран: СЛАЙД,
1. Сколько уток плавает в озере?
2. Сколько уток приплыло?
3. Сколько стало?
4. Как они приплывали в озере?
- Мы вспомнили что входит в состав числа 3.
- А сейчас запишем в тетрадях число 3.
- Посмотрите на доску:
3 33 … …. (сначала 3 потом два раза три. Как можно дальше продолжить запись?)
- Сейчас мы с вами рассмотрим, как можно прибавлять число 3, (а мы можем прибавлять по частям) 6+3=
- Как вы получили 9?
- Как по другому можно сложить?
- Как можно разложить число 3?
3 - это 1 и 1 и 1
6+3=9
6+3=9
6+3=9
4. Работа над новым материалом.
2) 9 + 3 = 12 – новый случай сложения. Запомнить!
– Ребята, если в результате сложения должно получиться число, больше 10, то число, которое прибавляют, стараются разбить на две части так, чтобы при прибавлении первой из них получить число 10, затем к 10 прибавить вторую часть.
– Почему нужно получить 10? (К 10 легко прибавить любое число.)
– Какими способами можно прибавить 3 к числу? (С помощью линейки, счетных палочек, по частям.)
Давайте посмотрим как можно это сделать по линейке.
8 + 3 = 1. (Слайд с линейкой)
Физминутка
6. Работа в тетрадях.
- Задание на доске (по одному выходят и записывают примеры с объяснением).
9+3=12 | 6+3=9 | 4+3=7 | ||
7+3=10 | 8+3=11 | 5+3=8 |
– Найдем сумму трех и девяти. Так как складывать числа можно в любом порядке, то прибавляем к девяти три: девять и один – десять, десять и два – двенадцать.
– Сложим числа 7 и 3. Три это 2 и 1.
– Значит, 7 + 3 равно 10 ..
Работа в группах:
- Я даю примеры, а вы по цепочке решите.
- У кого получился ответ 14 встали, давайте похлопаем и порадуемся, что они справились с заданием.
8. Решение задач.
С. 48, з.8, 9.
Задача 7 (1)
– Чтение задачи учениками про себя.
– Чтение задачи учителем.
– Какой вопрос придумали к задаче?
Д. Сколько пуговиц пришила бабушка и внучка вместе?
– О ком говорится в задаче?
– Сколько пуговиц пришила бабушка?
– Сколько пуговиц пришила внучка?
– Что надо узнать в задаче?
– Каким действием будем решать задачу?
– Запишите решение задачи в тетрадь.
8+3=11 (п.)
Ответ: 11 пуговиц.
Задача 8 (2)
– О ком говорится в задаче?
– Сколько тарелок вымыла мама?
– Сколько тарелок вымыла дочка?
– Что надо узнать в задаче?
– Каким действием будем решать задачу?
– Запишите решение в тетрадь.
7 + 3 = 10(т.)
Ответ: 10 тарелок.
Самостоятельная работа
Вариант 1
3+3 * 7
9 * 5+3
7+3 * 8+2
Вариант 2
6+3 * 7
6 * 9+3
1+3 * 10+3
6. Итог урока.
– Какое число мы учились сегодня прибавлять к числам?
– Как можно прибавить число3?
– Солнышко вам улыбалось и грело весь урок, а теперь вы покажите свое солнышко.
– Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали на уроке хорошо, то нарисуйте улыбку.
– А если наоборот, то нарисуйте грустное выражение лица.
– Солнышко благодарит вас за работу.
Д. Мы старались очень слушать и решать,
Наш урок окончен, можно отдыхать?
У. Урок окончен, можно отдыхать!