Урок истории по теме "Русско-японская война". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели урока:

  • познакомить учащихся с событиями русско-японской войны;
  • развивать навыки работы учащихся с учебником и тетрадкой;
  • показать героизм русских солдат и моряков в ходе войны;
  • способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Оформление урока:

  • оформление стенда “Русско-японская война”;
  • презентация;
  • учебник Данилов А.А. Косулина Л.Г. Брандт М.Ю. “История России. 20-начало 21 века”. Москва. “Просвещение”, 2005.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Русско-японской войне.

План урока будет следующий:

1) Основные направления внешней политики России на рубеже веков

2) Отношение к войне в правящих кругах.

3) Начало русско-японской войны.

4) Падение Порт-Артура.

5) Ход военных действий в 1905 году.

6) Окончание войны. (Слайд № 2). Презентация

Давайте определим основные направления внешней политики России на рубеже веков, смотрим учебник с.29 и выписываем в тетрадь.

Учащиеся читают свои записи в тетради. (Слайд № 3)

Учитель: Военным министром в это время был Куропаткин А.Н. (Слайд № 4).

В1899 году в г. Гаага (Голландия) по инициативе Николая II состоялась международная конференция.

Какие решения были приняты на ней? Смотрим уч. с. 30 1 абз.

В целом замыслы России на конференции осуществились не полностью.

Отметили основные направления внешней политики России. Эти направления взаимосвязаны между собой: нужен мир в Европе, чтобы проводить активную политику на Дальнем Востоке.

На Дальнем Востоке у России были свои цели. (Слайд № 6)

Учащиеся задачи записывают в тетрадь.

Учитель: Интересы России на Дальнем Востоке столкнулись с интересами Японии.

Цели Японии на Дальнем Востоке. (Слайд № 7)

Учащиеся задачи записывают в тетрадь.

Учитель: В отношении политики России на Дальнем Востоке в правящих кругах были две разные точки зрения.

Витте С.Ю. совершил поездку по Дальнему Востоку и сделал вывод, что Россия к войне с Японией не готова. Он выступал за усиление позиций России в Китае через экономику. (Слайд № 8)

Этой же точки зрения придерживался и военный министр Куропаткин А.Н.

Другая группировка, которая получила название “безобразовская клика” выступала за войну (Слайд № 9). Во главе этой группировки стоял статс-секретарь Безобразов А.М.

Эту точку зрения поддерживал и министр внутренних дел Плеве В.К.

Он выступал “за маленькую, но победоносную войну”. (Слайд № 10)

Учащиеся со слайдов пишут текст в тетрадь.

Учитель: И так Россия предприняла попытку усилить свое экономическое влияние в Китае и в зависимой от Китая Корее.

В 1903 г. Япония предъявила России ультиматум: не вмешиваться в корейские дела, признать эту территорию сферой влияния Японии.

Россия была согласна пойти на уступки, однако, японские телеграфисты задержали её официальный ответ.

Япония использовала это в своих интересах.

Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и в ночь на

9 февраля 1905 года японские корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре.

Так началась Русско-японская война.

В этот же день произошло ещё одно событие, может быть, не столь важное в истории войны, но оставшееся в памяти народа как пример мужества и верности долгу.

Сообщение учащихся о подвиге крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец”. (Слайды № 11, 12)

Учащиеся записываю в тетради название крейсера и лодки.

Учитель: В феврале 1904 года командующим Тихоокеанской эскадрой в г. Порт-Артуре был назначен вице-адмирал Макаров С.О. (Слайд № 13). Прибыв на место, Макаров Степан Осипович энергично взялся за дело: несколько раз выводил эскадру в море, укрепил гавань, организовал несколько рейдов на коммуникации неприятеля. Но трагическая случайность перечеркнула все достигнутые результаты. Что за случайность?

Учащиеся читают по учебнику с. 31 3 абз. и отвечают на вопрос, делают запись в тетрадь “На флагманском корабле вместе с Макаровым О.С. подорвался на мине художник – баталист Верещагин В.В.”

Учитель: Крупным событием в ходе войны была борьба за Порт-Артур.

Сообщение учащегося об обороне и падении Порт-Артура (сообщение сопровождается показом слайдов № 14, 15).

Учащиеся делают запись в тетрадь.

Учитель: Падение Порт-Артура вызвало взрыв негодования в России, приблизив 1 русскую революцию. Чтобы успокоить общественное мнение, правительство требовало от военного командования предпринять наступление.

Русское командование стало готовиться к Мукденскому сражению.

Но постоянные поражения, большие жертвы, бессмысленное сидение в окопах, холод, отсутствие медицинской помощи плохо влияли на настроения в армии.

Вновь прибывшие солдаты из России рассказывали о начавшейся революции.

Сражение под Мукденом происходило в феврале марте 1905 года. В нем принимало участие более 650 тыс. человек с двух сторон. Протяженность фронта составила около 100 км. По тем временам это было невиданное сражение. Несмотря на героизм русских солдат, Куропаткин А.Н. отдал приказ об отступлении. Потери русских в этом сражении составили около 120 тыс. (Слайд № 16)

Последним аккордом войны стало Цусимское морское сражение.

Сообщение учащегося о сражении. (Слайд № 17)

Ученики делают запись в тетради.

Учитель: В Россия и Япония были обессилены войной. США и Англия помогали Японии, но теперь были обеспокоены усилением Японии на Дальнем Востоке. Сильный соперник в Тихом океане им был не нужен ни в лице России, ни в лице Японии.

Россия и Япония готовы были подписать мирный договор, который и был подписан 23 августа 1905 г. в городке Портсмуте (США). (Слайд № 18)

Условия договора (слайд № 19):

Россия отдала Японии город Дальний

Россия потеряла свое влияние в Корее и Южной Маньчжурии

Россия заплатила за содержание русских пленных.

Учащиеся делают записи в тетради.

Учитель: Какие еще условия включал Портсмутский мирный договор? Смотрим уч. с. 33 4 абз.

Учащиеся делают записи в тетради.

Учитель: Домашнее задание: параграф 4 читать и пересказывать, знать записи в тетради. (Слайд № 20)

Учащиеся делают записи в дневнике.