Цели урока:
- познакомить учащихся с событиями русско-японской войны;
- развивать навыки работы учащихся с учебником и тетрадкой;
- показать героизм русских солдат и моряков в ходе войны;
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
Оформление урока:
- оформление стенда “Русско-японская война”;
- презентация;
- учебник Данилов А.А. Косулина Л.Г. Брандт М.Ю. “История России. 20-начало 21 века”. Москва. “Просвещение”, 2005.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Русско-японской войне.
План урока будет следующий:
1) Основные направления внешней политики России на рубеже веков
2) Отношение к войне в правящих кругах.
3) Начало русско-японской войны.
4) Падение Порт-Артура.
5) Ход военных действий в 1905 году.
6) Окончание войны. (Слайд № 2). Презентация
Давайте определим основные направления внешней политики России на рубеже веков, смотрим учебник с.29 и выписываем в тетрадь.
Учащиеся читают свои записи в тетради. (Слайд № 3)
Учитель: Военным министром в это время был Куропаткин А.Н. (Слайд № 4).
В1899 году в г. Гаага (Голландия) по инициативе Николая II состоялась международная конференция.
Какие решения были приняты на ней? Смотрим уч. с. 30 1 абз.
В целом замыслы России на конференции осуществились не полностью.
Отметили основные направления внешней политики России. Эти направления взаимосвязаны между собой: нужен мир в Европе, чтобы проводить активную политику на Дальнем Востоке.
На Дальнем Востоке у России были свои цели. (Слайд № 6)
Учащиеся задачи записывают в тетрадь.
Учитель: Интересы России на Дальнем Востоке столкнулись с интересами Японии.
Цели Японии на Дальнем Востоке. (Слайд № 7)
Учащиеся задачи записывают в тетрадь.
Учитель: В отношении политики России на Дальнем Востоке в правящих кругах были две разные точки зрения.
Витте С.Ю. совершил поездку по Дальнему Востоку и сделал вывод, что Россия к войне с Японией не готова. Он выступал за усиление позиций России в Китае через экономику. (Слайд № 8)
Этой же точки зрения придерживался и военный министр Куропаткин А.Н.
Другая группировка, которая получила название “безобразовская клика” выступала за войну (Слайд № 9). Во главе этой группировки стоял статс-секретарь Безобразов А.М.
Эту точку зрения поддерживал и министр внутренних дел Плеве В.К.
Он выступал “за маленькую, но победоносную войну”. (Слайд № 10)
Учащиеся со слайдов пишут текст в тетрадь.
Учитель: И так Россия предприняла попытку усилить свое экономическое влияние в Китае и в зависимой от Китая Корее.
В 1903 г. Япония предъявила России ультиматум: не вмешиваться в корейские дела, признать эту территорию сферой влияния Японии.
Россия была согласна пойти на уступки, однако, японские телеграфисты задержали её официальный ответ.
Япония использовала это в своих интересах.
Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и в ночь на
9 февраля 1905 года японские корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре.
Так началась Русско-японская война.
В этот же день произошло ещё одно событие, может быть, не столь важное в истории войны, но оставшееся в памяти народа как пример мужества и верности долгу.
Сообщение учащихся о подвиге крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец”. (Слайды № 11, 12)
Учащиеся записываю в тетради название крейсера и лодки.
Учитель: В феврале 1904 года командующим Тихоокеанской эскадрой в г. Порт-Артуре был назначен вице-адмирал Макаров С.О. (Слайд № 13). Прибыв на место, Макаров Степан Осипович энергично взялся за дело: несколько раз выводил эскадру в море, укрепил гавань, организовал несколько рейдов на коммуникации неприятеля. Но трагическая случайность перечеркнула все достигнутые результаты. Что за случайность?
Учащиеся читают по учебнику с. 31 3 абз. и отвечают на вопрос, делают запись в тетрадь “На флагманском корабле вместе с Макаровым О.С. подорвался на мине художник – баталист Верещагин В.В.”
Учитель: Крупным событием в ходе войны была борьба за Порт-Артур.
Сообщение учащегося об обороне и падении Порт-Артура (сообщение сопровождается показом слайдов № 14, 15).
Учащиеся делают запись в тетрадь.
Учитель: Падение Порт-Артура вызвало взрыв негодования в России, приблизив 1 русскую революцию. Чтобы успокоить общественное мнение, правительство требовало от военного командования предпринять наступление.
Русское командование стало готовиться к Мукденскому сражению.
Но постоянные поражения, большие жертвы, бессмысленное сидение в окопах, холод, отсутствие медицинской помощи плохо влияли на настроения в армии.
Вновь прибывшие солдаты из России рассказывали о начавшейся революции.
Сражение под Мукденом происходило в феврале марте 1905 года. В нем принимало участие более 650 тыс. человек с двух сторон. Протяженность фронта составила около 100 км. По тем временам это было невиданное сражение. Несмотря на героизм русских солдат, Куропаткин А.Н. отдал приказ об отступлении. Потери русских в этом сражении составили около 120 тыс. (Слайд № 16)
Последним аккордом войны стало Цусимское морское сражение.
Сообщение учащегося о сражении. (Слайд № 17)
Ученики делают запись в тетради.
Учитель: В Россия и Япония были обессилены войной. США и Англия помогали Японии, но теперь были обеспокоены усилением Японии на Дальнем Востоке. Сильный соперник в Тихом океане им был не нужен ни в лице России, ни в лице Японии.
Россия и Япония готовы были подписать мирный договор, который и был подписан 23 августа 1905 г. в городке Портсмуте (США). (Слайд № 18)
Условия договора (слайд № 19):
Россия отдала Японии город Дальний
Россия потеряла свое влияние в Корее и Южной Маньчжурии
Россия заплатила за содержание русских пленных.
Учащиеся делают записи в тетради.
Учитель: Какие еще условия включал Портсмутский мирный договор? Смотрим уч. с. 33 4 абз.
Учащиеся делают записи в тетради.
Учитель: Домашнее задание: параграф 4 читать и пересказывать, знать записи в тетради. (Слайд № 20)
Учащиеся делают записи в дневнике.