Методическая разработка познавательно-игровой программы "Как на Руси Новый год отмечали"

Разделы: Начальная школа


Ход мероприятия

Зал оформлен к Новому году. В углу стоит наряженная ёлка. Детей разделили на команды по 6человек. Команды сидят за столами.

Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости! Через несколько дней наступит Новый год. У Деда Мороза в эти дни много дел: нужно приготовить подарки, проверить, все ли ребята хорошо себя вели и заслужили подарки. Дедушка не смог прийти к нам на праздник и прислал видео обращение.

На экране появляется Дед Мороз.

Всем, кто видит меня и кто слышит,
Шлю я свой новогодний привет.
Вся природа зимою уж дышит,
И прекраснее праздника нет!
Я весь год вам готовил подарки,
Чтоб потом не забыть никого.
Как гирлянды засветятся ярко
В руки вам из мешка моего
Полетят вдруг подарки на счастье.
Будут радость, веселье дарить.
Но пока есть минута в запасе,
Вас хотел бы, ребята спросить:
Может кто-то сейчас мне расскажет,
Сколько лет прихожу к вам домой?
Кто-то знает и кто-то подскажет:
А всегда Новый год был зимой?
Вам на эти вопросы ответят
И расскажут всё чудо-часы.
Они знают все сказки на свете
И всю правду, о чём не спроси.
Поудобней садитесь, ребята,
Начинают часы свой рассказ:
На Руси как встречали когда-то
Этот праздник задолго до нас.

Песня "Тик-так" (муз. Муз А. Варламова, сл. Р. Паниной).

Выходят 2 ученика в костюмах “Часы”

1. Мы начинаем свой рассказ,
И вот специально, лишь для вас,
Назад мы стрелки повернем
И что на праздник предки ели.

2. И время прошлое вернем.
Уйдем назад мы не на год,
А лет, так скажем, на пятьсот.
И в те далекие века

3. Узнаем мы, как и когда
Встречали люди Новый Год,

4. И как водили хоровод,
Какие песни хором пели.

Появляются ребята в русских народных костюмах.

1 ученик.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

2 ученик. Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на дворе: просто тёплое лето сменялось дождливой осенью, за ней приходила снежная зима, а после долгих холодов звенели ручьи. Одни народы считали, сколько они встретили вёсен, другие — сколько смогли пережить суровых зим.

3 ученик. В глубокой древности на Руси было принято отмечать наступление нового года весной. Считалось, что после долгой зимней спячки весной рождается год, а зимой он умирает. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась 22 марта, в день весеннего солнцестояния. С 10 века по 15 век Новый год на Руси стали отмечать 1 марта. Символом рождения нового года служило вишневое деревце - его ветки приносили 1 марта в дома.

4 ученик. Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. Жгли обрядовые костры. Костры приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению матери сырой земли. В кострах сжигали все старые вещи, через них прыгали - кто через костёр прыгнет, будет счастливым, здоровым и сильным целый год! Вокруг изб водили хороводы. Песнями и плясками встречали на Руси новый год.

Танец "Как у наших, у ворот" (русская народная песня).

6 ученик. Чтобы закликать весну, выпекали из теста “жаворонков”, “куликов”, дети забирались с ними на крыши сараев, на деревья и призывали теплую раннюю весну. Давайте попробуем вылепить "жаворонков" из солёного теста.

Группа ребят проводит мастер-класс для гостей (на каждый стол ставится поднос с комочками солёного теста (по количеству детей за столом), сухим горохом, одноразовыми тарелками, салфетками для рук):

- Разделите комочек солёного теста на две части. Из одной части скатайте в виде колбаски и свяжите её жгутом, приплюснете хвост. Вторую часть теста тоже разделите пополам: из одного комочка скатайте голову, вылепите клюв, а другого комочка слепите 2 крыла. Вместо глаз вставьте горох. “Жаворонок” готов! Теперь можно и весну кликать!

Выходит группа ребят с “жаворонками” в руках.

1-ый ребёнок.

Благослави, мати, зиму провожати,
Зиму провожати, весну заклинати.
Пусть весна уходит впрок,
Весну пустит на порог!

2-ой ребёнок.

Чувиль, чувиль, жавороночек,
Прилети к огням, принеси ты нам
Весну-красну, красно солнышко,
Тёпло летушко, зелёный покос.

3-ий ребёнок.

Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите.
Принесите весну
На своём хвосту,
На сохе, на бороне,
На овсяном снопе.

4-ый ребёнок.

Птичка-ключница,
Прилети к нам из-за моря,
Принеси нам два ключа,
Два ключа золотые.
Отомкни весну тёплую,
Замкни зиму холодную.

7 ученик. Вечером на посиделках пели, танцевали, играли. Давайте поиграем в народную игру "Гори, гори, ясно!".

Колокольцы, бубенцы-
Выходите, удальцы!
Поиграйте, не ленитесь,
Колокольчиком звените!

Игра "Гори, гори ясно".

Дети встают парами, в колонну, друг за другом. Впереди стоит ведущий с колокольчиком.

Все поют:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Колокольчика звенят:
Диги-дон, диги-дон,
Выбегай из круга вон!

На последнем слове последняя пара бежит вперёд, кто первым схватит колокольчик, тот и ведущий.

8 ученик. С 15-ого века Новый год на Руси стали отмечать 1-ого сентября. Сентябрь – месяц, когда собирали урожай. Вся семья собиралась вместе за столом, устраивался пир. На столе обязательно должны были быть овсяная каша, яйца, творог, мед, вино из ягод, оленина или говядина. Чашу с вином пускали по кругу, славили богов.

9 ученик. В полночь раздавался пушечный выстрел, начинали торжественно звонить колокола, люди поздравляли друг друга, троекратно целовались и желали друг другу всяческих благ в Новом году. В честь праздника принято было украшать лентами берёзку - самое любимое на Руси дерево. Затем водили игры, хороводы.

Хоровод "Во поле берёзка стояла" (русская народная песня).

Ведущий.  Давайте разучим ещё одну русскую народную игру “Заплети косу”.

На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый участник команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу.

10 ученик. С 1700 года запрещено было отмечать Новый год 1 сентября. Царь Петр издал указ отмечать Новый год с Рождества Христова. Россиянам было велено ставить у своих ворот украшения из ветвей елей и можжевельника. 1 января нужно поздравлять всех с праздником. Вечером, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, каждый должен был на своем дворе выстрелить по 3 раза из пушек или ружей и выпустить несколько ракет.

11 ученик. 1 января 1700 года сам царь Петр первый пустил ракету, которая, возвестила народу о наступление нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Москве... В темном небе вспыхивали разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Устраивались новогодние балы-карнавалы. Петр I следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

Танец "На балу" (“Волшебный бал” муз. А. Варламова).

12 ученик. Новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник — Коляда или Святки. Коляда — от уменьшительно-ласкательного “коло”, обозначающего солнце-младенца. Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. Коляду справляли с 25 декабря по 6 января.

13 ученик. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. По мнению наших предков, танцы вокруг костра и прыжки через пламя помогали призвать солнце для того, чтобы согреть скованную снегами и морозами землю.

Сценка “У костра”. Мальчики, соревнуясь в ловкости друг перед другом, прыгают через "костёр" под русскую народную мелодию “Полянка”.

14 ученик. Особая часть праздника - Колядки – новогодние песни. С древних времён это были   восхваления Коляды, а позже превратились в форму поздравлений и шуточных песен. Дети колядовали обычно днём, а взрослые – вечером. На колядки можно было переодеваться. Это называлось “ряженье”. Наряжались, кто, как мог – ведьмами, кикиморами, зверями.

15 ученик (одетый "козлом"). Обязательно на Колядках присутствовала "коза" – переодетый парень. Коза – символ плодородия. Персонаж в маске всегда держал ветку растения. Ряженый козлом парень шёл впереди, плясал и пел, восхваляя хозяев. В чудодейственную силу его благословения верили безоговорочно.

Где коза ходит,
Там жито родит.
Где коза хвостом,
Там жито кустом,
Где коза ногою,
Там жито копною.

Проводится русская народная игра "Шёл козел по лесу…"

Пошел козел по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками помашем, помашем, помашем,
И весело попляшем, попляшем, попляшем.

16 ученик. Колядовщики ходили от дома к дому и желали хозяевам счастья, здоровья, благополучия, пели песни-колядки. И сейчас эти обряды можно увидеть на Святках.

Сценка "Святки"

Выходит группа ряженых в костюмах и масках.

1 ряженый.

Пришёл Новый год -
Выходи, народ!
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!

2 ряженый.

Будете нас дарить -
Будем вас хвалить.
А не будете дарить -
Будем вас корить.

3 ряженый.

Кто не даст лепешки –
Завалим окошки
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога. 

Выходят хозяин и хозяйка.

 Хозяин.

Пожалуйте, гости.
Я вас дожидался.
Дом мой просторный, щи мои жирны.
Сдобные лепешки не лезут в окошки.

Хозяйка: Сядь на место, сядь!
Расходитесь по домам,
Ничего я вам не дам.
Не плясали и не пели,
Угощенья захотели?

1 ряженный.

Дорогая хозяюшка, принимай гостей
Со всех волостей.
Мы будем петь, плясать, веселиться,
А за это тебе счастье будет валиться.

Все (поют колядки).

1. Коляда, Коляда
На столе стоит еда
Каша овсяная,
Голова свиная.

2. Коляда, коляда,
Подавай пирога.
Дай блин, дай лепёшку,
Свиную ножку,
Всем понемножку.
Неси, не тряси-
Давай, не ломай!

3. Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок
Либо гривенничек.
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!

4 ряженый.

Колядки, что ни говори,
Примечательные.
А ребята-ложкари
Замечательные.

Исполняется народная песня "Светит месяц", ряженые играют на ложках и бубнах. Хозяин с хозяйкой пускаются в пляс.

Хозяин.

Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли в наш дом святки.
Мы с хозяюшкой вдвоём
Здесь поклон вам отдаём.

Хозяйка.

Начинаются зимние святки,
Подходите поближе, ребятки,
Бабка-Ёжка и вы, чертенятки-
Все попробуйте кушанья сладки,
Кому клюква на меду,
Кому пирог на еду (передаёт гостям корзинку с угощением).

17 ученик. Колядующие “дарили” крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим.

18 ученик. В зимние праздники древние славяне, как и мы, украшали дома еловыми и сосновыми ветками. Хвойные деревья должны были колючими и острыми иглами отгонять  злых духов, чтобы те не испортили праздник. Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их задобрить подарками.

Ведущий. Давайте и мы задобрим духов и нарядим наши ёлочки.

Конкурс "Наряди ёлочку". На стол каждой команды ставится по одной маленькой искусственной елочке и набор елочных украшений. Нужно быстро украсить елочку. Как вариант, можно предложить украсить елочку предметами, которые дети найдут в зале: бантики, заколки, резинки, шарфики и т.п.

Ведущий. Ни один Новогодний праздник не проходит без одного сказочного существа. А вот без кого, вы определите сами.

Конкурс "Собери портрет". Каждой команде предлагается набор из разрезанных картинок. Дети собирают портрет Деда Мороза.

19 ученик. В древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, Трескун. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, задабривая сурового духа, дарили подарки ему, выставляли на окно: блины, кутью и кисель. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад.

С тех пор Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

На экране появляется Дед Мороз.

Часы закончили, увы,
Свой интереснейший рассказ.
От них узнали нынче вы
Так много нового для вас.
Спасибо скажем мы часам,
Вы их послушали не зря.
Осталось встретить праздник вам,
А мне – поздравить вас!
С наступающим Новым годом!

Новогодняя песня "Российский дед Мороз" (муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной)

20 ученик. Многие старые обряды — веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

21 ученик.

Предки хранили веками
Обычаи нашей страны.
И мы, принимая их знамя,
Беречь их обряды должны.

22 ученик.

Великим народ стать не сможет,
Не помня, не зная корней.
А нам память предков поможет
Гордиться Отчизной своей.

Песня "О, моя Россия" (музыка и слова Алёны Стихаревой).

Угощение "козульками". Ребята-артисты обходят гостей и угощают их печеньем.

Литература

  1. Панкеев И.А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998. – 256 с.
  2. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ “СФЕРА”, 1998. – 144 с.
  3. Резник Ф.Э. Стихи “Обращение Деда Мороза”, стихи “Часы”, стихотворение “Предки хранили веками…”.
  4. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336 с.
  5. Литература и фантазия: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.
  6. По фольклорным островам / ред.- сост. Л.И. Жук – Мн.: Красико-Принт, 2005. -128 с. – (Праздник в школе)