Рабочая программа по курсу "Национальные игры". 2-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 2


I. Пояснительная записка

Данная программа составлена для 2-го класса на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897) (частично);
  • “Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы”, авторы - составители В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство “Просвещение”, Москва - 2010 г.;
  • Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Средней общеобразовательной школы №5 на 2013/14 учебный год.

II. Общая характеристика учебного предмета

Одним из основных направлений политики образования в Республике Саха (Якутия) является оздоровление и укрепление здоровья детей.

Курс “Национальные игры” направлен на совершенствование физической подготовленности и укрепление здоровья детей посредством национальных физических упражнений, народных игр, видов спорта и развлечений. Поэтому уроки данного курса, также как и уроки физической культуры, решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.

Учитывая эти особенности, целью данной программы является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;

- развитие координационных способностей;

- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;

- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;

- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;

- развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В вариативной части учебного плана предусмотрено 2 часа национально-регионального компонента, из которых 1 час направлен на изучение курса “Национальные игры”.

Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Занятия национальными играми являются средством формирования у обучающихся универсальных способностей. Эти способности выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности.

Личностные результаты в области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе игровой и соревновательной деятельности;
  • способность активно включаться в совместные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

  • умение соблюдать правила безопасности на занятиях физической культурой;
  • умение содержать в порядке оборудование, тренировочную одежду, реквизит осуществлять их подготовку к занятиям и мероприятиям.

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений;
  • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных танцевальных технологий, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях танцами;
  • владение умением формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий, излагать их содержание;
  • владение умением оценивать ситуацию и принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности.

Метапредметные результаты в области познавательной культуры:

  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
  • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
  • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий танцами, их планирования и содержательного наполнения;
  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений, активное их использование в самостоятельно организуемой оздоровительной, двигательной деятельности.

Предметные результаты в области познавательной культуры:

  • знания об истории, роли и особенностях национальной физической культуры;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
  • способность организовывать самостоятельные занятия подвижными играми, обеспечивать безопасность мест занятий, оборудования, реквизита и спортивной одежды.

В области коммуникативной культуры:

  • способность излагать знания о национальных играх,
  • способность формулировать цели и задачи занятий;
  • работать в парах, группах, устанавливать рабочие отношения.

В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них комплексы для оздоровительной гимнастики, танцевальной разминки и физической подготовки.

V. Содержание программы

Основным содержанием программного материала по учебному предмету “Национальные игры” для начальной школы Республики Саха (Якутия) являются:

Основы знаний: об истории, роли и значении национальной физической культуры, о совершенствовании физической подготовленности и укреплении здоровья посредством национальных физических упражнений, народных игр, видов спорта и развлечений, о технике безопасности при их выполнении.

Двигательные действия и навыки: овладение национальными физическими упражнениями и элементами национальных видов спорта, организация и проведение народных подвижных игр и развлечений для укрепления здоровья, развития физических качеств, повышения функциональных возможностей организма и формирования умений по организации самостоятельных занятий.

В программу входят следующие разделы:

- Подвижные игры.

- Якутские национальные прыжки: кылыы, куобах, ыстанга.

- Виды единоборств: национальная борьба хапсагай, перетягивание палки, метание аркана.

- Нетрадиционные игры и состязания прикладного характера.

- Игры, используемые для эстафеты.

Кроме этого в содержание программы входят имитационные упражнения для разминки, дыхательные упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы якутских танцев. (Приложение 1)

Эти разделы взаимосвязаны и по своему содержанию (национально-региональный компонент) и направленности (элементы легкой атлетики, подвижных игр, гимнастики) отражают преемственность в освоении учебного материала базовой части программы физического воспитания по годам обучения и поэтапное формирование у школьников интереса к самостоятельным занятиям с использованием национальных физических упражнений, игр и состязаний.

VI. Тематическое планирование

№п/п Вид программного материала Количество часов (уроков)
1 Основы знаний об истории, роли и значении национальной физической культуры, о совершенствовании физической подготовленности физической культуре В процессе урока
2 Подвижные игры 12
3 Якутские национальные прыжки 8
4 Единоборства 4
5 Нетрадиционные игры и состязания прикладного характера 6
6 Эстафеты 4
  ИТОГО: 34

Календарно-тематическое планирование представлено в Приложении 2

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1) Материальная база кабинета:

  • мультимедийный компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • колонки;
  • локальная сеть;
  • DVD проигрыватель;
  • аудио проигрыватель.

2) Оборудование и инвентарь:

  • коврики;
  • гимнастические палки;
  • обручи;
  • различный инвентарь для национальных подвижных игр: веревки различной длины, комаромахалки; разноцветные ленточки, бумажные снежки и др.
  • инвентарь для танцевальных движений: чороны, платочки, веревочки “салама” и др.

3) Комплекты:

  • обучающих видеофильмов, аудиокассет, аудиодисков;
  • программные иллюстрации;
  • программы QBasic, Macro Media Flash;
  • программа MS Power Point.