I. Пояснительная записка
Данная программа составлена для 2-го класса на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897) (частично);
- “Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы”, авторы - составители В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство “Просвещение”, Москва - 2010 г.;
- Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Средней общеобразовательной школы №5 на 2013/14 учебный год.
II. Общая характеристика учебного предмета
Одним из основных направлений политики образования в Республике Саха (Якутия) является оздоровление и укрепление здоровья детей.
Курс “Национальные игры” направлен на совершенствование физической подготовленности и укрепление здоровья детей посредством национальных физических упражнений, народных игр, видов спорта и развлечений. Поэтому уроки данного курса, также как и уроки физической культуры, решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.
Учитывая эти особенности, целью данной программы является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
- развитие координационных способностей;
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
- развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В вариативной части учебного плана предусмотрено 2 часа национально-регионального компонента, из которых 1 час направлен на изучение курса “Национальные игры”.
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Занятия национальными играми являются средством формирования у обучающихся универсальных способностей. Эти способности выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности.
Личностные результаты в области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение соблюдать правила безопасности на занятиях физической культурой;
- умение содержать в порядке оборудование, тренировочную одежду, реквизит осуществлять их подготовку к занятиям и мероприятиям.
В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных танцевальных технологий, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях танцами;
- владение умением формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности.
Метапредметные результаты в области познавательной культуры:
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий танцами, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений, активное их использование в самостоятельно организуемой оздоровительной, двигательной деятельности.
Предметные результаты в области познавательной культуры:
- знания об истории, роли и особенностях национальной физической культуры;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия подвижными играми, обеспечивать безопасность мест занятий, оборудования, реквизита и спортивной одежды.
В области коммуникативной культуры:
- способность излагать знания о национальных играх,
- способность формулировать цели и задачи занятий;
- работать в парах, группах, устанавливать рабочие отношения.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них комплексы для оздоровительной гимнастики, танцевальной разминки и физической подготовки.
V. Содержание программы
Основным содержанием программного материала по учебному предмету “Национальные игры” для начальной школы Республики Саха (Якутия) являются:
Основы знаний: об истории, роли и значении национальной физической культуры, о совершенствовании физической подготовленности и укреплении здоровья посредством национальных физических упражнений, народных игр, видов спорта и развлечений, о технике безопасности при их выполнении.
Двигательные действия и навыки: овладение национальными физическими упражнениями и элементами национальных видов спорта, организация и проведение народных подвижных игр и развлечений для укрепления здоровья, развития физических качеств, повышения функциональных возможностей организма и формирования умений по организации самостоятельных занятий.
В программу входят следующие разделы:
- Подвижные игры.
- Якутские национальные прыжки: кылыы, куобах, ыстанга.
- Виды единоборств: национальная борьба хапсагай, перетягивание палки, метание аркана.
- Нетрадиционные игры и состязания прикладного характера.
- Игры, используемые для эстафеты.
Кроме этого в содержание программы входят имитационные упражнения для разминки, дыхательные упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы якутских танцев. (Приложение 1)
Эти разделы взаимосвязаны и по своему содержанию (национально-региональный компонент) и направленности (элементы легкой атлетики, подвижных игр, гимнастики) отражают преемственность в освоении учебного материала базовой части программы физического воспитания по годам обучения и поэтапное формирование у школьников интереса к самостоятельным занятиям с использованием национальных физических упражнений, игр и состязаний.
VI. Тематическое планирование
№п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Основы знаний об истории, роли и значении национальной физической культуры, о совершенствовании физической подготовленности физической культуре | В процессе урока |
2 | Подвижные игры | 12 |
3 | Якутские национальные прыжки | 8 |
4 | Единоборства | 4 |
5 | Нетрадиционные игры и состязания прикладного характера | 6 |
6 | Эстафеты | 4 |
ИТОГО: | 34 |
представлено в Приложении 2Календарно-тематическое планирование
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1) Материальная база кабинета:
- мультимедийный компьютер;
- проектор;
- экран;
- колонки;
- локальная сеть;
- DVD проигрыватель;
- аудио проигрыватель.
2) Оборудование и инвентарь:
- коврики;
- гимнастические палки;
- обручи;
- различный инвентарь для национальных подвижных игр: веревки различной длины, комаромахалки; разноцветные ленточки, бумажные снежки и др.
- инвентарь для танцевальных движений: чороны, платочки, веревочки “салама” и др.
3) Комплекты:
- обучающих видеофильмов, аудиокассет, аудиодисков;
- программные иллюстрации;
- программы QBasic, Macro Media Flash;
- программа MS Power Point.