Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.
Задачи.
Образовательные:
- обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи.
Развивающие:
- развивать умение работать в доброжелательности и уважения к чужому мнению, преодолевать трудности.
- развивать мышление при помощи умения анализировать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся любовь к родному языку;
- воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа.
Оборудование и демонстрационный материал: клип “Солнышко”, клип “Танец маленьких утят”, картина “Весенний лес”, животные, птицы, каточки для картинного диктанта, смайлики, солнышко, электронный учебник “Русский язык”, рабочие тетради, тетради на печатной основе. (Приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент. Положительный настрой. Клип “Солнышко”
В природе есть солнце.
Оно светит
и всех нас любит и греет.
Так пусть же каждый его лучик
заглянет к нам в класс
и не только обогреет нас,
но и придаст сил,
аккуратности, уверенности в знаниях.
- Ребята, вы любите ходить в поход? Хотите отправиться в весенний лес. Готовы? (Ответы детей)
- Какие правила мы должны соблюдать во время похода? (Не шуметь, не ссориться, друг другу помогать - так будет легче)
- Свои успехи и достижения на уроке будем отмечать в оценочных листах. (Познавательная мотивация)
II. Сообщение темы и задач урока.
Регулятивные: целеполагание.
- А вот какую часть речи будем повторять во время похода, узнаете из загадки:
- Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.
- Давайте попробуем определить какие задачи мы должны поставить перед собой. (Повторим что такое имя прилагательное, будем упражняться в нахождении прилагательных в предложениях, применении их в речи)
Учитель: Да, сегодня мы должны вспомнить об имени прилагательном все то, что узнавали на протяжении нескольких уроков. (Учащиеся заинтересовываются в дальнейшей работе)
Коммуникативные: учебное сотрудничество, речевая коммуникация. Логические.
Общеучебные: построение речевого высказывания.
III. Чистописание.
Посмотрите в тетради и скажите, какая буква идет по весенней дорожке, на пригорки поднимается, в овражки спускается.
е е е е е
весна (назовите безударную гласную ,подберите проверочное слово) Оцените работу. (Приложение 2)
IV. Вот и первый наш привал. Нас встречают лесные жители.
Словарь: Картинный диктант. Запишите слова. (Приложение 3)
Сорока, медведь, снегирь, воробей, заяц, лисица, ворона.
На какие две группы можно разделить эти слова? (Птицы, звери)
- Проверьте написание слов по словарю в учебнике. Оцените свою работу. Развитие умственных операций через классификацию.
Регулятивные: контроль, самоконтроль.
К какой части речи относятся эти слова?
V. Актуализация знаний.
Какие части речи вы еще знаете? (Глаголы и прилагательные)
- Что такое имя прилагательное? Ответы детей.
- Из загадок выпишите имена существительные с именами прилагательными. Можно выбрать любые 2 загадки. Их все не надо. Укажите смысловую связь при помощи вопроса. Укажите род.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? … Ответ: Ворона
Он пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!". Ответ: Воробей
Крепкий деревянный дом
Круглое маленькое окно.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. Ответ: Скворечник
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. Ответ: Снегири
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ... Ответ: Сорока
- Проверка написанного. Оцените себя.
- Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по родам)
VI. Комментированное письмо.
- С любым из слов составьте предложение.
В глухой чаще живет медведь.
- Объясняйте написание слов.
- Разбор по членам предложения.
- Дайте характеристику предложения. (Повествовательное, распространенное)
VII. На полянке лоси устроили спор о том, как правильно распределить имена прилагательные. Повторение. Самостоятельная работа.
Задание из электронного учебника. Заполни корзины: в одну корзину помести словосочетания с именами прилагательными в единственном числе, во вторую во множественном числе.
- Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по числам) Оцените свою работу.
VIII. Физминутка. Клип “Танец маленьких утят”. (Приложение 4)
IX. На поляне весенний переполох. Лесные жители ремонтируют свои домики после длительной, затяжной зимы. Давайте им поможем. Повторение.
- Скажите, а что такое синонимы? (Синонимы – слова, близкие по смыслу)
- Приведите примеры: Красивый, прекрасный, чудесный.
- А как называются слова, противоположные по смыслу слова? (Антонимы)
- Приведите примеры: Теплый – холодный и т.д.
Работа по электронному учебнику. Игра “Найди слова”.
X. Д/з. По выбору:
- Написать небольшое сочинение о сегодняшнем походе в весенний лес.
- Упр. В тетради на печатной основе стр. 45 упр. 97 списать, вставить пропущенные буквы и выписать словосочетания, которые состоят из имени существительного и прилагательного.
XI. Рефлексия. Мы не только путешествовали, но и замечательно работали.
– Какова была наша цель?
– Достигли мы этой цели? (…)
– В чём возникали затруднения на уроке? (…)
– Над чем ещё надо поработать? (…)
– У кого остались вопросы на конец урока? (…)
– Оцените свою работу на уроке.
- Кто же из вас лучший знаток этой темы, у кого больше всего больше плюсов в оценочном листе? (Подведение итогов). Эмблемы