Урок математики по теме "Умножение десятичных дробей на натуральное число". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цели урока.

Образовательные:  

- организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме;

- сформулировать правило умножения десятичной дроби на натуральное число;

- научить применять данное правило при выполнении заданий.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, смысловую память, произвольное внимание, самостоятельность;

- способствовать развитию обобщения.

Воспитательные:

- создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах;

- воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные Метапредметные Предметные
Уметь грамотно излагать свои мысли,

подмечать сходство и различие отдельных выражений;

Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе.

Увидеть роль и место изучаемой темы в других дисциплинах и окружающей жизни Усвоить правило умножения десятичной дроби на натуральное число

Основные понятия, изучаемые на уроке: десятичная дробь, натуральное число, умножение чисел, множитель, произведение.

Оборудование: презентация PowerPoint Приложение 3, доска, учебник, технологическая карта урока Приложение 1, раздаточный материал Приложение 2: лист оценки урока, карточка с заданием, бланк ответов, карточка с модельным ответом, карточка с инструментом, карточка с д/з.

Временной режим: 40 минут.

Ход урока

1. Организационный этап. (Слайд 1) Приложении 3.

Учитель:

Тех, кто готов работу начать
Улыбки свои я прошу показать!
Все готовы? Тогда повторяем,
Систематизируем, изучаем и обобщаем,
Итак, начинаем!

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Задание 1: Прочитайте десятичные дроби. (Слайд 2)

12,6 302,1 0,7 444,4 3,7 707,7 8,8 66,6

Не забывайте после каждого выполненного задания выставить баллы в лист оценки урока (в Приложении 2).

Следующее задание выполняется письменно, открываем тетрадь, записываем дату.

Задание 2: Запишите десятичные дроби. (Слайд 3)

  1. Сорок две целых пять десятых.
  2. Пять сотых.
  3. Двенадцать целых четыре тысячных.
  4. Три целых семьдесят сотых.

Выполните самопроверку. (Слайд 4)

3. Определение темы и цели урока.

Учитель:

Задание 3: Вычислите периметр прямоугольника, если его длина равна 5,2 см и ширина равна 4 см. (Слайд 5).

Вспомним формулу для вычисления периметра прямоугольника.

Учащиеся: P = 2 x (a + b)

Учитель: Подставляем значения в формулу: P = 2 x (5,2 + 4) = 2 x 9,2 = ?

Но, к сожалению, мы не научились умножать десятичные дроби на натуральное число.

Какова тема сегодняшнего урока? Какие цели поставим на уроке? (Слайд 6)

Ответы учащихся.

Учитель: Как же нам быть?

Учащиеся: А мы знаем другой способ для вычисления периметра прямоугольника. Нужно сложить длины всех сторон прямоугольника. (Слайд 7)

P = 5,2 + 4 + 5,2 + 4 = 18,4 см

Если мы умножим десятичную дробь 9,2 на 2, то должны в результате получить 18,4. Нужно проверить этот факт, а для этого нужно узнать алгоритм умножения десятичных дробей на натуральное число.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Откройте учебники на странице 204, найдите и прочитайте алгоритм умножения десятичных дробей на натуральное число.

Учащиеся находят и читают алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число: (Слайд 8)

1. Умножить ее на это число, не обращая внимание на запятую.

2. В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Учитель: Правильно, молодцы. А теперь работа в парах.

Работа в парах.

Выдаются учащимся карточки с заданием и бланк ответов.

В карточке:

Стимул: Ваша пара является работниками расчетного отдела ЖКХ. Вам необходимо выполнить расчеты задолженности по электрической энергии жильцами дома.

Задачная формулировка: Определите, что нужно вычислить, установите зависимость между исходными и вычисляемыми величинами. Внесите в таблицу вычисления. Выполните расчеты задолженности за два месяца.

Бланк ответов:

Месяц Показания
текущие
Показания
предыдущие
Тариф
за 1 кВтч
Кол-во
потреб-
ленной кВтч

Начислено
рублей

январь

2245

2185

1,2

февраль

2315 1,2

Итого

После расчетов учащимся выдается карточка с модельным ответом:

Месяц Показания
текущие
Показания
предыдущие
Тариф за 1 кВтч Кол-во
потреб-
ленной кВтч

Начислено
рублей

январь

2245

2185

1,2

2245 – 2185 = 60

1,2х60=72

февраль 2295 2245 1,2 2295 – 2245 = 50 1,2х50=60

Итого

и карточка с инструментом проверки:

2 балла – 1 балл за правильную внесенную запись, 1 балл за каждое правильное вычисление

Другие ответы – 0 баллов.

Критерии оценок за работу в парах в лист оценки урока:

Максимум 12 баллов – «5»

8-10 баллов – «4»

6 баллов – «3»

5. Работа с учебником.

Учитель: Решаем № 1306 (а, б, в, г), № 1307 (Один ученик работает у доски).

Физминутка. (Слайд 9)

6. Первичный контроль знаний.

Учитель:

Задание 4. Известно, что рост А. С. Пушкина равен 5 футам 3 дюймам. Вырази его в сантиметрах, если 1 фут = 30,488 см,1 дюйм=2,54 см. (Слайд 10)

Обменятся тетрадями, выполнить взаимопроверку. (Слайд 10)

30,488*5+2,54*3=160,06(см) рост Пушкина.

7. Домашнее задание.

Карточка с д/з: Придумать примеры или задачи по теме умножение десятичных дробей на натуральное число, ответами которых будут следующие десятичные дроби:

12,5 6,4 25,2 100,6 .

8. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями?

- Кому нужно ещё потренироваться?

- Какое у вас настроение сейчас?

Оцените свою работу на листе оценки урока. Покажите друг другу результаты ваших оценок и поздравьте друзей с успешным окончанием работы.

Я поздравляю вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку на пути к успеху.

Ссылки на источники:

  1. http://edu.convdocs.org/download/docs-15201/2580-15201.doc
  2. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/3/tehnologicheskaya_karta_urokaledovskaya.doc
  3. http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/12/koz_13.ppt
  4. http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/4/kopetentnostno-orientirovannye_zadachi.doс