Цели урока:
- совершенствовать навыки анализа художественного теста, опираясь на поставленные вопросы;
- развивать навыки выборочного чтения;
- развивать мышление и речь;
- воспитывать чувства сопереживания и уважения.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- презентация;
- выставка книг А. И. Куприна;
- учебник “Литературное чтение” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2012;
- рабочая тетрадь
- MacBook.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке. (“Слон”)
Сколько частей в этом тексте? (Шесть)
Вспомним, какой мы составили план.
План.
1. Девочка больна.
2. Дочка от всего отказывается.
3. Желание увидеть живого слона.
4. Папа в зверинце.
5. Ночное путешествие слона.
6. Слон в гостях у Нади.
Прочитайте разговор отца и дочери.
- В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?
(Дети распределяют карточки со словами).
Чтение по ролям 3 части.
Удалось ли ребятам прочитать эту часть, передавая чувства героев? (Ответы детей)
III. Работа с текстом.
1. Выборочное чтение.
Найдите строки из текста к иллюстрациям.
Соотнесите с планом.
2. Работа в парах.
Прочитайте описание слона.
Найдите отрывок в рассказе и подчеркните слова автора.
Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.
- Желание маленькой девочки Нади увидеть слона - это каприз или мечта?
Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.
3. Беседа по вопросам.
- Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?
-Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?
- Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?
Речь идет о здоровье, и даже о жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.
- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?
Самый большой слон - самый талантливый и обученный . Он умеет показывать очень много интересных вещей.
- Как девочка общалась со слоном?
Она называла слона на “Вы”, интересовалась именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждала, пока его покормят булками. Желание девочки все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.
IV. Физкультминутка
- Сейчас проверим, насколько вы внимательны и отдохнем.
(Ответ “да” - хлопаем в ладоши)
1) К девочке приходил доктор Михаил Иванович?
2) Девочка больна равнодушием к жизни?
3) Во сне Наде приснился лев?
4) Девочке подарили игрушечного мишку?
5) Папа отправился в зверинец за слоном?
6) Папа добирался до зверинца 1 час?
7) В представлении участвовал тюлень, стрелявший
из пистолета?
8) Слона зовут Томми?
V. Анализ прочитанного текста. Какие еще вопросы по содержанию можно задать? (Запишите в тетрадь)
- Давно ли болеет девочка?
- Что посоветовал доктор родителям девочки?
- Что приснилось однажды Наде?
- О каком желании она рассказала матери?
- Какого слона принёс ей папа?
- Куда отправился отец девочки в поисках живого
слона?
- Как отреагировал хозяин зверинца на странную
просьбу папы девочки?
- Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку,
купленную папой?
Ребята задают друг другу свои вопросы.
VI. Работа в программе ПервоЛого.
Ребята, нарисуйте иллюстрацию в программе ПервоЛого. Напишите строки из текста к вашему рисунку.
VII. Итог урока.
- Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? (Ответы детей)
- Что хотел сказать автор этим произведением?
- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство?
Обоснуйте своё мнение.
- В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье)
- А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам?
Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.
- А о чем мечтаете вы?
Я уверена, если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.
VIII. Домашнее задание.
Подготовьте пересказ от лица Нади.