Литературное чтение. А.И. Куприн "Слон". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: 

- совершенствовать навыки анализа художественного теста, опираясь на поставленные вопросы;

- развивать навыки выборочного чтения; 

- развивать мышление и речь;

- воспитывать чувства сопереживания и уважения.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- экран;

- презентация;

- выставка книг А. И. Куприна;

- учебник “Литературное чтение” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2012;

- рабочая тетрадь

- MacBook.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. 

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке. (“Слон”)

Сколько частей в этом тексте? (Шесть)

Вспомним, какой мы составили план.

План.

1. Девочка больна.

2. Дочка от всего отказывается.

3. Желание увидеть живого слона.

4. Папа в зверинце.

5. Ночное путешествие слона.

6. Слон в гостях у Нади.

Прочитайте разговор отца и дочери.

- В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?

(Дети распределяют карточки со словами).

Чтение по ролям 3 части.

Удалось ли ребятам прочитать эту часть, передавая чувства героев? (Ответы детей)

III. Работа с текстом.

1. Выборочное чтение.

Найдите строки из текста к иллюстрациям. 

Соотнесите с планом.

2. Работа в парах. 

Прочитайте описание слона.

Найдите отрывок в рассказе и подчеркните слова автора.

Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые. 

- Желание маленькой девочки Нади увидеть слона - это каприз или мечта?

Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.

3. Беседа по вопросам.

- Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?

-Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?

- Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?

Речь идет о здоровье, и даже о жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.

- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких? 

Самый большой слон - самый талантливый и обученный . Он умеет показывать очень много интересных вещей.

- Как девочка общалась со слоном?

Она называла слона на “Вы”, интересовалась именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждала, пока его покормят булками. Желание девочки все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.

IV. Физкультминутка

- Сейчас проверим, насколько вы внимательны и отдохнем. 

(Ответ “да” - хлопаем в ладоши)

1) К девочке приходил доктор Михаил Иванович? 
2) Девочка больна равнодушием к жизни?
3) Во сне Наде приснился лев?
4) Девочке подарили игрушечного мишку?
5) Папа отправился в зверинец за слоном?
6) Папа добирался до зверинца 1 час?
7) В представлении участвовал тюлень, стрелявший из пистолета? 
8) Слона зовут Томми?

V. Анализ прочитанного текста. Какие еще вопросы по содержанию можно задать? (Запишите в тетрадь)

- Давно ли болеет девочка?
- Что посоветовал доктор родителям девочки?
- Что приснилось однажды Наде?
- О каком желании она рассказала матери? 
- Какого слона принёс ей папа? 
- Куда отправился отец девочки в поисках живого слона?
- Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки?
- Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку, купленную папой? 

Ребята задают друг другу свои вопросы.

VI. Работа в программе ПервоЛого.

Ребята, нарисуйте иллюстрацию в программе ПервоЛого. Напишите строки из текста к вашему рисунку.

VII. Итог урока. 

- Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? (Ответы детей)

-  Что хотел сказать автор этим произведением? 

- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство?

Обоснуйте своё мнение.

- В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье)

- А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам?

Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.

- А о чем мечтаете вы?

Я уверена, если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.

VIII. Домашнее задание.

Подготовьте пересказ от лица Нади.