Пожалуй, в наше время не осталось ни одного пятиклассника, который не знал бы о том, что на «выходе» из 9 или 11 класса он столкнется с необходимостью сдавать ГИА или ЕГЭ. Каждый ученик, закончивший начальную школу, имеет более или менее сложившееся представление хоть и не о самой структуре современных экзаменов за курс основной и средней общеобразовательной школы, а о том, какое влияние на его будущую жизнь могут оказать эти «всемогущие» ГИА и ЕГЭ. А ведь уровень требований к материалам экзамена все возрастает. И учителя, и психологи, и даже родители осознают, что к ГИА и ЕГЭ невозможно подготовиться за один день. Вопросы в заданиях охватывают весь курс школьной программы, касаются и программы младшей школы, и средних классов, и недавно пройденного материала для старших учащихся. Поэтому начинать готовить ребенка к этим экзаменам следует намного раньше, чем в 9 классе. Значит, нужно нацеливать ребенка на выполнение тестов в формате ЕГЭ и ГИА не в девятом классе, а уже в пятом. Ведь сдавать предмет в такой непривычной сложной тестовой форме тоже нужно учиться. А это означает, что возникает потребность в составлении самими учителями тестовых заданий определенного типа, которые соответствовали бы формату современных школьных государственных экзаменов и новым стандартам образования.
Представленный урок является разработкой итогового урока по немецкому языку по теме «Погода. Хобби в разные времена года» для учащихся разновозрастных групп 5-6 классов МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» города Усть-Илимска Иркутской области, изучающих немецкий как второй иностранный язык с 5 класса. Урок составлен в форме тестовых заданий (для двух вариантов), соответствующих формату Единого Государственного Экзамена, с учетом возрастных особенностей учащихся и реализации программных требований на данном этапе обучения.
I вариант
1. Задание по аудированию. Приложение 1.
Вы услышите разговор-знакомство подростков. В заданиях А1-А3 обведите цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды. |
А1 Welcher Sport treibt Sascha?
- Sascha fährt Skateboard.
- Sascha läuft Schi.
- Sascha fährt Fahrrad.
А2 Was macht Samantha?
- Samantha spielt Schach.
- Samantha liest ein Buch.
- Samantha sieht fern.
А3 Was kann Sascha gut machen?
- Sascha kann kochen.
- Sascha kann Flöte spielen.
- Sascha kann jonglieren.
2. Задание по чтению.
Прочитайте текст. Определите, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста (1-richtig), какие не соответствуют (2-falsch) и о чем в тексте не сказано, т.е. на основании текста нельзя дать ни утвердительного, ни отрицательного ответа (3-steht nicht im Text). |
Der Herbst
Es ist nun schon oft kalt, denn wir haben Herbst. Die Bäume sind jetzt besonders schön, die grünen Blätter werden rot, gelb und braun. Es ist im Herbst oft windig. Am Abend gehen alle Kinder gerne spazieren und singen Lieder. Der Herbst kann auch schön sein.
А4 Die Bäume sind jetzt grün.
- richtig
- falsch
- steht nicht im Text
А5 Es ist oft kalt im Herbst.
- richtig
- falsch
- steht nicht im Text
А6 Die Kinder gehen in die Schule im Herbst.
- richtig
- falsch
- steht nicht im Text
3. Задания по грамматике и лексике.
Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В1-В6 так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию В1-В6. |
В1 Der Sommer _______ drei Monate: den Juni, den Juli, den August. |
HABEN |
В2 Ich habe den Sommer gern. Der Sommer bringt die Blumen. Die Blumen ______ schön. |
SEIN |
В3 Das Wetter ist warm und sonnig. Die ________ gehen spazieren. |
KIND |
В4 Ich und _________ Freundin schwimmen und spielen Tennis gern. |
MEIN |
В5 Wir ________ Fahrrad. |
FAHREN |
В6 Ich ________ auch viel reiten im Sommer. |
KÖNNEN |
4. Задание по письму: С1
Напишите письмо Вашему немецкому другу Максу. В письме расскажите о своем любимом времени года. Подробно опишите, какая погода сейчас в вашем родном городе. Поинтересуйтесь погодой в Германии. У Вас есть 20 минут на выполнение задания С1. Письмо должно содержать 20-30 слов. Соблюдайте правила написания писем. Письмо должно быть написано на отдельном чистом листе. |
II вариант
1. Задание по аудированию. Приложение 2.
Вы услышите разговор двух подростков. В заданиях А1-А3 обведите цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды. |
А1 Welcher Sport treibt Lukas?
- Lukas schwimmt und fährt Fahrrad.
- Lukas schwimmt und spielt Volleyball.
- Lukas schwimmt und fährt Skateboard.
А2 Was macht Eva gern?
- Eva hört Musik gern.
- Eva liest ein Buch.
- Eva kocht gern.
А3 Was werden Lukas und Eva machen?
- Sie werden schwimmen.
- Sie werden Karten spielen.
- Sie werden ins Kino gehen.
2. Задание по чтению.
Прочитайте текст. Определите, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста (1-richtig), какие не соответствуют (2-falsch) и о чем в тексте не сказано, т.е. на основании текста нельзя дать ни утвердительного, ни отрицательного ответа (3-steht nicht im Text). |
Der Schnee
Der Winter ist da. Der Himmel ist grau und trübe. Es ist heute frostig. Die Kinder laufen nach der Schule schnell nach Hause. Im Garten machen Lukas und Tim einen großen Schneemann. Lina und Mama laufen Schi. Der weiße Schnee ist ganz toll!
А4 Das Wetter ist frostig und trübe.
- richtig
- falsch
- steht nicht im Text
А5 Die Schüler gehen nach der Schule ins Theater.
- richtig
- falsch
- steht nicht im Text
А6 Lina geht auch in die Schule.
- richtig
- falsch
- steht nicht im Text
3. Задания по грамматике и лексике.
Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В1-В6 так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию В1-В6. |
В1 Das Jahr hat vier ____________: den Winter, den Sommer, den Frühling und den Herbst. | JAHRESZEIT |
В2 Im Winter _______ der Himmel grau. Der Wald ist schwarz. | SEIN |
В3 Im Frühling werden die Bäume grün. Das Gras ________ auch grün. | WERDEN |
В4 Die Kinder haben ______ Sommer gern. | DER |
В5 Der Herbst ________ im September. Alle Bäume sind bunt: rot, gelb, grün. | BEGINNEN |
В6 Ich und _______ Freunde haben den Herbst gern. Im Herbst gehen wir wieder in die Schule. | MEIN |
4. Задание по письму.
С1 Напишите письмо Вашему немецкому другу Яну. В письме расскажите о своем любимом занятии. Напишите, какими видами спорта Вы занимаетесь. Поинтересуйтесь, чем увлекается Ваш немецкий друг, какое у него хобби, расспросите его о спортивных занятиях. У Вас есть 20 минут на выполнение задания С1. Письмо должно содержать 20-30 слов. Соблюдайте правила написания писем. Письмо должно быть написано на отдельном чистом листе. |
С1
Задания |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
В6 |
Ответы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Впишите ответы, кроме задания С1 в бланк ответов. В заданиях А1-А6 впишите номер ответа. В заданиях В1-В6 впишите ответ одним словом.
Задания А1-А6 оцениваются по 1 баллу.
Задания В1-В6 оцениваются в 3 балла.
Задание С1 оценивается в 26 баллов.
Критерии оценивания к заданию С1:
1-5 баллов: Учащийся пытался выполнить задание, но в работе много лексических и грамматических ошибок. Текст практически не читаем.
6-10 баллов: В целом задание выполнено, т.к. содержание текста понятно изложено. Присутствует ограниченный спектр лексических и грамматических структур. Много грубых лексических или грамматических ошибок затрудняют восприятие текста.
11-15 баллов: Задание выполнено в достаточном объеме. Присутствует ограниченный спектр лексических и грамматических структур. несколько грубых грамматических ошибок (не более 3 ошибок) затрудняют восприятие текста.
16-20 баллов: Задание выполнено в полном объеме: взаимосвязанный текст, применен большой спектр лексико-грамматических средств, минимальное количество ошибок (1-2 ошибки).
21-26 баллов: Задание выполнено полностью: взаимосвязанный текст, применен большой спектр лексико-грамматических средств, отсутствие ошибок.
Итого: 50 баллов за работу.
Оценочная шкала:
«5» - 50-40 баллов
«4» - 39-33 баллов
«3» - 32-25 баллов
«2» - меньше 25 баллов
Ресурсы:
- М. Аверин и др. Горизонты. Немецкий язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», издательство «Kornelsen», Москва, 2012
- Кодификатор элементов содержания по немецкому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013
- сайт: www.ege.edu.ru.
- сайт: www.urok.1sept.ru.
- сайт: www.fipi.ru
- сайт:www.grundschule-vorschule.de/20-diktate