Развитие слухового восприятия при ДЦП в период доречевого развития

Разделы: Логопедия


Проблема ранней помощи детям с органическим поражением ЦНС в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, а 70% имеют перинатальную патологию, из них 8% – дети с ДЦП.

У детей с ДЦП первого года жизни патологические особенности отмечаются с первых месяцев их жизни. Спонтанное же развитие чаще всего искажается. Больше всего запаздывает
и нарушается двигательное развитие. В соответствии с тяжестью состояния неврологической сферы находится и состояние моторики артикуляционного аппарата. Как следствие этого, грубое отставание проявляется и в доречевом развитии: позднее появление гуления, отсутствие лепета и лепетных слов.

У детей с ДЦП выделяют четыре уровня доречевого развития, в основе которых заложена степень сформированности их доречевых вокализаций:

  • 1 уровень –  отсутствие голосовой активности;
  • 2 уровень – наличие недифференцированной голосовой активности;
  • 3 уровень – наличие гуления;
  • 4 уровень – наличие лепета.

Каждому уровню соответствует определенная сформированность сенсорных, двигательных функций, определенное состояние артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Используемая периодизация позволяет уточнять структуру формирующегося дефекта, определять наиболее сохранные функции психомоторного развития, а также определять пути и содержание коррекционных мероприятий.

В первые месяцы после рождения у ребенка развиваются зрительный, слуховой и двигательный анализаторы.

У детей с церебральным параличом встречаются нарушения слухового восприятия, они выражаются преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной чувствительности к любым слуховым раздражителям, что проявляется в защитных реакциях вздрагивания, плача и др. Это тормозит развитие познавательной деятельности. Некоторые нарушения слухового восприятия могут быть устранены в значительной степени посредством специально организованных игр.

Работу начинают с выработки слухового сосредоточения. Для формирования слухового восприятия ребенка выбирают время, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии – в период несильного плача и общих беспорядочных движений. Используя эти моменты, логопед наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, потряхивает погремушкой, добиваясь успокоения ребенка и привлечения его внимания. Звуковые раздражители, предлагаемые ребенку, варьируются, его внимание привлекается сначала к нерезким звукам, таким, как звучание погремушки, легкое постукивание одной игрушки о другую, а затем
и к громким, например, к звуку пищащей игрушки, резкому звуку пластмассового шара. Упражнение проводится 3 раза ежедневно по 1,5–2 мин.

Дальнейшее развитие слухового внимания идет в направлении формирования умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать различия в интонациях голоса взрослого. С этой целью вызывают слуховое сосредоточение на звуках, адекватных для данного ребенка (громкие, тихие, высокие, низкие), и формируют умение локализовать их в пространстве.
В качестве звуковых раздражителей предлагаются игрушки различного характера звучания, а также голос взрослого с различными модуляциями. Предлагая ребенку озвученную игрушку, у него воспитывают умение прислушиваться к ее звучанию и отыскивать ее глазами. Разговаривая
с ребенком, его учат прислушиваться к голосу взрослого, отыскивать глазами говорящего взрослого, находящегося вне поля зрения ребенка. С этой целью, разговаривая с ребенком, вначале его обучают прислушиваться к голосу     и стараются, чтобы он видел лицо говорящего. Затем, разговаривая, ходят вокруг кровати, окликая ребенка, издали и, вызывая тем самым поворот головы ребенка в сторону голоса. Если ребенок с тяжелой двигательной недостаточностью не может сам повернуть голову к источнику звука, то ему помогают в этом, пассивно поворачивая голову в сторону голоса.

Работу по подготовке ребенка к формированию у него понимания обращенной речи начинают с развития восприятия различных интонаций голоса. При этом, общаясь с ребенком, модулируют интонации своего голоса, т.к. ребенок усваивает в первую очередь те виды интонаций, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Взрослый добивается от ребенка, чтобы он не только воспринимал интонации голоса, но и определенным образом реагировал на них (веселый, нежный тон может вызвать улыбку, смех, а сердитый, грубый – обиду, плач).

Развитие слухового восприятия у детей, достигших III уровня доречевого развития, направлено на формирование акустической установки на звуки и голос человека и слуховых дифференцировок. Для развития акустической установки на звуки и голос, ребенку предлагают различные звуковые раздражители (погремушка, птичка – звуки различны по высоте
и силе звучания). Разговаривая  с ребенком, меняют силу голоса от громкого до шепота, добиваясь тем самым сосредоточения на голосе взрослого. Для формирования слуховых дифференцировок, разговаривая с ребенком, меняют тон с ласкового на строгий и, наоборот, при этом стараются вызвать у него адекватные эмоции: улыбку, настороженность, обиду, плач. Если ребенок слышит, улыбается, но не может повернуть голову в сторону звука, то это движение выполняется за ребенка пассивно.

В дальнейшем ребенка постепенно учат реагировать и на собственное имя.

Любой звук ребенка, интонационно окрашенный, служит средством выражения его состояния, желания, его отношения к окружающему, его чувств, что в сочетании с выразительной мимикой, жестами, выразительными движениями глаз служит средством безречевого контакта
с окружающими людьми.

Упражнение проводится ежедневно и способствует формированию подготовительных этапов развития понимания речи.

Комплексный характер логопедической работы предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. Учитывая это, все логопедические занятия сопровождаются речевыми инструкциями и комментариями. Кроме этого, в плане намечены специальные занятия по развитию понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.

Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, т. е. первичное понимание речи, образуются у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, который оно обозначает.

Необходимым условием для развития понимания речи является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Наряду   с нарушениями зрительного восприятия у детей, страдающих церебральным параличом, нередко длительно сохраняется и недостаточность слухового восприятия, выражающаяся в несформированности умения локализовать звуки в пространстве, что связано в одних случаях с двигательной недостаточностью, а в других со снижением акустической установки на звуки. Нарушения слухового восприятия также в значительной степени задерживают развитие импрессивной речи.

Важной предпосылкой, способствующей формированию понимания речи у детей, является развитие кожно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создается благодаря зрительно-моторной координации. Ребенок запоминает лучше названия тех предметов, с которыми он активно манипулирует.

На этапе доречевого развития используются следующие приемы развития понимания речи:

  • запоминание названий простых движений (ладушки, до свидания, дай руку, нельзя, дай, на) и выполнение этих движений по слову;
  • игры-развлечения: «Прятки», «Коза-коза», «Ку-ку», «Сорока»;
  • умение по слову найти предмет, игрушку;
  • нахождение данной игрушки среди двух-трех, узнавание себя и других детей по имени;
  • запоминание названий некоторых окружающих предметов;
  • формирование элементарных обобщающих понятий; 
  • выбор игрушки по просьбе взрослого: «Дай»;
  • научить детей выполнять действия с предметами, названия которых им известны  (в случае необходимости можно помочь ребенку выполнить задание).

В ходе развития понимания речи детьми в первую очередь необходимо называть те предметы, на которых ребенок сосредоточил свое внимание, и те действия, которые его привлекают. Так, например, формирование понимания инструкции «Дай руку» происходит следующим образом. Ребенку протягивают руку и просят его дать руку. Взяв руку ребенка и вложив ее в свою, потряхивают, похлопывают ею, тем самым доставляя ребенку удовольствие. Затем, освободив руку, логопед вновь протягивает руку к ребенку с той же просьбой, и так несколько раз подряд. Через некоторое время на просьбу «Дай руку» без соответствующего жеста рукой ребенок протягивает руку, а в тяжелых случаях, когда двигательное поражение сильно выражено, ребенок делает попытку к данному движению, что свидетельствует о понимании им инструкции. Таким же методом пассивных движений проводят игру-занятие по усвоению названий других движений и действий.

Занятия по развитию понимания речи проводятся в определенной последовательности в зависимости от возраста ребенка и уровня развития его импрессивной речи.

Все мероприятия, направленные на стимуляцию психического развития ребенка, и в частности речевого, проводятся под руководством и контролем врача-невропатолога, который вместе с логопедом определяет сроки включения ребенка в те или иные занятия, а также их длительность. Родители обучаются на занятиях, ведут дневники, где логопед записывает задание на текущий день. По окончании курса коррекционно-развивающих занятий родители получают письменные рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка в домашних условиях.