Урок в 5 классе. Автор учебника И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.
Тема урока: «Прямоугольник» (первый урок).
Цель урока: формирование представления о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = a · b, S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Задачи:
(формирование познавательных УУД):
- научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», «площадь квадрата», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур.
(формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Технологии: коз, критического мышления.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно выходят на проблему и решают её;
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- работают с текстом учебника;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно задачи;
- оценивают себя и друг друга;
- рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint (Приложение).
Оборудование:
- Математический текст (на каждой парте лежит текст о прямоугольнике).
- Конверты у каждого из учащихся с набором различных фигур(шаблоны) для практической работы.
- Разноуровневые задания самостоятельной работы.
- Чертёжные инструменты.
- Учебник математики для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, изд-во Мнемозина, 2013.
- Наборы фигур.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Итак, начинаем наш урок.
2. Устный опрос.
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Задание для устного счета: слайды 1-6
- Найдите произведение 7 и 14.
- Уменьшите 72 на 8.
- Во сколько раз 200 меньше 600?
- Может ли частное равняться 0?
- Может ли сумма равняться одному из слагаемых?
- Может ли делитель равняться 0?
3. Объяснение нового материала. (Работа в парах)
Возьмите наборы, которые лежат на столах. Подумайте как одним словом можно назвать эти фигуры (Многоугольники).
Слайд 7
А сейчас я загадаю вам загадку и вы узнаете о какой фигуре пойдет речь сегодня на уроке и назовете тему нашего урока. Слайд 8
Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(прямоугольник).
– Вам знакома эта фигура? (прямоугольник)
Тема урока (записать в тетрадь): Прямоугольник.
а) Работа с математическим текстом (на каждой парте лежит текст о прямоугольнике) – приложение 1
Задание: Прочитайте внимательно данный материал, отметьте карандашом по тексту то, что вам уже известно и новое понятие (диагональ) и подчеркните его.
Слайд 9
Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами: А, В, С, Д. Сам прямоугольник можно назвать четырьмя способами: АВСД, ВСДА, СДАВ, ДАВС.
У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон: АВ=ДС, АД=ВС.
Периметр прямоугольника находится по формуле: Р = 2·(а+в).
Площадь прямоугольника находится по формуле: S = а·в, где а и в – стороны прямоугольника.
В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ – это отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.
б) Расскажите о прямоугольнике все, что вы знаете. (В этом вам помогут вопросы и задания на странице 57.) Слайд 10 – кластер
В каких единицах измеряют площадь?
И важно помнить!! слайд 11
- Длина и ширина должна быть выражена в одинаковых единицах измерения.
- Если длина и ширина фигуры выражены в разных единицах , то их надо выразить в одних единицах.
Если длина и ширина выражены в сантиметрах (см) , то площадь будет выражена в квадратных сантиметрах(кв. см) и т. д.
Как найти площадь фигуры, изображенной на рисунке? Слайд 12
А этой ? Слайд 13
Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?
Слайд 14
4. Закрепление нового материала.
Слайд 15 Самостоятельная работа ( двух уровней на выбор) с последующей проверкой по готовым решениям. Определите для себя какие задания вы выбираете по сложности
Ключ слайд 16
2. Задача. Найти площадь и периметр фигуры, изображенной на доске. Найдите разные способы. Слайд 17
Слайд 18 проверь
Вывод (дети делают самостоятельно) Слайд 19
5. Физкультминутка.
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок. (потягивание, руки вверх)
Мы попрыгаем немного. (прыжки на месте)
И пройдемся по дороге. (ходьба на месте)
За столы садимся дружно –
-Нам теперь учиться нужно.
6. Работа в группах.
Группа I
Правила работы в группах
- Активно участвуй в совместной работе.
- Внимательно выслушивай собеседника.
- Не перебивай товарища, пока он не закончит свой рассказ.
- Выскажи свою точку зрения по данному вопросу, будь при этом вежлив.
- Не смейся над чужими недостатками и ошибками, но тактично укажи на них.
- Поблагодари партнеров за совместную работу.
На партах фигуры. Найти площадь и периметр, сделав необходимые измерения (приложение 2)
Проверить несколько групп.
Фигуры у всех разные, но есть фигуры, у которых одинаковые площади.
7. Запись домашнего задания.
Стр.57, № 194(а), № 203(г). Слайд 20
Найти определение равных и равновеликих фигур (ссылка на электронный дневник) или в интернете. Привести примеры.
Учитель: Проверим, как вы поняли новый материал.
Графический диктант (^ – да, – нет)
- Прямоугольник – это четырёхугольник, в котором все углы прямые
- Смежные стороны прямоугольника – это длина и ширина.
- Периметр – это произведение сторон прямоугольника.
- Диагональ – это отрезок, соединяющий две противоположные вершины прямоугольника.
- Площадь прямоугольника равна произведению всех его сторон.
- Квадрат это прямоугольник с равными сторонами.
ключ ^^-^-^слайд21
8. Итоги урока.
Учитель:
– О какой геометрической фигуре шел разговор на уроке?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что нужно знать, чтобы найти периметр и площадь прямоугольника?
– Что на уроке было самым сложным, простым?
Такая фигура как прямоугольник очень широко встречается в современной жизни. Можете назвать где? Это и земельные участки, площадь и периметр которых необходимо уметь находить. В квартирах стены, потолок и пол также имеют форму прямоугольника. Чтобы постелить линолеум, обклеить стены обоями, положить плитку вам, конечно, пригодятся знания и умения, которые вы получите по этой теме. Слайд 22
Рефлексия «Букет настроения» слайд 23
А теперь давайте составим букет настроения. Красный цветок – урок был интересен, узнал что-то новое, полезное. Синий – на уроке было скучно, ничего нового и полезного вы не узнали.
9. Оценивание. Выставление оценок.
Кто работал лучше всех?
Учитель: Слайд 24
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.