Все мы родом из детства…
Давным-давно я любила играть в куклы. Рассаживала их за воображаемые парты и учила. Учила их писать, аккуратно кушать, песни петь и рисовать, пела колыбельные - укладывала спать.
Пробежали дни за днями, но я продолжаю играть. Игра стала моей профессией. Только
теперь я играю не с куклами и плюшевыми мишками, а с девчонками и мальчишками. Я – Воспитатель. Воспитатель детского сада. Каждое утро встречаю 12 пар любопытных глаз. Они все такие разные: кто-то приходит весёлый, кто-то со слезинками в глазах…..
Мои будущие первоклассники всегда рассказывают о чем-то интересном, делятся своими секретами и постоянно задают вопросы. Малыши растут, развиваются, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны перед ними.… Что тикает в часах? Почему ветер дует? Отчего небо днём голубое, а ночью — чёрное? Куда солнышко спать ложится? Мои девчонки и мальчишки, подобно слонёнку из сказки Киплинга, желают знать обо всём на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?
Порой эти вопросы просто заводят меня в тупик.И на помощь пришла игра. Ведь, в процессе игры ребенок развивает новые навыки и познает мир, в котором живет. Развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Игра – отражение жизни.
Теперь нашей любимой темой, с моими девчонками и мальчишками, стала игра в исследователей. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего Мы превратилисьв исследователей, создали свою лабораторию, где имеется оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов и экспериментов …ставим опыты, экспериментируем. Ведь, если хорошо поразмыслить, многие явления можно показать малышу в игре. Например, наш любимый вопрос «Почему у машины колеса круглые?» мы обыграли: взяли шарики и кубики и попробовали их покатать по полу. Шарики катались хорошо, потому что круглые и без углов, а кубики нет. Так ребенок сам прочувствовал ответ на животрепещущий вопрос. И не просто прочувствовал, он экспериментировал!
Мои юные исследователи испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Лишь бы не отбить у детей желание задавать вопросы и находить на них ответы, как у героя стихотворения С. Маршака.
Он взрослых изводил вопросом «Почему?».
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задаёт вопросов «Почему?»
На улице зима. Многие дошколята облизывают свои рукавички, И не очень-то они верят воспитательнице, которая утверждает, что снег грязный, его нельзя кушать. Но вот мы внесли снег в свою лабораторию, рассмотрели его через лупы., увеличительное стекло, заглянули в микроскоп . Вот теперь только мои девчонки и мальчишки поняли , что права воспитательница. Через опыты и эксперименты дети убедились, что в результате выхлопа автомобильных газов их частицы оседают на снег, из-за этого снег становится грязным. Увидели, как растаявший снег превратился в грязную воду. Уяснили, что снег нельзя слизывать с варежки и кушать потому, что он грязный, а также холодный, и можно простудиться. Поэкспериментировав, дети сами себе дали ответ, что поступали неправильно.
Дети приносят в нашу лабораторию разные предметы и материалы. мы изучаем их свойства : рассматриваем, взвешиваем ,пробуем на вкус, опускаем в воду, мнём, режем, проращиваем …Мы с моими маленькими исследователями познаём мир.
Уверена, что мои воспитанники, благодаря проведению несложных опытов, вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми, так как я развиваю у моих ребят любознательность, тренирую ум. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, а ведь это так пригодится им при обучении в школе.
Ведь именно сейчас, в возрасте «почемучек», закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это — основа дальнейшего успешного школьного обучения. Играйте в исследователей!
В своей работе я использую занимательные опыты и эксперименты для дошкольников О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, ,В.В.Щетининой из серии книг «Неизведанное рядом».