Семинар для педагогов на тему "Индивидуализация процесса обучения с учетом типов восприятия информации учащимися"

Разделы: Школьная психологическая служба


Слайд 1. "Индивидуализация процесса обучения с учетом психологических особенностей детей. Типы восприятия"

Задачи:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам индивидуализации процесса обучения школьников с учетом их психологических особенностей;
  2. Осуществление профилактики нежелательных негативных тенденций в поведении детей;
  3. Выработка "эффективного" стиля взаимодействия с данной категорией детей.

Оборудование: презентация по теме, выставка книг, раздаточный материал.

Предварительная работа: анкетирование учителей, анализ анкет.

План проведения:

  1. Вступительное слово ведущего
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть
  4. Обратная связь (оценка мероприятия)

Слайд 2.

«Причина половины наших ошибок в жизни в том, что мы чувствуем тогда, когда нам нужно думать, и думаем тогда, когда нам нужно чувствовать».
Дж. Чартон Коллинз (1848-1908)

Ход мероприятия

Уважаемые коллеги! В этом году мы уже много говорили об активном обучении, о стратегиях повышения эффективности учебных занятий, об основополагающих концепциях современного урока.

Но именно учет индивидуальных особенностей учащихся является важной составляющей в успешной организации учебного процесса. Вспомните, один из аспектов учета индивидуальных особенностей – темперамент школьника, мы рассмотрели в прошлом году.

Сегодня мы поговорим о тех особенностях, которые необходимо максимально учитывать при подготовке и проведении уроков, если мы ориентированы на успех и хотим сориентировать на успех своих учеников – репрезентативная система.

Слайд 3. Понятие репрезентативной системы:

  • система, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту;
  • способ получения человеком информации из внешнего мира.

Слайд 4.Существует четыре типа этой системы личности: аудиал (ведущий канал – слух), визуал (зрение), кинестетик (осязание), дигитал или дискрет (Ведущего канала нет. Восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен).

Слайд 5. Вообще, дискретов можно отнести к "вымирающему типу", таких людей среди нас довольно мало, около 1-2%. Кинестетиков несколько больше – по разным данным от 3 до 5-8%. Аудиалов, людей, воспринимающий информацию на слух около 10-12%. И, как Вы уже догадались, большинство из нас – визуалы. 80-85% людей, живущих на нашей планете воспринимают информацию преимущественно через зрение.

Кстати, чем выше уровень экстраверсии у ребенка, тем менее он визуален и чаще пользуется для связи с окружающим миром кинестетическим каналом. Визуальный канал чаще используют девочки по сравнению с мальчиками и женщины по сравнению с мужчинами.

Слайд 6 . Паровоз наших ощущений выглядит примерно так.

А теперь предлагаем Вам узнать побольше о себе любимых. Для начала найдите по открыткам свою вторую половинку, это и будет ваша пара. (Работа в парах: педагоги выполняют предложенный тест).

Слайд 7. Как вычислить, кто перед вами? Самый простой тест на определение психологического типа – задать собеседнику вопрос: «Как вы бы хотели провести отпуск?». Проследите за взглядом своего коллеги (фиксация данных на бланках). <Приложение 1>

Слайд 8. Интерпретация данных

Визуал направит взгляд вверх, пытаясь представить картинку.

Аудиал посмотрит либо прямо, либо влево или вправо, без вертикальных смещений, это значит, что задействован канал, отвечающий за формирование звуковых образов.

Кинестетик обратится к собственным чувствам и опустит глаза вниз.

Ну, и, конечно, обратите внимание на ответ. О ярком солнце и синем море будет говорить тот, кто предпочитает смотреть на мир. Про крик чаек и свист ветра вспомнит человек, который верит тому, что слышит. Теплый бриз и горячий песок захочет почувствовать тот, для кого первичны ощущения.

Легко ли Вам было чётко определить кем является ваш собеседник: аудиалом, визуалом или кинестетиком (ответы).

Стоит отметить, что разделение людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков является весьма условным.

Таким образом, чистых аудиалов, визуалов и кинестетиков найти невозможно. У нас в той или иной степени развиты все каналы восприятия. Разве что тотально слепой или глухой человек может быть лишен одного из каналов. Но все-таки у каждого есть свои предпочтения (преференции). Для получения более достоверной информации, а именно, в какой степени развиты ваши типы репрезентативной системы, можно использовать тест Васильевой Н.Л. «Сенсорные предпочтения». <Приложение 2>

Слайд 9. Где в итоге вы получите свой сенсорный профиль. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс взаимодействия с окружающими. Кто заинтересовался, данной информацией может пройти этот тест, а мы поможем его обработать.

Итак, кратко рассмотрим особенности людей с доминированием разных типов репрезентативных систем:

Слайд 10. Визуалы

  • ключевые слова: видеть, показывать, обозревать, наблюдать, смотреть, ярко, туманно…;
  • наблюдательны; ориентированы на внешний вид;
  • не отвлекаются на шум;
  • в чтении успешны;
  • хорошо запоминают образы (хорошая зрительная память);
  • движения резкие и порывистые;
  • Дыхание быстрое, активная жестикуляция;
  • обладают высоким голосом;
  • глаза часто мигают; прищуриваются, хмурят брови;
  • во время молчания губы сжаты;
  • в разговоре большая дистанция с собеседником, не смотрят в глаза

Учитель-визуал

  • говорит быстро;
  • использует визуальные указатели;
  • на уроке часто смотрит вверх;
  • охватывает большой объём содержания материала;
  • большое внимание уделяет обратной связи с учениками;
  • использует наглядные методы обучения;
  • внимателен к цвету и стилю одежды;
  • рабочее место хорошо организовано;
  • в общении демократичен;
  • отдаёт предпочтение индивидуальному подходу в обучении.

Слайд 11 . Аудиалы

  • ключевые слова: слушать, звучать, настраивать, оглушить, скрипеть, звенеть…
  • разговаривают сами с собой;
  • легко отвлекаются на шум;
  • говорят ритмично, легко повторяют услышанное;
  • разговорчивы, любят дискуссии, споры, размышления;
  • шевелят губами, проговаривая слова при чтении;
  • при общении руки сложены на груди, мало жестикулируют;
  • В разговоре средняя дистанция;
  • дышат полной грудью.

Учитель-аудиал

  • говорит ритмично;
  • на уроке смотрит поверх голов учащихся на противоположную от него стену;
  • любит дискуссии и чтение вслух на уроке;
  • может отвлекаться от темы урока;
  • использует аудиозаписи;
  • мало внимания обращает на внешний вид;
  • рабочее место не организовано;
  • часто авторитарен.

Слайд 12 . Кинестетики

  • ключевые слова: чувствовать, ощущать,касаться, вздох, потеплело, похолодало…
  • при чтении водит пальцем;
  • слаб в деталях;
  • лаконичен;
  • используют слова, преувеличивающие описываемые события;
  • запоминают посредством мышечной памяти;
  • обладают хорошей координацией движений;
  • дыхание глубокое , ритмичное;
  • говорит медленно, соотносит слова с ощущениями;
  • скупая жестикуляция;
  • часто наклоняются вперёд;
  • при общении стоят близко, касаясь людей.

Учитель-кинестетик

  • говорит медленно;
  • на уроке часто смотрит вниз и влево;
  • использует жестикуляцию;
  • вовлекает учеников в игры, проекты;
  • даёт задания группам;
  • использует демонстрационные методы;
  • предпочитает комфортную, спортивную одежду;
  • организует несколько рабочих мест в классе;
  • сторонник дифференцированного обучения.

Слайд 13. Диагностика типа восприятия ребенка

Как можно распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям или тестам.

Тесты и опросники на определение ведущей системы восприятия мира <Приложение 3>.

Памятка для взрослых. «Доминирующие системы восприятия и пути их рационального использования <Приложение 4>..

Зная типы восприятия своих учеников вы сможете максимально учитывать эти особенности при подготовке и проведении уроков, и таким образом сориентировать их на успех.

Слайд 14 . При обучении визуалов:

  • использовать: – слова (описывающие цвет, форму, размер, местоположение),
  • схемы, таблицы;
  • выделять цветом важнейшие пункты или аспекты содержания;
  • записывать действия;
  • читать текст учебника самостоятельно;
  • сравнение образов и обращение к прошлому;
  • чтение по ролям;
  • свободное выражение своих мыслей;
  • хорошее освещение.

Слайд 15. При обучении аудиалов:

  • использовать вариации голоса (громкость, паузы, высота);
  • использование лингафонной системы;
  • обстановка тишины;
  • рассказывать;
  • чтение стихов;
  • ответы хором;
  • анализ звуков;
  • предпочтительны счёт и письмо;
  • хорошо осваивают иностранные языки.

Слайд 16. При обучении кинестетиков:

  • использовать жесты, прикосновения;
  • медленно излагать материал;
  • предлагать задания, связанные с практической деятельностью;
  • отбивать ритм стихов рукой или ногой;
  • иногда стоять во время урока или отвечать сидя;
  • сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения.

Слайд 17. Замечания ученикам на языке его типа восприятия:

  • визуалу – покачать головой или погрозить пальцем;
  • аудиалу – сказать шёпотом: «Ш-ш-ш», «Потише»;
  • кинестетику – легко прикоснуться к плечу.

Слайд 18 . Аудиальным людям “нравится, как звучит” идея,

Визуальный человек “видит возможности”,

Кинестетик может испытывать “теплые чувства” к этой идее

Слайд 19. Практическое задание. Определите тип восприятия новых учеников? (таблица Характеристика обучающихся по типам восприятия информации) <Приложение 5>.

визуал аудиал кинестетик дигитал
Кролик Сова Вини Пух Ослик Иа

Подведем итоги:

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Зная, кто ваш ребенок – аудиал, визуал или кинестетик, вы можете использовать это в обучении, сможете общаться с ребенком на его языке, развивать другие каналы восприятия и добиваться тем самым наилучшего восприятия информации и более успешного обучения как результата.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Слайд 20.

Занимаясь творчеством, соответствующим доминирующему каналу восприятия ребенка, не следует забывать об остальных.

Не сравнивайте учеников: все они по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем.

Приложения