Новый закон об образовании и Федеральный государственный образовательный стандарт ставят перед педагогами дошкольных учреждений задачу по развитию у детей целевых ориентиров, которые направлены также на интеллектуальное развитие дошкольников.
Разрабатывая конспект совместной игровой деятельности, я основывалась на деятельный подход в развитии и обучении детей, который способствует развитию интеллектуальных способностей.
Для получения более эффективного результата необходимо придерживаться принципов:
- доступности;
- открытости;
- психологической комфортности;
- мотивации.
Эти принципы помогутв решении задач интеллектуального развития каждого ребенка в моей группе.
Цель: Создать условия для решения проблемных задач на основе имеющегося опыта сравнения предметов по длине, ширине, составления групп предметов определённого количества. Развивать мышление, умение сравнивать, рассуждать, обобщать с опорой на коллективный опыт. Воспитывать умение выслушивать друг друга, использовать коллективный опыт решения интеллектуальных задач.
Ход занятия
1 организационный этап (включающий):
Педагогическая цель: Помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи для активизации деятельности.
Цель, которую должны поставить перед собой дети: Дойти до домика Винни-Пуха, преодолевая все препятствия и помогая тем, кто встретится.
Методы и приёмы: Дети получают письмо от Винни-Пуха, где он описывает различные проблемные ситуации, которые он один не может разрешить, просит помощи у детей.
Воспитатель: Содержание письма: Дорогие дети! Совсем скоро у меня День рождения. Но мои друзья – зайчата не могут придти ко мне нарядными, с поздравлениями и цветами. Они не могут решить, кому, какой бантик завязать, да и не знают, как собрать (три) букетов, о которых я так мечтал. Я знаю, что вы очень добрые, можете помочь. Но дойти до зайчат непросто, перед полянкой – быстрая речка. Как ее перейти? Помогите. Так хочется, чтобы День рождения состоялось. Ваш Винни
Воспитатель: Дети, а сможем ли мы как-то помочь Винни-Пуху?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: Тогда в путь!
2 этап с опорой на личный опыт детей (опрос детей):
Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей, их знания для решения проблемных задач, активизировать желание диспутировать по теме.
Цель, которую должны достигнуть дети: Найти самый безопасный и удобный способ переправится через ручей, выслушивая разные предложения, рассуждая, выбирая лучший вариант.
Методы и приёмы:
Рассмотреть речку, все предметы, которые могут послужить переправой (гимнастические палки, бруски, пластины, кирпичики, ветки (выслушать все предположения). Игра «Хорошо-плохо»
Активизирующие вопросы: рассмотрите предметы. Какие из них могут стать основанием переправы, моста? Давайте подумаем, что хорошего и что плохого в каждом предмете, если из него сделать мост. Какой предмет самый практичный?
Почему? Поиграем в игру «Хорошо-плохо». Обязательное условие: выслушиваем каждого, кто вносит предложения. Выбираем вместе лучший способ.
Методы и приёмы поддержки успешности и активности: подбадривание, косвенная подсказка, активизирующий вопрос по ситуации, похвала.
Воспитатель. Смотрите, ребята, речка бежит.
Как же нам перебраться через речку.
Дети. Высказывают свое мнение.
Воспитатель. Дети рассмотрите предметы. Какие предметы вы здесь видите?
Дети: Рассматривают предметы, лежащие рядом (кирпичики, пластины, палочки…)перечисляют.
Воспитатель: Как вы думаете, какие из этих предметов могут стать основанием моста? Давайте порассуждаем ребята, какой предмет нам больше всего подойдет? Почему?
Для этого поиграем в игру «Хорошо - плохо»
(Пример рассуждения: Из палок можно сделать мостик, они длинные, достают до другого берега ручья. Это хорошо. Но они тонкие, могут прогнуться и переломится. А ещё они катаются, поэтому мост из палок неустойчив. Это плохо. Если сделать мост из кирпичиков. Они очень)
Воспитатель: А что если мы построим мост из кирпичиков?
(Рассуждение: Из кирпичиков можно сделать мост, они устойчивые, твердые. Это хорошо. Но их очень мало и не хватит до другого берега. Это плохо.
Воспитатель: Сможем ли мы построить мост из пластиковых пластин?
(Рассуждение детей.)
Дети: предлагают свои варианты.
Воспитатель: Вот, оказывается сколько есть способов перебраться через речку.
Давайте построим мостики из всех предложенных предметов и выберем лучший способ из всех предложенных.
Дети: высказывают свое мнение, строят мостики.
Воспитатель. Какие вы сообразительные. Давайте аккуратно перейдем по нему через речку.
Дети проходят.
Воспитатель. Какие вы все храбрые и ловкие. Идем дальше?
3 этап – основной.
Педагогическая цель: Создать условия для того, чтобы дети самостоятельно пришли к разным способам выбора ленточек для зайчат, проявили и проверили себя в практической деятельности. Подготовить среду для совместного поиска ответа на проблемные вопросы через практическую деятельность. Организовать игровую деятельность для сравнивания лент и зайчат, активизации и поддержания интереса детей.
Цель, которую должны достигнуть дети: Помочь выбрать способы сравнения лент и зайчат. Разрешить интеллектуальную задачу выбора длинной ленты для большого зайчонка, короткой – для маленького.
Методы и приёмы: Игра «Сравни зайчат», «Сравни ленты». Способы сравнивания зайчат – приложение зайчат друг к другу. Способы сравнивания лент – приложение, наложение, закручивание. Практическая деятельность – завязывание бантов: «Длинная лента для банта большому зайчонку.
Методы и приёмы поддержки успешности и активности: подбадривание, косвенная подсказка, активизирующий вопрос по ситуации, похвала.
Воспитатель. Дети посмотрите, кто это там под елочкой сидит, нас встречает.
Дети. Зайчики.
Воспитатель. Какие они?
Дети. Перечисляют разные качества.
Воспитатель: А как вы узнали, что один зайчик большой, а другой маленький?
Воспитатель: выделяет главные большой и маленький зайчики.
Воспитатель. Посмотрите, они с корзинкой пришли, а в ней ленточки.
Зачем они им?
Дети: Высказывают свое мнение.
Воспитатель. Дети, оказывается, зайчики тоже собрались к Винни-Пуху на день рождение и хотят выглядеть красивыми. Они уже давно сидят под деревом и пытаются завязать себе бантики, но у них почему-то ничего не получается.
Воспитатель: Как бы нам помочь зайчатам, вы не знаете?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: Как узнать, какая ленточка подойдет большому зайцу, а какая маленькому?
Дети: надо их сравнить.
Воспитатель: А как?
Дети: Надо наложить или приложить одну ленточку на другую.
Воспитатель: А как еще можно их сравнить?
Воспитатель наводящими вопросами подводит детей к способу закручивания лент.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какой из всех способов самый точный?
Дети: (анализируют, делают вывод)
Воспитатель: Вот мы узнали, что одна ленточка короткая, другая длинная. Мы можем завязать теперь зайчикам бантики?
Дети: Да.
Воспитатель: Какую ленточку мы завяжем большому зайчику? Почему? А может ему надо другую ленточку? Давайте попробуем. Нет, не получается? Почему не получается?
Дети: Потому что большому зайчику подойдет длинная лента, а маленькому короткая.
Воспитатель: Какими нарядными стали зайчики! Они говорят спасибо вам и пойдут готовиться дальше ко дню рождения.
Дети. До свидания зайчики, до встречи!
Воспитатель. А мы идем дальше. К кому идем?
Дети. К Винни-Пуху на день рождения.
4 этап – закрепление знаний.
Педагогическая цель: Создать условия для обобщения и закрепления умения отсчитывать нужное количество цветов для букетов в игре.
Цель, которую должны достигнуть дети: вспомнить и проговорить, как отсчитать пять цветов для каждого букета.
Дети. Много.
Методы и приёмы: Игра « Составим букеты для Винни»
Воспитатель. Дети, мы с вами вышли на солнечную, цветочную полянку.
Воспитатель. А сколько здесь цветов! Сколько?
Воспитатель. Как они называются, вы знаете?
Дети. Ромашки, одуванчики, васильки.
Воспитатель. А давайте мы посчитаем, сколько ромашек растет на поляне, одуванчиков и васильков.
Дети. Дети пересчитывают.
Воспитатель: Ребята, а может мы составим несколько букетов для Винни –Пуха, чтобы он порадовался?
Дети: да
Воспитатель: Давайте подумаем, сколько получится у нас всего букетов, если мы ромашки соединим в один букет, одуванчики в другой и васильки. Сколько же букетов у нас получилось?
Дети: три.
Игра « Составим букеты для Винни»
5 этап – заключительный, мотивирующий на дальнейшее познание.
Педагогическая цель: Создать условие для того, чтобы дети могли сформулировать ответ на главный проблемный вопрос, адекватно оценить приложенные усилия в решении игровых и познавательных задач, нацелить на дальнейшее познание.
Цель, которую должны достигнуть дети: Поздравить медвежонка, подарить подарки, спеть «Каравай», рассказать, как добирались. Что трудного встретилось на пути, что помогло справиться с трудностями.
Предложение ещё поразмышлять вместе с мамой, папой, братом, поискать информацию, принести книги о постройке мостов из разных материалов.
Воспитатель: Здравствуй Винни-Пух! Мы с ребятами пришли поздравить тебя с днем рождения и хотим подарить тебе три букета полевых цветов.
Дети, а вы не хотите рассказать мишке про наше путешествие по лесу? Как мы добрались, кому помогли?
Дети: рассказывают.
Воспитатель: Вот мишка, какой путь мы проделали. Ребята, а как же мы без нашего любимого хоровода на день рождения? Споем?
Дети: Да. Дети поют и водят хоровод «Каравай», выполняя движения под музыку.
Воспитатель. Молодцы ребята! Винни-Пуху очень понравилось наше поздравление. А он приготовил для вас угощение. Что это ребята?
Дети. Бочонок меда.
Воспитатель. Давайте заглянем в него? Что в нем?
Дети. Конфеты.
Заключительная часть. Винни-Пух всех угощает.
Дети прощаются с медвежонком.