Программные задачи:
- счёт наизусть в пределах 10-ти;
- сравнивать рядом стоящие числа, в пределах 10-ти;
- формировать геометрические представления (правильно употребление названий геометрических фигур и тел);
- правильно употреблять слова, выражающие размер;
- отличие предметов, по одному заданному признаку, или свойству;
- называть части суток;
- развивать логическое мышление.
Демонстрационный материал:
- магнитная доска;
- набор цифр;
- плакат с линиями (кривая, прямая, ломанная, замкнутая);
- плакат с геометрическими фигурами;
- фланелеграф;
- матрёшки (5 шт.);
- полоски разной длины (5 шт.);
- сундук;
- ключи из картона (10 шт.);
- ленты (2шт.).
Раздаточный материал: Фланелеграф на каждого ребёнка, цветочки (разноцветные).
Задачи:
- создание благоприятных условий
- проведение учебного процесса, в игровой форме.
Результат: к концу года, у детей сформировались отдельные понятия математических преставлений.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
В: Ребята, а какое сейчас время года?
Д: Ответы.
В: Молодцы, а сколько всего времён года, назовите их?
Д: Ответы.
В: Хорошо ребята, а теперь назовите части суток?
Д: Ответы.
В: Ребята, а вы любите путешествовать?
Д: Ответы.
В: А куда бы, вы хотели отправиться путешествовать?
Д: Ответы.
В: Хорошо, но я вам предлагаю отправиться в сказочную страну чисел. Вы хотите?
Д: Ответы.
В: Давайте ,закроем глазки и все дружно посчитаем до 10-ти (дети закрыли глаза, и считают вслух). Вот, мы в сказочной стране чисел, в ней нас ждут интересные приключения. А на чём ,бы вы хотели путешествовать в этой стране?
Д: Ответы.
В: А предлагаю вам, путешествовать пешком, вы согласны?
Д: Да.
В: У жителей этой страны, есть волшебный сундук, чтобы его открыть нужно ключики добыть. В добрый путь! (идут)
В: Посмотрите, кто-то впереди стоит (остановились).
1 Ребёнок (царь): Я главный в этом государстве, ответьте вы на мой вопрос: «Сколько ртов, голов и лбов человек носить готов?»
Д: Ответы.
1 Ребёнок (царь): Значит цифра я?
Д: Один.
1 Ребёнок (царь): Правильно, вот задание от меня (даёт конверт).
В: (Читает задание) Этот замок мой ребята, нарисован на листе. Из каких геометрических фигур изобразил его художник?
Д: Ответы.
Ребёнок 1 (царь): Молодцы, ребята! (даёт ключ)
Идут дальше.
В: Посмотрите, а вот и царица!
2 Ребёнок (царица): Отгадайте-ка загадку: «Сколько ранним утром глаз открывается у нас?»
Д: Ответы.
2 Ребёнок (царица): Какая значит цифра я?
Д: Ответы.
2 Ребёнок (царица): А вот задание от меня (даёт конверт).
В: Читает задание. Чтобы дойти ,вам до сундука ,надо выбрать дорогу, по которой вам будет удобно идти (плакат с линиями).
В: По какой дороге пойдём ребята?
Д: Ответы.
2 Ребёнок (царица): Правильно, ребята, держите ключ!
В: Ребята, посмотрите кто там дальше стоит, там охрана стоит, охраняет эту страну.
3 Ребёнок (охрана):
Мчится тройка удалая,
Трое взмыленных коней
Вихрем мчатся средь полей
Отгадай меня скорей.
Д: Ответы.
3 Ребёнок (охрана): Чтобы дальше вам идти, вот задание от меня (даёт конверт)
В: Разложите полоски (по длине). Поставьте матрёшек по росту (высота)
Дети выполняют, и получают ключ.
В: Молодцы! (идут дальше)
В: Ой кто это нас встречает?
4 Ребёнок (принцесса): Я принцесса, хоть куда, все узнали вы меня?
Д: Ответы.
4 Ребёнок (принцесса): Вот задание от меня(даёт конверт).
В: Перед вами 2 шара, чем они отличаются? (цвет, величина)
И ещё 2 ленточки (шире, уже, цвет)
4 Ребёнок (принцесса): Вот вам ключик, от меня.
Идут.
5 Ребёнок (Принц Звезды):
Сколько пальцев на руке
Могут сжаться в кулаке?
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
5 Ребёнок (Принц Звезды): Какая цифра я?
Д: Ответы.
5 Ребёнок (Принц Звезды): Вот задание от меня. Посмотрите внимательно на этот рисунок, который похож на земной шар. А теперь вопрос, что изображено внутри круга, снаружи, на границе?
Д: Ответы.
5 Ребёнок (Принц Звезды): Молодцы, ребята, вот вам ещё один ключ.
Идут дальше.
6 Ребёнок (принцесса): Здравствуйте! Вам знакомы мои шестиногие друзья – бабочки, стрекозы, кузнечики?
Д: Ответы.
В: Значит это цифра
Д: Ответы.
6 Ребёнок (принцесса):Во задание от меня (протягивает конверт)
В: Каких чисел не хватает в числовом ряду? (от 1 до 5)
Д: Ответы.
6 Ребёнок (принцесса): Умнички , ребята, вот вам ключ. (Идут)
7 Ребёнок (музыкант): Сколько нот ,скажите дети?
Д: Ответы.
7 Ребёнок (музыкант): Правильно ,дети, их 7,давайте потанцуем. (физкультминутка)
7 Ребёнок (музыкант): Спасибо, вам друзья, держите ключ (идут дальше)
8 Ребёнок (принцесска): Ребята, а сколько ног у осьминога?
Д: Ответы.
8 Ребёнок (принцесска): Вот, вам задание от меня (даёт конверт).
Весёлые задачи (логика).
Д: Ответы.
8 Ребёнок (принцесска): Молодцы, вот вам ещё один ключ!
Идут.
9 Ребёнок (принц): Я, принц добра. Живу в тридевятом государстве, за девятым валом, какая цифра я?
Д: Ответы.
9 Ребёнок (принц): Вот, получите ваше задание, ребята (даёт волшебный мешочек). Что в нём, отгадайте? (геометрические тела)
Д: Ответы.
9 Ребёнок (принц): Держите ключ! (идут дальше)
В: Посмотрите, ведь это цифра 10! Что-то грустная она стоит, может ей помочь нужно?
10 Ребёнок: Да, вот беда, на дворе весна, а у нас всё холода, и цветочков нет. Нам так хочется красоты.
В: Давайте им поможем ,создадим ,каждый свою весеннюю картину из цветов , и подарим им всем, тёплое весеннее настроение.
Проходят к столам.
- пальчиковая гимнастика
- работа на фланелеграфе (пространственное расположение предметов)
10 Ребёнок: Мы жители, страны Чисел, благодарим вас, и держите волшебный сундук.
Воспитатель совместно с детьми, ключами открывает сундук (Д/и по математике).
10 Ребёнок: Жители страны вас снова жду в гости! Спасибо вам, за всё.
Д: Пожалуйста.
В: А нам пора обратно в детский сад, закрыли газа, и считаем от 5 до 1.
В: Вот, мы и вернулись в детский сад, вам понравилось в сказочной стране?
Д: Ответы.
В: Мне тоже очень понравилось, и ещё мне понравилось, то что вы справились со всеми заданиями. Молодцы!
Литература:
- Математика и логика для дошкольников: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В Соловьёва.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2000.-157
- Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада/Т.Н Доронова, В.В Гербова, Т.И Гризик и др.;Сост. Т.Н Доронова.-М.:Просвещение, 1994.-208 с.