Занятие по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе.
Цель: формировать представление детей об окружающем мире через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Расширять и обобщать представления детей о свойствах и качествах предметов. Вода: грязная, чистая; камни: твердые, гладкие, шероховатые, тяжелые, легкие;
- Совершенствовать навык связной речи, в т.ч. доказательной речи;
- Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза: слоговой анализ слов;
- Расширять знания детей о природных явлениях
Развивающие задачи:
- Развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, мышление, воображение;
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
- Развивать умение отражать в речи результат исследовательских действий, активизировать словарь детей по данной теме.
Воспитательные задачи:
- Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение действовать в команде.
- Воспитывать желание проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: Д/и «Собери рюкзак», предметные картинки о воде, фильтры по количеству детей, камни, лупы по количеству детей, весы для воспитателя, декорации для исследования камней (пеньки, столик), карточки со слогами для игры «Соедини слоги», декорации гор, презентация «Вулканы», макет вулкана, магнитная доска, корона и плащ для воспитателя, звукозапись.
Предварительная работа: Разучивание физкультминуток, знакомство с горами: какие горы бывают (старые, молодые), где располагаются, как создаются, эксперименты «Свойства воды», чтение сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы».
Ход занятия
Дети входят в зал вместе с воспитателем и проходят на коврик.
I. Организационный момент.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в гости к Хозяйке Медной горы.
Звучит звукозапись на компьютере
Хозяйка Медной горы: Здравствуйте ребята, я слышала, вы собираетесь ко мне в гости? Помните, что нелегко вам будет добраться до моих владений, а если получится у вас, то увидите мое волшебство.
Воспитатель: Прежде, чем мы с вами отправимся в гости к Хозяйке Медной горы, давайте подумаем, что нужно с собой взять?
Д/и. «Собери рюкзак»
Воспитатель: Перед вами рюкзак и предметы, необходимые для похода.
Задание: Каждому выбрать по одному необходимому предмету в рюкзак и объяснить свой выбор.
(Под музыку дети выбирают предметы)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто что выбрал.
(Дети объясняют свой выбор необходимых предметов в поход и по ориентиру воспитателя располагают на рюкзак).
Дается задание разместить предметные картинки в рюкзак, по указанию воспитателя используя ориентировку на листе бумаги.
Воспитатель: Ребята, в лесу много интересного можно увидеть, давайте побудем сегодня исследователями, Как вы считаете, исследователем легче быть одному или в команде? Что означает «работать в команде? (Ответы детей). Ну что в путь.
Физкультминутка «Вместе по лесу идём».
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево.
Воспитатель: А вот для нас и первое задание от Хозяйки Медной горы.
II. Основная часть.
Воспитатель: Здесь находится неочищенная вода. Нам нужно ее очистить. А очищать мы ее будем с помощью фильтров.
У каждого из вас свой фильтр:
- уголь;
- стружка;
- вата;
- песок;
- глина.
Мы должны выбрать самый быстрый.
(Дети начинают пропускать воду через фильтры)
Эксперимент №1.
- Возьмите стаканчики с неочищенной водой
- Пропустите через фильтр
- Понаблюдайте за своим фильтром
- Сравните с фильтром друзей
Вывод: Быстрее очистилась вода через песок.
Воспитатель: Пока наша вода очищается, посмотрите на картинки и выберите те, где есть вода.
Воспитатель: Давайте вернемся к нашим фильтрам и выберем самый лучший.
(Дети вместе с воспитателем определяют, какой лучший)
Водичку мы очистил, можно и дальше идти, а чтоб горы быстрее показались, давайте о них вспомним.
Физкультминутка
Стоит гора-старушка.
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора страдает
И камешки теряет,
И каждый день
И каждую ночь
Катятся, катятся камушки прочь.
Воспитатель: А вот и камни Хозяйки медной горы, наверное, и владения ее совсем рядом? Какие красивые! Давайте их рассмотрим.
Исследование камней.
Воспитатель: Мы сейчас по очереди обследуем каждый камушек.
Как мы можем это сделать? (Ответы детей).
Погладим, рассмотрим, понюхаем и взвесим.
Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
(Дети делятся открытиями.)
Воспитатель: Покажите самый гладкий и самый шершавый камушек.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: Что интересного вы увидели ребята?
Дети: (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).
Определение веса.
Воспитатель: Давайте возьмем два камня, и попробуем определить какой из них тяжелее на глаз (Берем большой по размеру камень, но легкий и маленький по размеру, но тяжелый).
Сейчас мы проверим их вес на весах.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые из таких разных камней и получаются разные горы.
Смотрите, ребята, а вот и владения Хозяйки Медной горы, а нас кто-то встречает. Кто это?
Дети: Ящерицы
Воспитатель: У них что то есть, давайте посмотрим.
Игра «Соедини слоги»
Разделитесь на пары.
Каждой паре нужно соединить слоги, чтоб получилось по два слова
- Во – да
- Го – ра
- Кам – ни
Прочитайте свои слова по слогам.
Воспитатель: Молодцы, быстро справились, давайте отдохнем. Закроем глазки и послушаем звуки природы.
(В это время воспитатель переодевается в Хозяйку медной горы – надевает корону, плащ).
Хозяйка Медной горы: Давно вас жду и вижу много знаете и умеете делать, но я знаю то, о чем вы не знаете, я вам расскажу о вулканах.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, когда «просыпаются» вулканы они извергаются, а как это происходит, я вам сейчас покажу
Эксперимент №2.
- 1 ч.л. соды
- Сухая красная краска
- 3 капли моющего средства
- Уксус.
(Воспитатель показывает извержение вулкана с сопровождением звукозаписи «Извержение вулкана»).
Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”. У нас в стране вулканов очень много. В этих местах существуют службы предупреждения об опасности и эвакуации людей перед извержением вулканов.
Ну что, ребята, пора вам возвращаться домой, а я хочу вам подарить на память свое изображене, когда вам захочется узнать что – то интересное о природных явлениях, приходите ко мне в гости и я вам расскажу. Закрывайте глазки и представьте спящий вулкан…
(Воспитатель переодевается)
III. Итог занятия.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие?
А что вам больше всего запомнилось?
Давайте пройдем в группу и нарисуем для родителей, то что вам запомнилось больше всего.