Урок в 1-м классе по программе «Начальная школа XXI века».
Цели урока:
- создание условий для овладения учащимися разными способами прибавления числа 4 с переходом через десяток;
- развивать умения наблюдать,сравнивать, делать выводы;
- воспитывать умение работать в паре, вгруппе, культуру общения.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь,карточки для работы в паре,в группе, фишки, линейки, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный этап.
– Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все (солнце)
(Слайды 1-3, на доске «солнышко» с лучами.)
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
Ив учебе помогать.
Учитель: Сегодня в гостях у нас солнышко. Оно радо встрече с вами и посылает вам на лучиках математические приветики с заданиями.
II. Актуализация знаний.
Задание первого лучика.
(Работа в парах. Слайды 4-5) Учитель: У каждого из вас карточка с примерами, фишки, которые вы будете давать друг другу за правильные ответы – зеленые фишки, если ответы неправильные – красные фишки.
Учитель: Я предлагаю вам поработать со своим соседом по парте.
Учитель: Что нужно помнить, работая в паре?
Ученики: Правила работы в парах.
Учитель: Вспомним их. (Дети называют устно правила работы в парах.)
Ученики:
- Говорим вежливо, называя собеседника по имени.
- Говорим вполголоса, но не шёпотом.
- Внимательно слушаем партнёра, не перебивая его.
- Будь готов помочь товарищу.
- Поблагодарите друг друга за совместную работу.
Учитель: Я прошу вас соблюдать все правила, но особое внимание обратить на правила под номерами 1 и 3.
Проверка работы.
Учитель: У кого все зеленые фишки? (Поднимите руки.)
Учитель: Молодцы!
Учитель: У кого зелёные фишки и красные? (Поднимите руки.)
Учитель: У кого только красные фишки? (Поднимите руки.)
Учитель: Какие затруднения вы испытывали при решении данных примеров?Учитель: Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не ошибиться в решении таких примеров?
Дети: Быть внимательными,знать таблицу сложения на 2 и т. д.
Знают взрослые и дети –
Без умения считать
Плохо жить на свете.
III. Постановка цели урока.
Задание второго лучика.(Работа в группах.) Дети объединяются в 3 группы по 8 человек. Группы формируются по желанию детей. При ответе группы остальные дети класса слушают, соглашаются либо не соглашаются с выступающими, задают вопросы, оценивают работу групп.
Учитель: Каждая группа будет решать свою задачу, составит решение,а потомпредставит перед классом работу своей группы. (1 группа)
- В класс вошла Наташа, а за ней Марина,
А за ней Арина.
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят? -
Три пушистых кошечки (2 группа)
Улеглись в лукошечки.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько вместе кошек стало? -
Ежик по лесу шел. (3 группа)
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Два – у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине?
(На доске: 1 группа – 1+1+1+1=4, 2 группа – 3+1=4, 3 группа – 2+2=4.)
Учитель:Молодцы, вы сегодня дружно справились с заданием. А дружная групповая работа только помогла справиться с заданием успешнее и быстрее.
Учитель: Посмотрите внимательно на ответы и решения этих задач.
Учитель: Что можно сказать про ответы этих задач?
Дети: Во всех трёх задачах ответ 4.
Учитель: Как можно получить число 4?
Дети: 4 – это 1, 1, 1 и 1, 3 и 1, 1 и 3, 2 и 2.
Учитель: Как же можно к числам прибавлять число 4?
Дети:
к 1 +1 +1 +1
к 3 +1, 1+3
к 2 +2
Учитель: Кто хочет научиться прибавлять число 4?
Дети: Поднимают руки.
Учитель: Каждому именив гороскопе соответствует какое-либо число. Ани, Вадимы, Светы! 4 – это ваше число. Вас ждёт успех в науке. Вы трудолюбивы, надёжны,на вас можно положиться в трудную минуту. Так что постарайтесь,чтобы волшебное предсказание древних магов стало явью.
Учитель: Кто назовёт четыре времени года? Четыре времени суток? Четыре стороны света?
Учитель:Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
Дети: Прибавлять число 4 к числам. (Слайд 6.)
IV. Первичное закрепление.
Задание третьего лучика. Слайды 7-9.)
Учитель: Как в озеро могут заплыть 4 уточки?
Учитель: Как же можно к числам прибавлять число 4?
(Дети самостоятельно делают вывод.)
Дети: Число 4, как и число 2 и 3, можно прибавлять по частям.
к 1 +1 +1 +1
к 1 +3, 3+1
к 2 +2
V. Физминутка.
Задание четвёртого лучика. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
VI. Работа с учебником.
Задание пятого лучика.
С.58, № 1.
Учитель: Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки и примеры.
– Как получить 4?
Учитель: Посмотрите, как муравей решал этот пример. (Слайды 10-13).
Учитель: Объясните, как можно к числам прибавлять число 4.
Дети:
к 1 +1 +1 =1
к 1 +3, 3+1
к 2 +2
Учитель: Ребята, число 4, как и число 2 и 3, можно прибавлять по частям.
Однако быстрее прибавлять поможет таблица сложения. Ведь 4 – это 3 + 1, 1+3 или 2 + 2. Поэтому к данному числу можно прибавить сначала 3, а к результату еще 1, или сначала 2, а потом 2 и т.д.
VII. Работа в рабочей тетради.
Задание шестого лучика.
С. 39, пр. 1.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья не скрою,
Ручку я вот так держу.
1. Учитель: Впиши в «окошки» нужные числа.
Дети: 4 – это 1 и 3, 4 – это 3 и 1, 4 – это 2 и 2.
Проблемная ситуация.
Работа в паре. ( С.40,пр.4.)
Учитель: Какие ответы у вас получились?
Учитель: Почему не получается решить все примеры легко?
Учитель: Чем эти 3 примера отличаются от тех, которые вы решали до этого?
Дети: Результаты получились больше 10.
- 7+4=11
- 8+4=12
- 9+4=13
Учитель: Что надо делать, если в результате сложения должно получиться число, больше 10?
Дети самостоятельно делают вывод: Если в результате сложения должно получиться число, больше 10, то число, которое прибавляют, стараются разбить на две части так, чтобы при прибавлении первой из них получить число 10, а затем к 10 прибавить вторую часть.
Учитель: Почему нужно получить 10?
Дети: К 10 легко прибавить любое число.
VIII. Физминутка.
Задание седьмого лучика. (Слайд 14.)
IX. Постановка учебной задачи.
(Слайд 15.)
Задание восьмого лучика. Учебник (С. 59, пр. 6). Работа в группах. Группы работают в том же составе. Все три группы решают один пример: 7+4=11, только разными способами. 1 группа – с помощью линейки, 2 группа – с помощью фишек, 3 группа – по частям.)
1. Учитель: Какими способами можно прибавить 4 к числу? (Коллективное обсуждение выполненной работы.)
Дети: С помощью линейки, фишек, по частям.
Учитель: Молодцы! Работали активно, с азартом!
2. Рефлексивная оценка.
Учитель: Кому какой способ нравится больше?
Учитель: Поясни свой ответ.
X. Решение задачи.
Задание девятого лучика. (Дети читают задачу самостоятельно.)
С. 39, з. 3. (Р .т.)
1. Учитель:
– О ком говорится в задаче?
– Сколько книг сдала Таня в библиотеку?
– Сколько книг сдала Аня в библиотеку?
– Что надо узнать в задаче?
– Каким действием будем решать задачу?
– Запишите решение в тетрадь самостоятельно.
2. Проверка.(Слайд 16, 4+4=8)
Учитель: Молодцы! Все дети решили задачу правильно.
XI. Контроль и оценка.
Задание десятого лучика.
1. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (С. 58, пр. 2.)
Вариант 1
4+4
1+4
3+4
Вариант 2
5+4
2+4
6+4
2. Проверка. (Ответы на доске.)
3. Рефлексивная самооценка.
Учитель: Кто решил все примеры правильно? Кто допустил ошибку? Как вы думаете,почему были допущены ошибки?
XII. Итог урока
Задание одиннадцатого лучика. (Слайд 17.)
Учитель: Напомните, какую задачу ставили в начале урока. Встаньте, кто считает, что мы эту задачу выполнили.
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали на уроке хорошо, то нарисуйте улыбку на лице человечка. А если наоборот, то нарисуйте грустное выражение лица.
– Солнышко благодарит вас за работу.
Дети:
Мы старались очень слушать и решать,
Наш урок окончен, можно отдыхать?
Учитель: Урок окончен, можно отдыхать!