Цель: развитие экологической культуры у детей через ознакомление с животным миром Прибайкалья.
Задачи:
- познакомить с животными Прибайкалья: кабаргой и бурундуком (внешним видом, повадками, средой обитания);
- Активизировать и пополнять словарный запас;
- Формировать умение использовать средства выражения драматизации: поза, жесты, мимика, голос;
- Подвести детей к осознанию необходимости бережного отношения к природе родного края.
Предварительная работа: беседы об озере Байкал, его растительном и животном мире; Чтение сказок и легенд; знакомство с картой Байкала.
Ход занятия
Детей на входе в группу встречает Сибирячок.
Сибирячок: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сибирячок. Никак не могу понять, почему меня так странно назвали родители?
Дети: Потому что родился в Сибири.
Сибирячок: Наш сибирский край называется еще Прибайкальем, отчего такое название?
Дети: В нашем краю находится знаменитое озеро Байкал.
Сибирячок: Еще я большой друг всего сибирского леса. Кто знает, как называется по-другому сибирский лес?
Дети: Сибирский лес – это тайга. В тайге растут: сосна, сибирский кедр, ель, ольха, лиственница.
Сибирячок: Какие молодцы! А теперь послушайте загадки.
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось, олень)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (хомяк, бурундук)
Кто эти герои загадок?
Дети: Это дикие животные, которые обитают в тайге.
Сибирячок: Конечно! Ребята, скоро наступит зима и животным тяжело будет зимовать. Я предлагаю вам совершить прогулку в лес и посмотреть, все ли готовы к зиме. Заодно унести им гостинцы.
Дети садятся в заранее постоянный из стульчиков автобус, звучит музыка «Веселые путешественники».
Остановка: «На лесной поляне».
Показывается презентация о животных тайги, дети описывают внешний вид, рассказывают о повадках, питании животных. В вперемешку показываются животные жарких стран или птиц. Дети должны определить кто лишний и почему.
Сибирячок: У меня недавно появились новые друзья, хочу вас с ними познакомить.
Знакомьтесь – это кабарга. (Рассказ о кабарге, с проговариванием названия животного)
А это – бурундук. (Рассказ о бурундуке, с проговариванием названия животного)
Я вижу, что все звери приготовились к зиме. Давайте им под кустик поставим корзинку с гостинцами. Вот они обрадуются!
(Корзина наполнена муляжами овощей.)
Сибирячок: (звучит писк детенышей животных) Ребята, кто это здесь пищит?
(На доске развешаны картинки детенышей животных)
Сибирячок: Да это же настоящий звериный детский сад. Нам надо помочь деткам найти своих мам
(Проводится дидактическая игра «Покажи животное».)
Одна часть детей разбирают картинки с животными, оставшиеся дети По-очереди изображают взрослых животных. Дети-«детеныши» должны узнать свою маму.)
Сибирячок: Давайте не будем мешать. Пошли дальше…
(Выходят на «поляну» на которой разбросан мусор, обломанные ветки, следы пожара.)
Сибирячок: Ребята, куда это мы попали? Деревья поломаны, не слышно птиц и зверей. Кто это натворил?
Дети: Это сделали сами люди.
Сибирячок: А разве можно так поступать. Я тоже, как и вы, хочу сохранить красоту нашего края. Давайте для начала наведем порядок на полянке. Теперь можно и отдохнуть. Давайте присядем в кружок и послушаем, какие лесные правила при шлось написать для людей.
Если в лес пошел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй,
Но смотри не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки ели не ломай
И почаще вспоминай:
Мусс ор с травки убирать!
Зря цветов не надо рвать!
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Сибирячок: Всегда выполняйте эти правила! А теперь настало время возвращаться в детский сад.
(Дети рассаживаются в автобусе.)
Остановка: «Детский сад»
Проводится обобщающая беседа-опрос. В заключении можно предложить детям разместить на карте Байкала картинки тех животных, которые обитают в тайге.