"Путешествие с Сибирячком" для детей подготовительной к школе группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие экологической культуры у детей через ознакомление с животным миром Прибайкалья.

Задачи:

  • познакомить с животными Прибайкалья: кабаргой и бурундуком (внешним видом, повадками, средой обитания);
  • Активизировать и пополнять словарный запас;
  • Формировать умение использовать средства выражения драматизации: поза, жесты, мимика, голос;
  • Подвести детей к осознанию необходимости бережного отношения к природе родного края.

Предварительная работа: беседы об озере Байкал, его растительном и животном мире; Чтение сказок и легенд; знакомство с картой Байкала.

Ход занятия

Детей на входе в группу встречает Сибирячок.

Сибирячок: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сибирячок. Никак не могу понять, почему меня так странно назвали родители?

Дети: Потому что родился в Сибири.

Сибирячок: Наш сибирский край называется еще Прибайкальем, отчего такое название?

Дети: В нашем краю находится знаменитое озеро Байкал.

Сибирячок: Еще я большой друг всего сибирского леса. Кто знает, как называется по-другому сибирский лес?

Дети: Сибирский лес – это тайга. В тайге растут: сосна, сибирский кедр, ель, ольха, лиственница.

Сибирячок: Какие молодцы! А теперь послушайте загадки.

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось, олень)

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (хомяк, бурундук)

Кто эти герои загадок?

Дети: Это дикие животные, которые обитают в тайге.

Сибирячок: Конечно! Ребята, скоро наступит зима и животным тяжело будет зимовать. Я предлагаю вам совершить прогулку в лес и посмотреть, все ли готовы к зиме. Заодно унести им гостинцы.

Дети садятся в заранее постоянный из стульчиков автобус, звучит музыка «Веселые путешественники».

Остановка: «На лесной поляне».

Показывается презентация о животных тайги, дети описывают внешний вид, рассказывают о повадках, питании животных. В вперемешку показываются животные жарких стран или птиц. Дети должны определить кто лишний и почему.

Сибирячок: У меня недавно появились новые друзья, хочу вас с ними познакомить.

Знакомьтесь – это кабарга. (Рассказ о кабарге, с проговариванием названия животного)

А это – бурундук. (Рассказ о бурундуке, с проговариванием названия животного)

Я вижу, что все звери приготовились к зиме. Давайте им под кустик поставим корзинку с гостинцами. Вот они обрадуются!

(Корзина наполнена муляжами овощей.)

Сибирячок: (звучит писк детенышей животных) Ребята, кто это здесь пищит?

(На доске развешаны картинки детенышей животных)

Сибирячок: Да это же настоящий звериный детский сад. Нам надо помочь деткам найти своих мам

(Проводится дидактическая игра «Покажи животное».)

Одна часть детей разбирают картинки с животными, оставшиеся дети По-очереди изображают взрослых животных. Дети-«детеныши» должны узнать свою маму.)

Сибирячок: Давайте не будем мешать. Пошли дальше…

(Выходят на «поляну» на которой разбросан мусор, обломанные ветки, следы пожара.)

Сибирячок: Ребята, куда это мы попали? Деревья поломаны, не слышно птиц и зверей. Кто это натворил?

Дети: Это сделали сами люди.

Сибирячок: А разве можно так поступать. Я тоже, как и вы, хочу сохранить красоту нашего края. Давайте для начала наведем порядок на полянке. Теперь можно и отдохнуть. Давайте присядем в кружок и послушаем, какие лесные правила при шлось написать для людей.

Если в лес пошел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй,
Но смотри не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки ели не ломай
И почаще вспоминай:
Мусс ор с травки убирать!
Зря цветов не надо рвать!
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Сибирячок: Всегда выполняйте эти правила! А теперь настало время возвращаться в детский сад.

(Дети рассаживаются в автобусе.)

Остановка: «Детский сад»

Проводится обобщающая беседа-опрос. В заключении можно предложить детям разместить на карте Байкала картинки тех животных, которые обитают в тайге.