Урок окружающего мира по темам "Страницы Всемирной истории, "Страницы истории Отечества", "Современная Россия". Урок-обобщение. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Обобщить знания учащихся по разделу «Страницы всемирной истории», «Страницы истории России», «Современная Россия», выявить знатока истории России.
  • Проверить знания, умения и навыки учащихся.
  • Развивать познавательный интерес и творческую активность.

Ход урока

I. Организационный момент.

Настрой на урок. Сегодня у нас обобщающий урок по трем разделам.

Надеюсь дома просмотрели, повторили. Мы с вами поиграем в игру «Крестики», «Нолики».

– Для игры необходимо: игровое поле, условные знаки «Х», «О». Цифры прикреплены к полю, а под ними – название конкурса. Весь класс делится на две команды. Чья команда получит больше условных знаков («Х» или«О»), такой знак и ставится на игровое поле. (Игровое поле на ватмане, каждая ячейка разного цвета прикреплено к доске) (Приложение Слайд 2)

1
Угадай-ка
2
Бросай-ка
3
Счастливый случай
4
Заморочки из бочки
5
Вопросы на все случаи жизни
6
Ситуация
7
Называй-ка
8
Кто открыл, изобрел, создал?
9
Песенка перекличка

– Определим, кто первым будет ходить. Когда появилась первое упоминание о Москве? (1147 год)

Игру начинает та команда, которая первая дала правильный ответ. Она и выбирает цифру. Если в этом конкурсе команда набирает меньше условных знаков, то ход переходит к другой команде.

Выигрывает та команда, которая построит цепочку из трех знаков. Можно подводить и промежуточные итоги.

Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

1. Конкурс «Угадай-ка»

– Какие события произошли?

Вопросы задаются по очереди каждой команде. Учитель показывает (называет)даты, команды отвечают. Если не знают ответа, может ответить другая команда. (Если не угадают по датам, можно показать картины)

  • 5 апреля 1242 года (Ледовое побоище) слайд 3
  • 1480 год (Разбита Орда на реке Угре) слайд 4
  • 1240 год (Невская битва) слайд5
  • 8 сентября 1380 года (Куликовская битва) слайд 6
  • 2000 год (Президентом России стал В.В.Путин)
  • 1991 год (Советский союз прекратил свое существование)

2. Конкурс «Бросай-ка»

Пришло время взаимоиспытаний. Ваша задача – выслушать вопрос до конца, обдумать ответ за 1-3 секунды. Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч. От каждой команды по два вопроса.

Вопросы были приготовлены дома учащимися на листочках.

Примерные вопросы:

  1. Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны)
  2. Какой русский город возник в Средние века? (Санкт-Петербург)
  3. Какое событие произошло в 988 году? (Крещение Руси)
  4. Какая наука узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения? (Археология)

3. Конкурс «Счастливый случай»

Чья команда быстрее поднимет свой знак после вопроса, та и отвечает.

  • Как звали царя, который подписал манифест о крепостной вольности? (Александр II)
  • Кто из русских военачальников стал генералиссимусом? (Суворов)
  • Как называлась магистраль, которая связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком? ( Транссибирская магистраль)
  • Как звали князя, который навсегда освободил Русь от Орды? (Иван III)
  • Какой царь ввел празднование Нового года с 1 января? (Петр I)
  • Кто был последним русским царем? (Николай II)
  • Как называется основной закон нашей страны? (Конституция)
  • «Дети имеют право на особую заботу и помощь» – главная мысль какого документа? (Конвенция о правах ребенка)

4. Конкурс «Заморочки из бочки»

Каждой команде выдается мешочек с заданиями внутри.

– Вам нужно вынуть кокон из мешочка, раскрыть его, прочитать задание, за короткое время обсудить и дать ответ.

Вопросы для команды 1:

  • На какие три группы можно разделить все праздники? (Семейные, народные, профессиональные)
  • Назовите символы нашего государства? (Герб, флаг, гимн)
  • Кем и когда была принята Конвенция о правах ребенка? (ООН 20 ноября 1989года)
  • Почему война 1941-1945 годов называется Великая Отечественная Война? (На войну поднялся весь народ)
  • Как называлась партия, которую возглавлял Ленин? (Партия большевиков)
  • От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных)

Вопросы для команды 2:

  • Когда мы чествуем защитников Отечества? (23 февраля)
  • Как на флоте называют Российский флаг? (Бесик)
  • Кто является Главой нашего государства? (Президент)
  • В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас? (Всеобщая декларация прав человека)
  • Назовите соперников в Гражданской войне? (Белые и красные)
  • Кто изобрел книгопечатание? (Иоганн Гуттенберг)

5. Конкурс «Вопросы на все случаи жизни»

В этом конкурсе могут быть самые разные вопросы.

  • Что такое Солнце? (звезда)
  • Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
  • За что рыбка наказала старуху? (За жадность)
  • Очень тихий разговор (Шепот)
  • Какое дерево наших лесов растет быстрее всех? (Осина)
  • Как звали царя, обладателя золотого петушка? (Дадон)
  • Песенка о животном, которого каждая дворняжка знает. (Чебурашка)
  • Корабельный тормоз (Якорь)
  • Сколько ушек у трех старушек? (шесть)
  • Ледяная площадка (Каток)

6. Конкурс «Ситуация»

Вашему вниманию будут предложены ситуации и несколько предполагаемых ответов. Вы выбираете правильный ответ.

Ситуация для команды 1:

Когда князь Дмитрий разбил войско Мамая на поле Куликовом, то его стали звать …
а) Невским
б) Донским
в) Долгоруким

Ситуация для команды 2:

После того как в июле 1240 года князь Александр врасплох застиг шведов и разбил их, его стали называть …
а) Вещим
б) Донским
в) Невским

7. Конкурс «Называй-ка»

Участникам команд предлагаются репродукции картин, или памятников. Участники должны вспомнить название картины и автора, и чей памятник.

  • Памятник Петру I Слайд 7
  • Картина «Грачи прилетели» А.Саврасова Слайд 8
  • Памятник В.И.Сурикову Слайд 9
  • Картина « Утро в сосновом бору» Шишкина Слайд 10

8. Конкурс «Кто открыл, изобрел, создал?»

  • Кто является изобретателем книгопечатания? (И. Гутенберг) Слайд 11
  • Кто открыл Америку? (Христофор Колумб) Слайд 12
  • Кто создал «Грамматику? (Мелетий Смотрицкий) Слайд 13
  • Кто написал первый букварь? (Василий Бурцов)
  • Кто открыл первый Университет? (Михаил Ломоносов) Слайд 14
  • Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) Слайд 15

9. Конкурс «Песенка перекличка»

Поем всей командой песни о природе по очереди. Условие: поем только первый куплет. Кто споет больше песен дружнее, тот побеждает. Конкурс начинается с команды, которая проигрывает.

Итог игры.

Вот и закончилась игра,
Расходится нам пора…
На табло взгляните все –
Подведем итог игре.

Подсчитываются «Х» и «О».

Игроки команд награждаются призами.

Список использованной литературы:

  1. Учебник Мир вокруг нас 4 класс 2 часть. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова
  2. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс О.И.Дмитриева, Мокрушина О.А.
  3. Интернет ресурсы для картинок: images.yandex.ru