Цели:
- Обобщить знания учащихся по разделу «Страницы всемирной истории», «Страницы истории России», «Современная Россия», выявить знатока истории России.
- Проверить знания, умения и навыки учащихся.
- Развивать познавательный интерес и творческую активность.
Ход урока
I. Организационный момент.
Настрой на урок. Сегодня у нас обобщающий урок по трем разделам.
Надеюсь дома просмотрели, повторили. Мы с вами поиграем в игру «Крестики», «Нолики».
– Для игры необходимо: игровое поле, условные знаки «Х», «О». Цифры прикреплены к полю, а под ними – название конкурса. Весь класс делится на две команды. Чья команда получит больше условных знаков («Х» или«О»), такой знак и ставится на игровое поле. (Игровое поле на ватмане, каждая ячейка разного цвета прикреплено к доске) (Приложение Слайд 2)
1 Угадай-ка |
2 Бросай-ка |
3 Счастливый случай |
4 Заморочки из бочки |
5 Вопросы на все случаи жизни |
6 Ситуация |
7 Называй-ка |
8 Кто открыл, изобрел, создал? |
9 Песенка перекличка |
– Определим, кто первым будет ходить. Когда появилась первое упоминание о Москве? (1147 год)
Игру начинает та команда, которая первая дала правильный ответ. Она и выбирает цифру. Если в этом конкурсе команда набирает меньше условных знаков, то ход переходит к другой команде.
Выигрывает та команда, которая построит цепочку из трех знаков. Можно подводить и промежуточные итоги.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
1. Конкурс «Угадай-ка»
– Какие события произошли?
Вопросы задаются по очереди каждой команде. Учитель показывает (называет)даты, команды отвечают. Если не знают ответа, может ответить другая команда. (Если не угадают по датам, можно показать картины)
- 5 апреля 1242 года (Ледовое побоище) слайд 3
- 1480 год (Разбита Орда на реке Угре) слайд 4
- 1240 год (Невская битва) слайд5
- 8 сентября 1380 года (Куликовская битва) слайд 6
- 2000 год (Президентом России стал В.В.Путин)
- 1991 год (Советский союз прекратил свое существование)
2. Конкурс «Бросай-ка»
Пришло время взаимоиспытаний. Ваша задача – выслушать вопрос до конца, обдумать ответ за 1-3 секунды. Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч. От каждой команды по два вопроса.
Вопросы были приготовлены дома учащимися на листочках.
Примерные вопросы:
- Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны)
- Какой русский город возник в Средние века? (Санкт-Петербург)
- Какое событие произошло в 988 году? (Крещение Руси)
- Какая наука узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения? (Археология)
3. Конкурс «Счастливый случай»
Чья команда быстрее поднимет свой знак после вопроса, та и отвечает.
- Как звали царя, который подписал манифест о крепостной вольности? (Александр II)
- Кто из русских военачальников стал генералиссимусом? (Суворов)
- Как называлась магистраль, которая связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком? ( Транссибирская магистраль)
- Как звали князя, который навсегда освободил Русь от Орды? (Иван III)
- Какой царь ввел празднование Нового года с 1 января? (Петр I)
- Кто был последним русским царем? (Николай II)
- Как называется основной закон нашей страны? (Конституция)
- «Дети имеют право на особую заботу и помощь» – главная мысль какого документа? (Конвенция о правах ребенка)
4. Конкурс «Заморочки из бочки»
Каждой команде выдается мешочек с заданиями внутри.
– Вам нужно вынуть кокон из мешочка, раскрыть его, прочитать задание, за короткое время обсудить и дать ответ.
Вопросы для команды 1:
- На какие три группы можно разделить все праздники? (Семейные, народные, профессиональные)
- Назовите символы нашего государства? (Герб, флаг, гимн)
- Кем и когда была принята Конвенция о правах ребенка? (ООН 20 ноября 1989года)
- Почему война 1941-1945 годов называется Великая Отечественная Война? (На войну поднялся весь народ)
- Как называлась партия, которую возглавлял Ленин? (Партия большевиков)
- От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных)
Вопросы для команды 2:
- Когда мы чествуем защитников Отечества? (23 февраля)
- Как на флоте называют Российский флаг? (Бесик)
- Кто является Главой нашего государства? (Президент)
- В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас? (Всеобщая декларация прав человека)
- Назовите соперников в Гражданской войне? (Белые и красные)
- Кто изобрел книгопечатание? (Иоганн Гуттенберг)
5. Конкурс «Вопросы на все случаи жизни»
В этом конкурсе могут быть самые разные вопросы.
- Что такое Солнце? (звезда)
- Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
- За что рыбка наказала старуху? (За жадность)
- Очень тихий разговор (Шепот)
- Какое дерево наших лесов растет быстрее всех? (Осина)
- Как звали царя, обладателя золотого петушка? (Дадон)
- Песенка о животном, которого каждая дворняжка знает. (Чебурашка)
- Корабельный тормоз (Якорь)
- Сколько ушек у трех старушек? (шесть)
- Ледяная площадка (Каток)
6. Конкурс «Ситуация»
Вашему вниманию будут предложены ситуации и несколько предполагаемых ответов. Вы выбираете правильный ответ.
Ситуация для команды 1:
Когда князь Дмитрий разбил войско Мамая на поле Куликовом, то его стали звать …
а) Невским
б) Донским
в) Долгоруким
Ситуация для команды 2:
После того как в июле 1240 года князь Александр врасплох застиг шведов и разбил их, его стали называть …
а) Вещим
б) Донским
в) Невским
7. Конкурс «Называй-ка»
Участникам команд предлагаются репродукции картин, или памятников. Участники должны вспомнить название картины и автора, и чей памятник.
- Памятник Петру I Слайд 7
- Картина «Грачи прилетели» А.Саврасова Слайд 8
- Памятник В.И.Сурикову Слайд 9
- Картина « Утро в сосновом бору» Шишкина Слайд 10
8. Конкурс «Кто открыл, изобрел, создал?»
- Кто является изобретателем книгопечатания? (И. Гутенберг) Слайд 11
- Кто открыл Америку? (Христофор Колумб) Слайд 12
- Кто создал «Грамматику? (Мелетий Смотрицкий) Слайд 13
- Кто написал первый букварь? (Василий Бурцов)
- Кто открыл первый Университет? (Михаил Ломоносов) Слайд 14
- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) Слайд 15
9. Конкурс «Песенка перекличка»
Поем всей командой песни о природе по очереди. Условие: поем только первый куплет. Кто споет больше песен дружнее, тот побеждает. Конкурс начинается с команды, которая проигрывает.
Итог игры.
Вот и закончилась игра,
Расходится нам пора…
На табло взгляните все –
Подведем итог игре.
Подсчитываются «Х» и «О».
Игроки команд награждаются призами.
Список использованной литературы:
- Учебник Мир вокруг нас 4 класс 2 часть. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова
- Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс О.И.Дмитриева, Мокрушина О.А.
- Интернет ресурсы для картинок: images.yandex.ru