Образовательная экологическая программа "Чудомир"

Разделы: Экология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность программы
    В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии
    В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.

  2. Новизна программы
    Новизна данной программы состоит в том, что образовательный процесс здесь построен на комплексно – тематическом принципе. Решение поставленных задач предлагается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. В программе разработаны задачи по ознакомлению детей с каждым временем года.
    Программа "Чудомир" ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.
    Формирование основ экологической культуры у детей — дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.
    Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.  
    Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, дидактических игр.
    Программа сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. 

  3. Вид программы «Чудомир» - модифицированная.
  4. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-7 лет.
  5. Сроки реализации программы 2013 – 2014 учебный год.

Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

  • готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
  • постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • активным участием родителей в воспитательном процессе.

Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.

Программа «Чудомир» – это один из возможных вариантов контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка на данном возрастном этапе.

Цели и задачи программы.

Цели программы: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания; формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.

Задачи программы:

  1. Вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру природы, дать первоначальные знания о жизни растений, насекомых, птиц, животных; об особенностях их развития, приспособления к условиям жизни, приносимой пользе. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  2. На примере самых простых и хорошо знакомых детям природных объектов (например: насекомые – птицы – деревья, бабочки – цветы) подвести детей к пониманию, осознанию неразрывной взаимосвязи в природе; научить детей конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы; проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
  3. Формировать основы экологического мировоззрения и культуры; воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении; формировать бережное отношение к природе родного края, понимать её уникальность, неповторимость.
  4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Занятия в объединении Чудомир» проводятся по следующим направлениям:

  • Знакомство с окружающим миром (формирование представлений о природе, о животном и растительном мире, знакомство с сезонными изменениями);
  • художественное творчество (поделки из природного и бросового материалов с целью развития тонкой моторики и восприятия окружающего мира).

Результаты обучения

Дети должны знать:

  • об изменениях, происходящих в природе в разное время года;
  • элементарные правила поведения в природе;
  • основные понятия курса.

Дети должны уметь:

  • распознавать времена года;
  • любоваться красотой и изяществом природы.

Учебно-методический комплекс программы включает в себя описание форм занятий, планируемых по каждой теме и направлению; приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса; дидактического материала и форм подведения итогов обучения по каждому разделу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для детей 6-7 лет

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Т.Б

2

2

-

2

Золотая Осень

20

4

16

3

Волшебница Зима

24

4

20

4

Чародейка Весна

12

2

10

5

Лето

12

2

10

6

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО часов:

72

15

57

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие

Задачи: настрой на групповую работу; принятие правил; развитие сплоченности группы.

Теория: информация о целях, форме и содержании занятий по курсу; знакомство с правилами работы в группе.

Практика: игры на знакомство «Снежный ком», «Веселое приветствие».

Тема 2. «Золотая Осень»

Задачи: Расширять знания детей об осени, закреплять знания о временах года и последовательности месяцев в году; расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального); закладывать основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Теория: Знакомство детей с временами года, явлениями природы, обитателями леса, водоема, фермы.

Практика:

Просмотр мультимедийных материалов о лесе, о грибах и ягодах с последующей беседой о содержании просмотренного, изготовление поделок из овощей и бросового материала.

Игры и упражнения:

  • Игра с мячом: «Лето или осень», «Съедобное-не съедобное»
  • Пальчиковые игры: «Хозяйка однажды с базара пришла», «Грибы». «Деревья»,
  • Экскурсия: « Деревья и кустарники».
    Прогулка в парке - беседа «Как узнать ядовитые растения, ягоды и грибы. Правила безопасности в природе»
  • Дидактические игры: « Овощи и фрукты», «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы».
  • Чтение произведений:
    - И. Соколов – Микитов «Листопадничек»;
    - И.Бунин «Листопад»;
    - Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»;
    - В. Бианки «Прячутся…».
  • отгадывание загадок, прослушивание стихов, музыкальных произведений, рассматривание репродукций по теме, изготовление фотогазеты «Дачные радости».

Тема 3. «Волшебница Зима»

Задачи: Знакомить с зимой. Закладывать основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к лесу и лесным жителям, гуманное поведение в лесу; приобщать к тайнам природы.

Теория: Знакомство детей с обитателями леса, знакомство с явлениями природы.

Практика:

  • Игры и упражнения: «По лесу ежика везем», «Один-много»; «Какой, какая, какие»?, «Чудесный мешочек», «Слова» упражнение-имитация "Превращение в ёлочку";
  • пальчиковая гимнастика «Ёжик колкий», «Белка», «Дождик»;
  • зрительная гимнастика «Лучик вверх, лучик вниз»;
  • дыхательные упражнения «Теплый, холодный воздух»;
  • Просмотр и обсуждение презентаций по теме;
  • проведение опытов: «Как текут жидкости», «Что происходит со снегом в тепле»;
  • отгадывание загадок, прослушивание стихов; изготовление поделок из бросового материала (с целью научить детей не выбрасывать стаканчики из-под йогурта, а использовать их для поделок).

Тема 4. Чародейка Весна

Задачи: Знакомить детей с разнообразием растений: первоцветы, лекарственные, садовые, полевые; воспитывать бережное отношение к растениям; учить любоваться красотой растений; развивать любознательность.

Теория: Знакомство с лесными, луговыми, садовыми растениями, лекарственными травами, первоцветами.

Практика:

  • Игры, упражнения: «Цветы», физминутка «Одуванчик», «Цветы»;
  • просмотр и обсуждение презентаций по теме;
  • отгадывание загадок, прослушивание стихов, рассматривание картин русских художников по теме
  • проведение опытов: «Вырастим цветок для мамы», «Что нужно для того, чтобы вырос лук»

Тема 5. Лето

Задачи: Воспитывать у детей гуманные чувства к насекомым; раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми насекомых; формировать правила поведения с ними.

Теория: Знакомство детей с миром насекомых.

Практика:

  • Игры: «Паутинка», «Какой, какая, какие»?, «Чудесный мешочек», «Слова» пальчиковая гимнастика «Паучок»;
  • артикуляционное упражнение «Комарики»; просмотр и обсуждение презентаций по теме;
  • отгадывание загадок, прослушивание стихов.

Тема 6. Итоговое занятие

Задачи: актуализация знаний по курсу, подведение итогов обучения

Практика:

  • Игра с элементами контроля ЗУН обучающихся.

Литература:

  1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125с.
  2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192с.
  3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой»
  4. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с: ил.
  5. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5—9 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». Минск.«Асар».1996.
  7. Лучин М.В. «Детям о природе»
  8. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
  9. Рыжова Н.А. «Я и природа». Учебно- методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. «Линка-Пресс».1996.
  10. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. _ 2-е изд., испр. И доп. – М.: АКРКТИ, 2005. – 72с.
  11. Шустова И.Б. Азбука. Насекомые России
  12. Хочу быть успешным: Методическое пособие / О. Хухлаева – М.: Чистые пруды, 2005. – 32с.
  13. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. — М.: Просвещение, 1990.
  14. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М., 2000.
  15. Журнал «Дошкольное воспитание»
  16. Журнал «Школьный психолог»