Педагог использует варианты выполнения практической работы по изготовлению модели (конструкции) автотранспорта с элементами движения (магнит) в зависимости от возрастной группы обучающихся, практических навыков.
Отводится 1 занятие продолжительностью 45 минут.
Рекомендуется для учителей начальной школы, а также для педагогов дополнительного образования с младшим школьным возрастом.
Приложения:
- Приложение 1 – Чертеж или развертка модели;
- Приложение 2 – Фото работы.
Тема программы: Моделирование с элементами конструирования «Автотранспорт».
Тема занятия: «Автодром».
Цель: Формирование и развитие интереса к техническому творчеству через изготовление игры.
Задачи:
Образовательные:
- – сформировать представление о свойствах магнита
- использование свойств магнита человеком
- закрепление навыков работы с разверткой (чтение линий чертежа)
Развивающие:
- расширение представления школьников о направлениях дополнительного образования технической направленности;
- способствовать стремлению детей к самостоятельности через возможность проявить свои знания и умения в соревнованиях со сверстниками;
- активизация склонностей и творческого потенциала детей;
Воспитательные:
- решение занятости детей в свободное от учебных занятий время;
- способствовать формированию и развитию трудовых, нравственных, коммуникативных качеств личности;
Участники: обучающиеся 8-9 лет. Группа 12-15 человек.
Оформление: согласно темам «Автотранспорт», «Магнит и его свойства».
Методы обучения: программированный, проблемный.
Формы обучения: беседа, устный опрос, практическая работа.
Формы организации детей на занятии: фронтальная, индивидуальная (применимы и другие формы).
Обеспечение занятия:
- Компьютер;
- Подборка слайдов;
- Аудиоаппаратура;
- Необходимые материалы и инструменты
План занятия:
- Организационный этап (2 мин.)
- Приветствие детей
- Подготовительный этап (10 мин.)
- Объявление темы и постановка цели занятия (через актуализацию знаний о свойствах магнита, проведение мини-опыта)
- Исторические сведения
- Основной этап (30 мин.)
- Практическая работа «Изготовление модели автотранспорта»
- Практическая работа «Изготовление автотрассы»
- Оформление работы
- Заключительный этап (3 мин.)
- Уборка рабочих мест
- Анализ работ (проведение игровой ситуации)
- Диагностика
Ход занятия
I. Организационный этап (2 мин.)
Приветствие детей
(Проверяем готовность обучающихся к занятию, наличие материала, инструмента для выполнения работы)
II. Подготовительный этап (10 мин.)
- Объявление темы и постановка цели занятия (через актуализацию знаний о свойствах магнита, проведение мини-опыта)
- Исторические сведения
Педагог: Издавна народ слагал легенды о каких-то событиях, подвигах. Вот в одной старинной легенде рассказывается о пастухе по имени Магнус… В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнас понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа
Педагог: Магнит обладает свойствами. Какими? (Ответы детей)
Педагог: Поднесем магнит по очереди к различным предметам (можно использовать любые предметы в кабинете или подготовить заранее).
Магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не притягиваются к магниту.
Педагог: А как человек может использовать свойства магнита в жизни?
(Ответы детей)
Педагог: Например человек чтобы не заблудится в лесу применяет устройство которое называется– компас. При помощи компаса можно определить, где находятся стороны света(…дом)
– Известны и лечебные свойства магнита, которые используются в виде пластырей, браслетов..
– Украшает человек холодильник различными картинками на магните..
– А еще можно используя магнит придумать и сделать своими руками игру
III. Основной этап (30 мин.)
Практическая работа «Изготовление модели автотранспорта»:
(При выполнении работы повторяем правила техники безопасности при работе с ножницами.)
- обвести шаблон, переносим линии с развертки.(Можно усложнить задачу обучающимся: предложить самостоятельно построить развертку, изменить форму корпуса машинки)
- вырезать, согнуть согласно линиям, склеить корпус
- измерить расстояние между боковыми стенками машинки
- сделав припуск, начертить элемент рамы авто в виде полоски
- вырезать полоску, отогнуть клапаны и вклеить полоску рамы, прикрепить скрепку
- оформить машинку
Практическая работа «Изготовление автотрассы»:
- Для изготовления трассы используем коробку из-под конфет, надрезав боковые длины, отгибаем их вверх
- оформляем методом аппликации трассу, крепим из бросового материала дополнительные элементы по замыслу.
- К рейке или линейке при помощи двухстороннего скотча прикрепляем магнит
- Оформление работы
IV. Заключительный этап (3 мин.)
- Уборка рабочих мест
- Анализ работ (проведение игровой ситуации). Игровой момент «Кто быстрее?» (можно проходить трассу на время).
- Диагностика
Литература:
- Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И. Мотылевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 260 с.
- Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.